Сентябрь 2000 года, в уютной часовне св. апостола Иакова Евангелической богословской академии Санкт-Петербурга, что на Костромском проспекте, 14, первая экуменическая встреча. Приглашаются все деноминации: католики, православные, протестанты, если хотите, милости просим, мусульмане, иудеи, мессианские евреи, а также все люди доброй воли. С тех пор такие встречи проходят регулярно, один раз в месяц.
По всему миру проводятся ежегодные межконфессиональные международные конференции, работают межконфессиональные христианские радиостанции, которые свидетельствуют об усилении экуменического движения.
Экумена в переводе с греческого (ойкомена) означает вселенную, населенное место обитания. Все мы — братья и сестры, которые живут в одной обители. Все мы верим в одного и того же Бога, и хотя богослужения не похожи друг на друга и по-разному складывались традиции веры и религиозной культуры, мы — дети единого Бога. Мы можем и должны ЛЮБИТЬ друг друга. У верующих одни и те же чувства любви к Богу и ближнему, одно место обитания — родная экумена. А вот умеем ли мы любить дальнего?
Я понимаю заповедь Божью о любви к ближнему как любовь ко всем живущим на земле: ведь земля — малая часть той бесконечности, которую создал Бог. Все живущие на Земле — мои потенциальные ближние. Как бы хотелось, чтобы так думали другие! Но, по-видимому, не всех нас объединяет это чувство любви.
Экуменизм как стремление к христианскому единству возник на почве конфессионального разделения, то есть из-за того, что в религиозной жизни возобладал догматизм (ортодоксия), а не христианская этика (любовь). Профессор Н. Бердяев в 1933 году писал в сборнике "Христианское воссоединение", что экуменизм зародился в недрах протестантизма. Экуменическое движение — сотрудничество конфессий, движение к сверхконфессиональной полноте. Конфессия, по определению Н. Бердяева, данному в книге "Вселенскость и конфессионализм", — это историческая индивидуализация единой христианской истины.
Христианство — не только откровение Истины, но и откровение Любви. Фанатически преданный своей конфессиональной истине нередко грешит против Любви. Он не верен Христу, Который есть не только Истина, но и Любовь, как Путь и Жизнь. Только соединение Истины и Любви может показать путь христианского единения. И вопрос не в соединении христианских церквей, а в соединении христианских душ. Единство христианского мира будет достигнуто на почве возрождения духовной жизни. Основы христианства мистичны и духовны... Если иметь в виду чувство братской любви и милосердия к ближнему, то экуменистом можно назвать любого истинного верующего, который, несмотря на зло окружающего мира, продолжает любить и беречь этот мир даже ценою собственных страданий. И сразу вспоминаются события Библии: притча о милосердном самарянине (Лк. 10:33-35), где ближним оказывается не "свой", единомышленный и единоверный, а инородец, иноверец. Беседа Иисуса с самарянкой у колодца (Ин. 4), которая показывает, что самым великим экуменистом был Иисус, исцелявший, помогавший любому, кто с верой обращался к Нему за помощью. А жизнь и письма апостола Павла, насадившего дивный сад церквей по всей акватории Средиземного моря и примирявший братьев и сестер по вере силою любви, описанной им в Первом послании к Коринфянам 13:1-6. Это и один из отцов ранней церкви блаженный Августин, который, предвидя ссоры братьев по вере, написал великие слова: "Единство в вере, во второстепенном — свобода, во всем — любовь". Вспоминая историю русской религиозной философской мысли, невозможно не упомянуть экуменическое братство, о котором мечтал великий мыслитель В. Соловьев, всем своим образом жизни подтвердивший истинную сущность веры: любить добро во всех его проявлениях, строго соблюдая святость и духовные основы жизни...
Вся мучительность христианской истории в сращении церкви с "политикой". В истории церкви произошло столько кровопролитий, жесточайших по своему произволу религиозных войн, которые последовали после раскола церкви в 1054 г. на Западную и Восточную, что этот факт до сих пор как бельмо на глазу у верующих. А ведь есть старый и эффективный метод безболезненного устранения всех бед: возлюбить ближнего своего как самого себя!
Этот тысячелетний неустраненный раскол говорит об отсутствии любви к ближнему и дальнему, о суде над теми, кто не так, а иначе любит Всеединого. Инквизиция, борьба с инакомыслием как еретичеством, борьба за власть, религиозные войны — этому есть только одно объяснение: это не грехи церкви, а дьявольское зло против церкви!
Раны, нанесенные друг другу за отстаивание догматических постулатов католиками, православными, протестантами, иудеями, мусульманами, борьба за власть и земли, законничество (требования соблюдать внешние церковные правила, а не спасение благодатью), сращивание государственной и церковной власти (хотя в Библии сказано "Царство Мое не от мира сего") и т. д. — эти раны глубоки, и они все более ожесточают сердца в непримиримости, упорстве в своих ошибках. Эрраре хуманум ест — ошибаться есть человеческое, гласит латинская поговорка, но примечательно, что вторая часть этого высказывания, как правило, дипломатично умалчивается: глупо упорствовать в своей ошибке.
Но в XVIII-XIX вв. среди терний и волчиц (атеизма и материализма) появился маленький нежный росток — брат младшенький по вере, который решил объединить своей искренней любовью старших братьев по вере, разделивших экумену в междоусобных войнах. Совсем как Иосиф, спасший братьев от голодной физической смерти (Быт. 43, 48), спасает экуменизм по любви своих братьев по вере от духовного голода, спасает от разобщенности и пытается, хоть пока еще и слабо, поддержать своих братьев любовью к ним. А те, опять как в истории с Иосифом, меньшего хотят всеми силами погубить.
Историческая справка: экуменизм до последнего времени считался еретическим учением у фундаменталистов. Ничто не ново под луной. Все повторяется в этом мире. Господь помог Иосифу победить не только ненависть братьев, но и укрепил его в торжестве объединяющей любви. На примере Иосифа и его братьев мы, изучающие Писание, братья и сестры по вере, можем с уверенностью сказать, что экуменизм вместе с другими апостольскими церквями будет все активнее нести Благую радостную весть о том, что Божьи дети все прощены, искуплены и спасены Кровью Иисуса Христа и нам давно надо простить друг друга за все и, по-братски обнявшись, явиться на пир к Отцу, где все желанны и любимы: и блудный сын, и тот, который был послушным сыном, но грешил грехом гордыни и самомнения, а точнее, грехом нелюбви к брату.
Да, болят старые раны... Но как иначе, если не любовью, решать все разногласия и залечивать раны, снова возделывать райский сад нашей родной экумены? Католичество в лице папы Римского Иоанна Павла II уже принесло публичное покаяние перед всеми христианами за исторические ошибки. Тут бы и остальным простить, открыть объятия навстречу... Но опять идут философские споры: кто воссядет "одесную" или "ошую" Отца Небесного... У меня, протестантки по вероисповеданию, в сердце живет тихая радость за покаяние католиков и щемящая грусть за недостаток любви, например, у православных к братьям своим. Прощай врагам своим, учит Иисус, что уж говорить о родственниках по вере! Прощение дает возможность отразиться в нас лику Христа, то есть быть похожими на Него, ибо этому учит Он нас, что именно любовь к дальним, как к ближним, даст нам прощение Отца: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин. 15:13).
Спасение мы получим на крови миллионов убиенных за "не ту" веру, только если простим друг другу: "...и прости нам долги наши, как и мы прощаем..."
Прощаем ли? Попробуем применить здесь логику человеческого ума, чтобы понять закон любви (хотя любовь вне всякой логики).
По всему миру проводятся ежегодные межконфессиональные международные конференции, работают межконфессиональные христианские радиостанции, которые свидетельствуют об усилении экуменического движения.
Экумена в переводе с греческого (ойкомена) означает вселенную, населенное место обитания. Все мы — братья и сестры, которые живут в одной обители. Все мы верим в одного и того же Бога, и хотя богослужения не похожи друг на друга и по-разному складывались традиции веры и религиозной культуры, мы — дети единого Бога. Мы можем и должны ЛЮБИТЬ друг друга. У верующих одни и те же чувства любви к Богу и ближнему, одно место обитания — родная экумена. А вот умеем ли мы любить дальнего?
Я понимаю заповедь Божью о любви к ближнему как любовь ко всем живущим на земле: ведь земля — малая часть той бесконечности, которую создал Бог. Все живущие на Земле — мои потенциальные ближние. Как бы хотелось, чтобы так думали другие! Но, по-видимому, не всех нас объединяет это чувство любви.
Экуменизм как стремление к христианскому единству возник на почве конфессионального разделения, то есть из-за того, что в религиозной жизни возобладал догматизм (ортодоксия), а не христианская этика (любовь). Профессор Н. Бердяев в 1933 году писал в сборнике "Христианское воссоединение", что экуменизм зародился в недрах протестантизма. Экуменическое движение — сотрудничество конфессий, движение к сверхконфессиональной полноте. Конфессия, по определению Н. Бердяева, данному в книге "Вселенскость и конфессионализм", — это историческая индивидуализация единой христианской истины.
Христианство — не только откровение Истины, но и откровение Любви. Фанатически преданный своей конфессиональной истине нередко грешит против Любви. Он не верен Христу, Который есть не только Истина, но и Любовь, как Путь и Жизнь. Только соединение Истины и Любви может показать путь христианского единения. И вопрос не в соединении христианских церквей, а в соединении христианских душ. Единство христианского мира будет достигнуто на почве возрождения духовной жизни. Основы христианства мистичны и духовны... Если иметь в виду чувство братской любви и милосердия к ближнему, то экуменистом можно назвать любого истинного верующего, который, несмотря на зло окружающего мира, продолжает любить и беречь этот мир даже ценою собственных страданий. И сразу вспоминаются события Библии: притча о милосердном самарянине (Лк. 10:33-35), где ближним оказывается не "свой", единомышленный и единоверный, а инородец, иноверец. Беседа Иисуса с самарянкой у колодца (Ин. 4), которая показывает, что самым великим экуменистом был Иисус, исцелявший, помогавший любому, кто с верой обращался к Нему за помощью. А жизнь и письма апостола Павла, насадившего дивный сад церквей по всей акватории Средиземного моря и примирявший братьев и сестер по вере силою любви, описанной им в Первом послании к Коринфянам 13:1-6. Это и один из отцов ранней церкви блаженный Августин, который, предвидя ссоры братьев по вере, написал великие слова: "Единство в вере, во второстепенном — свобода, во всем — любовь". Вспоминая историю русской религиозной философской мысли, невозможно не упомянуть экуменическое братство, о котором мечтал великий мыслитель В. Соловьев, всем своим образом жизни подтвердивший истинную сущность веры: любить добро во всех его проявлениях, строго соблюдая святость и духовные основы жизни...
Вся мучительность христианской истории в сращении церкви с "политикой". В истории церкви произошло столько кровопролитий, жесточайших по своему произволу религиозных войн, которые последовали после раскола церкви в 1054 г. на Западную и Восточную, что этот факт до сих пор как бельмо на глазу у верующих. А ведь есть старый и эффективный метод безболезненного устранения всех бед: возлюбить ближнего своего как самого себя!
Этот тысячелетний неустраненный раскол говорит об отсутствии любви к ближнему и дальнему, о суде над теми, кто не так, а иначе любит Всеединого. Инквизиция, борьба с инакомыслием как еретичеством, борьба за власть, религиозные войны — этому есть только одно объяснение: это не грехи церкви, а дьявольское зло против церкви!
Раны, нанесенные друг другу за отстаивание догматических постулатов католиками, православными, протестантами, иудеями, мусульманами, борьба за власть и земли, законничество (требования соблюдать внешние церковные правила, а не спасение благодатью), сращивание государственной и церковной власти (хотя в Библии сказано "Царство Мое не от мира сего") и т. д. — эти раны глубоки, и они все более ожесточают сердца в непримиримости, упорстве в своих ошибках. Эрраре хуманум ест — ошибаться есть человеческое, гласит латинская поговорка, но примечательно, что вторая часть этого высказывания, как правило, дипломатично умалчивается: глупо упорствовать в своей ошибке.
Но в XVIII-XIX вв. среди терний и волчиц (атеизма и материализма) появился маленький нежный росток — брат младшенький по вере, который решил объединить своей искренней любовью старших братьев по вере, разделивших экумену в междоусобных войнах. Совсем как Иосиф, спасший братьев от голодной физической смерти (Быт. 43, 48), спасает экуменизм по любви своих братьев по вере от духовного голода, спасает от разобщенности и пытается, хоть пока еще и слабо, поддержать своих братьев любовью к ним. А те, опять как в истории с Иосифом, меньшего хотят всеми силами погубить.
Историческая справка: экуменизм до последнего времени считался еретическим учением у фундаменталистов. Ничто не ново под луной. Все повторяется в этом мире. Господь помог Иосифу победить не только ненависть братьев, но и укрепил его в торжестве объединяющей любви. На примере Иосифа и его братьев мы, изучающие Писание, братья и сестры по вере, можем с уверенностью сказать, что экуменизм вместе с другими апостольскими церквями будет все активнее нести Благую радостную весть о том, что Божьи дети все прощены, искуплены и спасены Кровью Иисуса Христа и нам давно надо простить друг друга за все и, по-братски обнявшись, явиться на пир к Отцу, где все желанны и любимы: и блудный сын, и тот, который был послушным сыном, но грешил грехом гордыни и самомнения, а точнее, грехом нелюбви к брату.
Да, болят старые раны... Но как иначе, если не любовью, решать все разногласия и залечивать раны, снова возделывать райский сад нашей родной экумены? Католичество в лице папы Римского Иоанна Павла II уже принесло публичное покаяние перед всеми христианами за исторические ошибки. Тут бы и остальным простить, открыть объятия навстречу... Но опять идут философские споры: кто воссядет "одесную" или "ошую" Отца Небесного... У меня, протестантки по вероисповеданию, в сердце живет тихая радость за покаяние католиков и щемящая грусть за недостаток любви, например, у православных к братьям своим. Прощай врагам своим, учит Иисус, что уж говорить о родственниках по вере! Прощение дает возможность отразиться в нас лику Христа, то есть быть похожими на Него, ибо этому учит Он нас, что именно любовь к дальним, как к ближним, даст нам прощение Отца: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин. 15:13).
Спасение мы получим на крови миллионов убиенных за "не ту" веру, только если простим друг другу: "...и прости нам долги наши, как и мы прощаем..."
Прощаем ли? Попробуем применить здесь логику человеческого ума, чтобы понять закон любви (хотя любовь вне всякой логики).