Главная / Статьи / Церковь / С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ПОМЕСТНАЯ ЦЕРКОВЬ?
С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ПОМЕСТНАЯ ЦЕРКОВЬ?
С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ПОМЕСТНАЯ ЦЕРКОВЬ?
24.09.2011
661
За последнее десятилетие в нашем городе образовался не один десяток новых церковных общин. Большинство из них были инициированы западными миссионерами. Но некоторые имеют местные корни. Сегодня мой собеседник Николай Евгеньевич КУЯВСКИЙ — пастор именно такой общины евангельских христиан, которая родилась пять лет назад в Санкт-Петербурге на Ржевке-Пороховых.


— Пастор Николай, в Петербурге существует уже немало христианских церквей. Была ли нужда в создании еще одной общины и чем она отличается от других?

 — Ржевка-Пороховые — это типичная новостройка, где проживает довольно много людей и население — молодое. А церкви, общины евангельского исповедания в районе не было ни одной. Я убежден, что Бог спасает людей именно через церкви. Поэтому в таких густонаселенных районах особенно нужны церкви, где люди обретали бы спасение, идея создания такой церкви на Ржевке-Пороховых была вполне очевидной.

 Я уверен, что церковь должна быть местной, то есть служить населению, живущему рядом. Я не понимаю церкви общегородского значения, когда в церковь люди съезжаются со всего города. Это создает большие проблемы: люди теряют силы и время на дорогу; для членов церкви люди, живущие возле места проведения богослужения, не слишком близки, ведь их собственные соседи живут совсем в другом районе города. Трудно собираться на общения в малых группах. 

 И вообще, если уж спасать мир, то — спасать! Церковному активу необходимо повесить перед собой подробную карту района и действовать! Завоевывать в соседних кварталах христианские "плацдармы": там — христианская библиотечка, здесь — христианский клуб для пожилых, дальше — киоск христианской литературы, христианская музыкальная мини-школа, детский и молодежный христианские клубы, и прочее... Почему бы не учредить районную христианскую газету?

— Вы знали, с чего начинать, представляли, как появляются новые общины?

— Новые общины начинаются с христиан, которых принято называть миссионерами. Это особый дар — утверждать Царство Божье там, где пока ничего нет. Миссионеры могут быть иностранные и наши, но, на мой взгляд, гораздо лучше, когда новую церковь начинают местные христиане, которые лучше понимают культуру местного населения, потому что сами — местные, а следовательно, нет никаких загадок в менталитете, проблемах и запросах общества. 

Наиболее легкий путь основания новой общины — планомерный, когда новую церковь учреждает уже существующая по соседству сильная христианская община. Это легче для миссионеров, справиться со своими задачами для которых и так бывает сверх всяких человеческих сил. Итак, "материнская" община принимает решение о создании новой общины (лучше всего по соседству), набирает из своих членов небольшую миссионерскую команду: один из них будет впоследствии пастором новой общины, второй — помощником. Хорошо, если найдется несколько сестер — для работы с детьми и руководитель музыкального служения. Хорошо, если к этому времени будет еще умелый администратор и молодежный лидер. На первом этапе этого достаточно. Второй этап: подготовить группу духовно, сплотить их в молитве. После чего должен работать в основном руководитель группы, миссионер. "Материнская церковь" полностью передает работу в его руки, но поддерживает финансово и по мере необходимости посылает помощников для проведения евангелизационных мероприятий. 

Подобную работу может выполнять и миссия. Но обычно большие церкви слишком обременены своими внутренними проблемами, внутрицерковным служением, заботами о своем здании и вообще мыслями о себе. Поэтому Господь побуждает проявлять инициативу молодых верующих и молодых служителей. Я уверен, что начать организацию новой церкви может любой брат или сестра, если Господь призывает к этому. Не обязательно он впоследствии будет пастором этой церкви. Господь пошлет пастора. Но хотелось бы побудить верующих, живущих в районах, где нет церкви, не ждать, а дерзать на ниве создания церкви. Ведь вокруг нас погибают люди...

— Хорошо, ну а конкретно, с чего началась ваша церковь?

— Раньше я очень переживал о районе, в котором живу. С печалью смотрел на молодежь, "тусующуюся" у подъездов, на семейные пары, которые не знают, куда себя деть... И взывал к Богу. Кроме того, замечая недостатки в некоторых церквах, я мечтал о церкви, где бы не было места этим недочетам, где бы все было умело организовано, и людям было бы хорошо. 

Служение Богу для меня давно уже было главным приоритетом в жизни. В глубине души о создании церкви я мечтал, наверное, не один год. Учился богословию. Служил в церкви. И... с полгода я молился, испытывая себя, — откуда у меня эти мысли, не от гордыни ли. Но вот пришло время, и то, о чем я молился, Господь стал реализовывать. Появились единомышленники, мы стали молиться и работать. Начали с проведения вечеров изучения Библии в библиотеке. К нам примкнуло человек двадцать слушателей. Одновременно с этим организовали библиотеку христианской литературы. Через три месяца открыли еще один курс изучения Библии в другой библиотеке нашего района. И работа пошла...

— Пастор Николай, какие задачи вы видите перед собой, что необходимо сделать в первую очередь?

— Пока не хватает целеустремленности. Мне хотелось бы, чтобы община была растущей, но это невозможно без целеустремленности. Мы, служители, говорим все правильно, но не доводим дело до конца. В целеустремленной церкви все члены конкретно знают цель и главные задачи общины. Есть много направлений, в которых нужно работать, чтобы в результате община стала более сильной. Большое значение имеет атмосфера любви во взаимоотношениях между верующими, так же, как и мобилизация каждого на служение в соответствие с его дарованием от Господа, велика роль молитвы. И в каждом из этих направлений необходима конкретика: чего все же мы хотим достичь (как это выглядит), критерии оценки этих достижений — контрольные вопросы, позволяющие понимать, насколько мы достигли желаемого.

— Я не очень понимаю, какие критерии применимы в духовной сфере?

— Церковь нуждается в том, чтобы ее скрепляли отношения, насыщенные христианской любовью. Можно с помощью конкретных вопросов прояснить, есть ли что-либо подобное в нашей церкви или нет: поставить вопросы конкретно перед каждым членом церкви, имеете ли вы в церкви друзей и сколько; как часто приглашаете вы кого-либо из братьев и сестер к себе домой на чай? Присутствует ли в церкви атмосфера любви или нет, заметно по окончании богослужений из того: общаются ли между собой верующие или торопятся разойтись по домам, много ли улыбок и смеха при общении или лица натянуты.

— Как ваша церковь в настоящее время проводит евангелизацию?

— Мы присматриваемся к тому, какие Бог посылает нам возможности, дарования, и стараемся использовать их. Это — в плане общецерковных евангелизационных программ. Но необходимо привлечь к евангелизации каждого члена церкви. Как? Наша стратегия в том, чтобы каждый член церкви любил неверующих, дружил с ними, разумеется, не навязывая Евангелия, а предлагая его. Дальше Сам Господь в нужное время создаст такие обстоятельства в жизни этого неверующего, что он сам придет к нам и попросит совета.