Главная / Статьи / Церковь / ХРИСТИАНСКАЯ СВОБОДА
ХРИСТИАНСКАЯ СВОБОДА
ХРИСТИАНСКАЯ СВОБОДА
24.09.2011
763
    Совсем не случайно один из самых важных и насущных вопросов современного богословия – вопрос о свободе христианина. Впрочем, его нельзя назвать новым. Это извечный камень преткновения для многих верующих, и кто только не претыкался о него. Целые конфессии разделены разницей взглядов на эту проблему. Вернее, они думают, что имеют разные взгляды, а на самом деле спорят по частностям в одних и тех же конкретных вопросах – что можно, а чего нельзя – запрещая или разрешая одно или другое, просто следуя своим личным склонностям или местным обычаям.

    Одни богословы запрещают больше, другие меньше. Одни строго подходят к выбору пищи, другие одежды, но вряд ли удастся найти хотя бы одну церковь, где бы ничего не запрещали. Запрещают слушать музыку или стричь бороду, как это было в России в допетровские времена. Запрещают пить вино или есть мясо, как это случается то там, то здесь. Запрещают смотреть телевизор или ходить в театр. Запрещают носить украшения или смеяться. И придется согласиться с тем, что «нельзя» – самое любимое слово большинства богословов.

    Под толщей всех этих запретов совершенно теряется и остается погребенным само понятие «свобода». «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства», – говорит Писание (Гал. 5:1). Однако дарованная Христом свобода не нужна почти никому. Свобода пугает. Свобода требует ответственности. Свобода предполагает прогнозировать последствия своих поступков. Свобода заставляет стать взрослым. Большинству это не нравится, так как требует значительного напряжения душевных сил.

    Запрет на что-либо, объясняемый духовной необходимостью, называется табу, и это чисто языческое понятие. Бог даровал свободу, но люди бегут от Бога во мрак язычества только потому, что не понимают Его. Они держатся за привычное зло, боясь нового и неведомого блага. Это самая трагическая из наших ошибок.

    Языческая приверженность к табу основана на вере в то, будто бы какими-то действиями и поступками мы можем угодить божеству и таким образом добиться его благоволения к нам. Запреты и правила создают видимость защищенности и потому так нужны большинству. На самом деле именно неукоснительное следование всевозможным правилам, зачастую придуманным самими людьми, приводит к тому, что люди отказываются от милости Господней. «Устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили» (Мк. 7:13), они остаются один на один с ужасом мира. Они ставят себя в условия, когда Бог не может им помочь, как раз потому, что они хотят помочь себе сами. Как и говорит святой апостол Павел, что нет им никакой пользы от Христа (Гал. 5:2).

    Страшно видеть, когда люди, верующие в Спасителя, не получают от Него никакой пользы в этом мире. Обманываясь или будучи обманутыми горе-богословами, они живут так, будто Бог не имеет никакого реального присутствия в нашей жизни. Как будто Бог только там, за чертой временной смерти и никак не ближе. Как правило, такие люди рано или поздно начинают ненавидеть мир, не замечая в нем ничего доброго. Не зло мира, а именно весь мир, включая и тех, кто его населяет. Они мучаются, живя в мире, а, представ перед Создателем, что скажут они Ему в свое оправдание, если Он поставил знак равенства между любовью к людям и любовью к Богу.

    Это совсем не так безобидно, как кажется, когда кто-то убежден, что для спасения души он может и должен что-то сделать. Как только человек так решает, он отказывается от благодати, предложенной ему как ничем не заслуженный дар. После такого решения он на долгие годы жизни может остаться в полном одиночестве. Бог будет очень далеко от такого человека, а спасение превратится для него в почти нереальную цель, и вся тяжесть мира ляжет на его плечи.

    Такое давление не смог вынести ни один из живущих. Шаг за шагом, по мере истощения душевных сил в таком несчастном все больше и больше будет накапливаться раздражение, из которого со временем вырастет ненависть к себе и ближним. Он проведет всю жизнь в конфликтах с людьми и миром и с опустошенной душой предстанет перед судом Божьим. Увы, так живет большинство и именно поэтому так тяжела жизнь человеческая.

    Надо признать, что большую часть времени мы, подобно рыцарю печального образа, сражаемся с ветряными мельницами, пытаясь исправить себя и мир, но нам не дано победить в этой борьбе. Спаситель пришел на Землю именно для того, чтобы избавить нас от вечного и безнадежного заблуждения, с которым нам никак не расстаться. Все наши самоотвержение и страдания, при помощи которых мы пытаемся приобрести видимость праведности, делают нас только хуже. Христос принес нам милость, на которую и надо уповать, распрощавшись со всеми прошлыми заблуждениями.

    Конечно, Бог не оставит верующих в Него, но все те, кто в этой жизни надеются на самих себя, сполна изопьют чашу, которая была тяжела даже для Самого Христа. Жить без помощи Господней – это самый тяжелый удел, который только можно себе представить. Остается только удивляться, что так много людей предпочитают для себя именно такую, печальную, участь.

    Пора уже оставить борьбу с собой. Пора оставить борьбу с миром и ближними. Поверьте наконец, что все, что нужно вам для спасения, – это вера в прощение Господне. А для тех, кто верит в милосердие Божье, не может быть запретов, как не может быть и опасных путей. Достаточно было бесполезных попыток переделать себя и ближнего. Милость, превознесенная над судом, – единственный закон, который дан истинным ученикам Христа. Только эта вера – вера в превосходство милости над всем абсолютно – может приблизить к нам праведность. Потому что вера в милость и есть истинная вера в Иисуса Христа, которая дает возможность спасения. Все остальное, что за долгие века накопилось вокруг христианства, обман, самообман и дьявольское наваждение.

    Если вам удастся в своих мыслях и поступках руководствоваться этим принципом, то вам не нужны будут запреты, потому что невозможно ставить запреты любви, которая и есть Бог в наших сердцах. А если вы поверите в то, что прощены такими, какие вы есть, вам не надо будет напрасно себя мучить. Поверьте, что Богу не угодно видеть чьи-то мучения, их и так хватит всем с избытком, и не нужно придумывать лишние. Они измучат вас, но не прибавят вам ничего для спасения души.

    Все, что нам нужно было сделать, сделано давно Самим Иисусом Христом, потому что никому из смертных не под силу сделать ничего подобного. И всегда будем помнить предупреждение святого апостола Павла, что чем больше мы стараемся сделать своими руками, тем дальше мы от милости Господней. Ибо во Христе Иисусе не имеет силы никакое псевдоправедное дело, направленное на создание видимости праведности, но только вера, действующая любовью.