Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
СНЫ О ПРОБУЖДЕНИИ / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Церковь / СНЫ О ПРОБУЖДЕНИИ
Мне хочется поднять вопрос для обсуждения на страницах вашей газеты.

Мы все ждем пробуждения... Но мне кажется, что многие из нас не до конца понимают, чего ждут и какая роль отводится в пробуждении лично каждому. Один мой знакомый верующий провел своеобразное исследование, стараясь выяснить, какие были пробуждения, причины их возникновения, особенности протекания и т. п. Он обнаружил, что все исторические пробуждения «заглохли», но найти причину не смог. Похоже, удовлетворился тем, что это не окончательное пробуждение перед Пришествием Христа. Мне кажется, я понимаю причину, почему так происходит.

Я считала, что инициатором пробуждения является человек. Пусть и не думала именно таким образом, но своими делами хотела доказать это. Причем мне казалось, что другие думают также, просто не доводят ситуацию до логического завершения. Они много молятся, постятся, служат, а когда не происходит ожидаемое, говорят, что, значит, еще мало делали для пробуждения.

Моя ветхая природа очень амбициозна и честолюбива, хочется во всем быть впереди. Конечно, не только она является движущей моей силой, во всяком случае я очень старалась для пробуждения в своем районе, чего только не делала, но... Ничего не произошло, совсем ничего. Не следует сразу критиковать меня, я еще раз повторю, что не только амбиции двигали мной. Не будем акцентировать на человеке, ведь Бог использовал многих проблемных людей. Главная же моя мысль: если инициатором является человек, то уже никак не Бог. Скорее всего, плоть.

Что можно добавить к работе Бога или чем ее улучшить? Со времен грехопадения все добавления только портили результат. Приведу абстрактный пример. Допустим, дождь – это пробуждение. Метеорологи «разряжают» тучу в определенном месте, проливая дождь на почву, которая жаждет воды. Они не создают тучу, не накапливают в ней влагу, а просто «проливают» эту влагу там, где им надо. Мы не можем абсолютно знать времена и сроки, и планы Бога; всегда во все времена именно Бог находил людей, и критерием Его отбора была не значимость человека, не его таланты, не его стремление служить, не его «хорошесть», а только смирение и готовность во всем быть послушным. Да и об этом нельзя точно сказать. Бог прозревает сердце человека и лишь один видит подлинное смирение. Так можем ли мы «вынуждать» Его действовать? Лишь бы нашел меня угодной Ему, когда придет время.

Мне кажется, очень трудно приходится тем служителям, которые оказались в эпицентре пробуждения. Оно пришло – аллилуйя! – но вот как его удержать, да еще расширить, люди ждут, кажется, Бог тоже. Есть случаи, когда человек уходил в тень (видимо, понимая, что сам становится центром пробуждения), в других ситуациях человек начинает применять искусственную поддержку: самореклама, финансы, музыка... Об отрицательных примерах наслышаны.

В Деяниях апостолов не было ничего подобного, да и люди, совершавшие пробуждения, были невежественны и незначительны. Оно – пробуждение – не нуждалось ни в какой поддержке, оно было живым и двигалось само.

Так чего же, какого именно пробуждения мы ожидаем и какова наша роль в нем?

С уважением, А. Смирнова


    Во-первых, стоит определиться в терминах. Какой смысл мы вкладываем в слово «пробуждение»? Не секрет, что каждый понимает его по-разному. Для светских людей это всего лишь печальный момент окончания сна, для евангельских верующих (имеющих свою субкультуру и некий «церковный язык») – особое духовное событие. Итак, если мы говорим о пробуждении, как о духовном событии, то стоит поразмышлять и о том, что его характеризует. Мне думается, что евангельские верующие пока не нашли единства в понимании этого духовного явления. Cуществует несколько точек зрения.

    Одни христиане считают, что пробуждение – это массовое присоединение людей к церкви. Другие делают акцент на духовном очищении и оставлении грехов, которыми обременены члены уже существующих христианских общин. А третьи называют пробуждением некий эмоциональный подъем своей деноминации. Рассмотрим эти три точки зрения.

    Те, кто считают, что пробуждение – это присоединение к церкви многих людей, часто ссылаются на опыт, описанный в Книге Деяния святых Апостолов. Они рассуждают примерно следующим образом: «Надо много молиться и говорить о Христе, тогда наступит обращение многих тысяч грешников». Действительно, книга Деяния содержит массу примеров молитв, за которыми следовали проповедь Евангелия и покаяние (Деян. 1:14, 4:32, 13:3 и др.). Однако стоит обратить внимание, что апостолы проповедовали именно Евангелие, а не свои человеческие суждения и домыслы. Кроме того, они призывали в единую церковь.

    Сегодня наблюдается совершенно иная ситуация. Существует великое множество различных христианских церквей. Ищущему спасения человеку трудно разобраться, какая из них правильная. Естественно, что он будет тяготеть к тем из них, которые в его стране имеют глубокие культурные и исторические корни. Таким образом, если судить по количеству новообращенных и крещенных, то в России наиболее растущей и успешной церковью является церковь, провозглашающая «веру отцов».

    Далее, истинная суть Евангелия сегодня нередко искажается. К Благой вести апостолов добавляются «вести» об особых моментах учений отдельных церквей или служителей. Между тем в евангельских кругах постоянно звучат призывы возвращаться к образцу первоапостольской церкви. Какая же из церквей возвратилась?

    Однако ревнители такого типа пробуждения обычно подразумевают, что вследствие этого процесса все грешники непременно прийдут в их общину или деноминацию. Считая свою церковь единственной преемницей первоапостольской, они полагают, что «все главное должно произойти именно здесь и сейчас». Действие Святого Духа где-то вне субкультурных рамок полностью исключается, а христианская терпимость зачастую вообще не считается за добродетель.

    Несостоятельность такого взгляда очевидна. Его приверженцам невозможно произвести глубокий анализ тех духовных процессов, которые происходят вокруг них. Не видя большого притока людей в свою деноминацию, они вскоре делают заключение об отсутствии пробуждения в стране (или даже во всем мире) и переключают свое внимание на эсхатологию и ожидание мира будущего.

    Другая часть христиан связывает пробуждение с исповеданием грехов, которые проявляются в окружающей их церковной среде. Они берут на вооружение следующие тексты из посланий апостола Павла:

    «Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога» (1 Кор. 15:34).

    «Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали» (Рим. 13:11).

    «Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Еф. 5:14).

    Действительно, в этих текстах речь идет об оставлении христианами различных грехов, а также о том, чтобы верующие были усердными в проявлении любви. Получается, что пробуждение – процесс, который должен происходить с тем, кто является номинальным христианином, мертвым для дел праведности. Под действием Святого Духа и обличения проповедников он осознает свое неправильное поведение и начинает искать особого посвящения для служения Богу. Следствием такого пробуждения является обновленная, добродетельная жизнь, которая наполнена плодами любви.

    Вне всякого сомнения пробуждение ведет к святой жизни. Ее не заменит ни правильная реклама, ни красивые речи, ни техническое оснащение богослужебных помещений, ни финансирование грандиозных христианских проектов. На мой взгляд, многие евангельские христиане сегодня преуспели «в проектах», но ослабели в действенной любви и практической святости. Поэтому русский человек верит им с трудом. Ситуация осложняется еще и тем, что у российских протестантов происходит кризис отождествления. Что это такое? Поясню примером. Рядовые члены евангельских церквей, как правило, затрудняются объяснить, с кем они себя как христиане отождествляют. Одна часть скажет: «Мы – граждане Небесного Царства». Другая: «Мы – часть западного протестантизма». И, пожалуй, редко кто решится отождествить себя с российским народом. Это имеет непосредственное отношение к вопросу духовного пробуждения. Сами евангельские верующие еще полностью не осознали свое место в сегодняшнем российском контексте, они находятся в поисках «своего лица», а внецерковные люди, наоборот, стремятся к устойчивости и стабильности. Для них все еще не понятно, кто такие протестанты – «заморское нашествие» или здешний «самобытный самородок». Светские люди с опаской смотрят на все новое, не определившееся. Они пока внимательно наблюдают за нами – протестантами. Повернемся ли мы к ним лицом? Скажем ли, мы – это вы, вы – это мы? Трудно прогнозировать дальнейший ход событий. Возможно, россияне пошли бы с радостью в стремящиеся к святости евангельские церкви, но сами протестанты, похоже, не отождествляют себя с народом, населяющим территорию страны. Это-то и препятствует вышеописанному типу пробуждения.

    Духовное пробуждение нельзя путать с лихорадочной и эмоциональной деятельностью. Например, Свидетели Иеговы активно занимаются проповеднической агитацией. Не думаю, что кто-то из христиан рискнет назвать рост их собраний духовным пробуждением.

    Приведу другой пример. Кто из читателей не знает, как эмоциональный (иногда про такого еще говорят сильный) проповедник легко побуждает целый зал шагнуть к церковной кафедре для особой молитвы. Многих ли из тех «вышедших» вы в последствии видели ведущими христианский образ жизни? Не приходилось ли вам внезапно обнаружить, что их «покаянные слезы» лились не по причине сожаления о собственном грехе, а от жалости к самим себе? Не из-за подверженности ли эмоциям некоторые церкви напоминают собою сито, сквозь которое обращенные проходят, как вода, не задерживаясь?

    Проповедники, оправдывая свою деятельность, говорят: «Много званных, но мало избранных». Были ли вы когда-нибудь удовлетворены подобным ответом?

    Неужели к вам в сердце после таких «сильных» собраний никогда не закрадывалась мысль: «Была ли молитва и покаяния настоящими или произошедшее было лишь следствием душевной манипуляции?» Вы скажете: «Это знает лишь Бог». Я соглашусь. Я не против эмоциональных призывов, для кого-то они определенно нужны, но никакая миссионерская активность, никакая опытность и экспрессивность проповедников не смогут никогда заменить истину и Святого Духа.

    Я не знаю, какого именно пробуждения ожидает автор письма. Мне думается, что ей стоит спросить об этом у своего пастора. Однако не стоит ожидать исчерпывающего ответа, ибо среди евангельских христиан нет общего понимания этого явления. Как сказал один мой знакомый проповедник, мы спим и видим сны о пробуждении...

    На мой взгляд, приверженность стандартным и общепринятым в нашей среде взглядам по этому вопросу не дает нам объективно осознать процесс пробуждения в целом. Когда же милосердный Бог внезапно откроет тесные субкультурные клетки и выпустит нас из них, то мы к своему великому удивлению обнаружим, что духовное пробуждение успешно шло весь период христианской истории, только оно было не нашим запланированным мероприятием, а делом Святого Духа.