
ПИТЬ ИЛИ НЕ ПИТЬ - ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС
24.09.2011
1921

На самом деле вопрос не такой уж и легкий и однозначный, как может показаться на первый взгляд. Если обратить свои взгляды, к примеру, на Запад, что мы нередко делаем, когда хотим позаимствовать их богословский, или литературно-издательский, или экономический опыт, то, к своему великому изумлению, можем обнаружить несколько иную картину. Там умеренное употребление вина евангельским христианином не считается предосудительным, а церковь как бы стоит в стороне от регулирования этого процесса. Свое отрицательное отношение по поводу злоупотреблений в этой области церковь выразила давно и предпочитает больше не возвращаться к этому неприятному разговору. Разумеется, можно высказать мнение, что, мол, на Западе остались одни только номинальные верующие, чьи понятия о чистоте веры давно размыты. Но если мы придерживаемся этого мнения, то с фактом «умеренного употребления» придется считаться. Что уж говорить о православных и католиках... Хотя тоже ведь христиане, во всяком случае серьезное, здравое христианство в этом им не отказывает.
Так что же происходит на самом деле? Почему среди христиан такое разное отношение к одному и тому же вопросу? Может быть, действительно мы, баптисты, самые праведные, а католики с православными давно отпали, как и у христиан на Западе погасли светильники? Где же истина? Оставим пока в стороне вопросы различия культуры и обратимся к абсолютному авторитету – Библии.
Посмотрим, что говорит Библия об отрицательных последствиях злоупотребления крепкими напитками, содержащими алкоголь. Обратимся сначала к Ветхому Завету. В Книге Притч 23:29-35 мы читаем о печальных последствиях злоупотребления вином: «У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное. И ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты. И скажешь: били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же».
Новый же Завет еще более категоричен: «пьяницы... Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6:10). Не являются ли хотя бы два этих библейских высказывания убедительным основанием для полного и совершенного отказа от употребления спиртных напитков?
Прежде всего заметим, что Библия прямо и ясно говорит о трагических последствиях пристрастия к спиртному, чтобы предостеречь человека, о чем мы прочитали в ветхозаветном отрывке. Однако будет неправильным утверждать, что категорично и однозначно осуждается любое употребление вина. Посмотрим на Самого Христа, Который, как это ни покажется ужасным некоторым протестантам, пил вино. И более того, о Нем сказано, что Он человек, который любит есть и пить вино (Мф. 11:19; Лк. 7:34).
Далее, мы, исполняя повеление Христа, принимаем вино во время причастия. Хотя, разумеется, это никак не может служить поводом к злоупотреблению, тем не менее, было бы странным, если бы любое употребление вина осуждалось бы, в то время как оно же было избрано для осуществления этого святого действия.
Павел также советует Тимофею употреблять немного вина ради немощи его желудка. Здесь советуется употребление вина с лечебными целями.
Если отложить на время исторически сложившиеся церковные традиции и честно посмотреть фактам в глаза, то станет достаточно трудно обосновать абсолютный запрет на принятие вина. Внимательное изучение этого вопроса с Библией в руках рано или поздно выдвинет перед нами библейскую альтернативу: вино – дар Божий людям, но дар особого рода, где чувство меры является поворотным ключом, открывающим дорогу добру или злу в нашей жизни. Поэтому так много содержится в Библии предостережений, направленных на то, чтобы предотвратить чрезмерное увлечение вином, и к ним в силу человеческой слабости и нашей духовной немощи необходимо прислушаться в первую очередь. Библия не против вина – оно создано Богом и может служить как на пользу людям, так и во вред им, если человек, соответственно, или знает страх Божий, или ведет себя греховно и неразумно. Таким образом, все многочисленные библейские предостережения не столько запрещают, сколько ограничивают употребление вина. И если мы без предубеждения относимся к Библии и свою веру и этику основываем именно на ней, то мы должны быть готовы дать отчет в своем уповании, как пишет апостол Петр. К сожалению, слишком часто в христианской среде встречаются необоснованные суждения о том, что можно, а что нет.
У автора данной статьи меньше всего желания, чтобы она послужила кому-нибудь поводом к распутству. Необходимо всегда помнить о Божьей альтернативе, которая хоть категорично и не запрещает употребление вина, но все же очень настойчиво предостерегает от печальных последствий неправильного с ним обращения. В этом вопросе, как и во многих, кстати говоря, других, нужно находиться в свободе, дарованной Христом. Только, как пишет апостол Павел, чтобы свобода эта не послужила поводом к угождению плоти и соблазном для других.
Вообще же, если человек живет по принципу «можно – нельзя», то это свидетельствует о низком уровне его духовного развития. Зрелый христианин не будет искать лазеек в Божьем законе, чтобы потворствовать своим пагубным желаниям, он будет стараться во всем угождать Богу. Важно всегда, когда мы сталкиваемся с «проблемным» вопросом, помнить слова апостола Павла: «Итак, едите ли, пьете ли, или (иное) что делаете, все делайте во славу Божию» (1 Кор. 10:31).