Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
БИБЛИЯ О ВИНЕ И ЕГО УПОТРЕБЛЕНИИ / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Церковь / БИБЛИЯ О ВИНЕ И ЕГО УПОТРЕБЛЕНИИ
БИБЛИЯ О ВИНЕ И ЕГО УПОТРЕБЛЕНИИ
БИБЛИЯ О ВИНЕ И ЕГО УПОТРЕБЛЕНИИ
24.09.2011
3662
Вопрос этот, если говорить честно, для баптистского братства существует и требует своего духовно верного разрешения. В плане внутрицерковном он вызывает проблемы во взаимоотношениях с членами общины, употребляющими вино или одобряющими эту практику, но скрывающими свое отношение, опасаясь осуждения, замечаний или отлучений. Кроме того, есть проблема правомерности оценок и решений общин по данному вопросу. Хотя делаются они с позиции Священного Писания, в плане межконфессионального диалога это одно из необоснованных препятствий для налаживания взаимоотношений с христианами других церквей, имеющих практику винопития в ее здоровом проявлении, без злоупотреблений. Ведь, как показывает опыт, абсолютные трезвенники – самые строгие и бескомпромиссные судьи тех, кто «может себе позволить».

Для протестантов винопитие, в целом, считается нечистым и греховным, показателем своего рода невозрожденности или духовного младенчества. Но согласуется ли это с верховенством библейского понимания? Не грешим ли мы против Господа и собратьев, самочинно попирая дарованную нам духовную свободу?

Нам необходимо понять данную тему не для утверждения или оправдания этой практики, но, что важнее, для осознания недопустимости ее осуждения среди братьев и других христиан, как попирающую основы духа евангельской свободы. Ведь духовный опыт и история церкви Христовой свидетельствуют, что всякий односторонний подход в понимании Священного Писания и духовной жизни верующих, ограничивающий евангельскую свободу, всегда вызывает явные или скрытые проблемы. И принципиальную ясность здесь может внести непредвзятое и объективное обращение к Священному Писанию.

Вино часто упоминается в Священном Писании, как один из лучших даров Творца и одно из обещанных Израилю благословений (Быт. 27:28; Втор. 7:13; 33:28; Ис. 55:1; Прит. 9:2; Иоил. 2:19; 3:18; Ам. 9:14). Его часто называют кровью виноградных ягод (Втор. 32:14). Евреи считали его живым, действие его таинственным, ибо оно искрится, бродит, «веселит сердце» и опьяняет. Вино являлось признаком благосостояния и благословения: «блестящи очи его от вина» (Быт. 49:12). В Псалме 103:15 вино восхваляется как дар Божий, веселящий сердце человека.

Праздник жатвы (Исх. 23:1б), называемый праздником седмиц (Исх. 34:22) и «днем первых плодов» (Чис. 28:26), праздновался с установленным возлиянием. Жертва возлияния имела значение являть приятные Богу плоды святости (Быт. 35:14; Исх. 29:40; Чис. 15:5-10; 28:7, 26-31; Лев. 23:13, 18). И весь народ должен был праздновать и веселиться при общей жертвенной трапезе перед Господом (Втор. 16). Как видим, День жатвы, празднуемый в братстве и имеющий свое основание в Ветхом Завете, проходил с установленными возлияниями.

Вино употреблялось на праздниках и пиршествах. Это видно уже из самого еврейского названия пиршества «миште», т. е. питье. Пиршества с вином устраивались для выражения почтения своим друзьям (Лк. 5:29). Хлеб и вино вынес Аврааму Мелхиседек, царь Салимский и Священник Всевышнего, благословляя его (Быт. I4:I8). Вино употреблялось также по случаю выдающихся событий в семейной жизни, например, дня рождения, брака (Быт. 29:22; Ин. 2:1-11), при отнятии от груди ребенка (Быт. 21:8), на похоронах (Иер. 16:7) и т. д.

В символическом значении пиршество упоминается в Притчах 9:2; Ис. 25:6; Мф. 22:4.

Пиршества, превосходящие границы благоразумия, резко обличались пророками (Ис. 5:12; Ам. 6:6 и т. д.). Евреям и христианам воспрещалось принимать участие в языческих жертвенных пиршествах, которые сопровождались объедением, пьянством, ссорами с дракой (Исх. 34:15; Рим. 13:13; Гал. 5:21; 1 Пет. 4:3).

Согласно Библии, вино употреблялось не только на праздниках и пиршествах, но и в будние дни, признаваясь обыкновенным пищевым продуктом. Поэтому оно часто упоминается вместе с хлебом (1 Цар.16:20; 25:18). Иеремия описывает, как голодные дети на улице кричали своим матерям «где хлеб и вино» (Плач. 2:12). При праведном правлении Неемии на его застольях «издерживалось множество всякого вина» (Неем. 5:18). Оно служило и для оказания гостеприимства (Суд. 19:19), и для подкрепления ослабевших в пустыне (2 Цар. 16:2).

Разница между соком и вином очевидна у Мих. 6:15. И в некоторых наших общинах, в отличие от американских, вино в хлебопреломлении соком не заменили. Израилю угрожает наказание: «выжмешь сок, а вина пить не будешь». Отсутствие вина считается за наказание: сок обещан им, но вина нет. Исаия обличает Иерусалим в образе вина, испорченного водой (Ис. 1:22). И у пророка Осии слава народа Божьего сравнивается с вином Ливанским (Ос. 14:8). В каких прекрасных поэтических образах Книги Песни Песней выражена просьба любимой подкрепить ее вином, а любимый ее уста сравнивает с отличным вином (Песн. П. 2:5; 7:10).

В притчах Соломона сказано: «Не царям... пить вино, и не князьям – сикеру, чтобы, напившись, они не забыли закона и не превратили суда всех угнетаемых. Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душею; пусть он выпьет, и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своем страдании» (Прит. 31:4-7). Таков далеко не полный перечень из множества примеров употребления вина в канонических книгах Ветхого Завета. А что говорят по этому поводу Новый Завет и церковная история? Но прежде хотелось бы для объективности хоть частично упомянуть и книги, именуемые у протестантов апокрифами, у католиков второканоническими и у православных неканоническими.

Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова не входит в еврейский канон, но на нее часто ссылаются авторы раввинистических писаний. У христиан книга была причислена к литературе «библейского круга», пользовалась большой популярностью и уважением как церковная, полезная для благочестия, назидания в повседневной жизни. Как полезная для назидания, она включена в католические и православные издания Библии. У нас нет оснований ее игнорировать, поскольку она достоверно отражает духовную и историческую атмосферу, образ жизни, быт и традиции еврейского народа. Иудейский мудрец Иешуа Бен-Сира, известный в грекоязычных странах как Иисус сын Сирахов или просто Сирах (II в. до Р. Х.), размышляя о сущности Премудрости Божьей и идя дальше прозрений книг Притч и Иова, с любовью соединил Премудрость и Закон для наставления в премудрости всех, кто ее ищет. Эта книга способствует воспитанию цельности души, стойкости воли и чистоты. Выведя ее из своего употребления, братство, конечно, больше потеряло, чем приобрело. Еще Лютер сказал, что книга Сираха «полезна для народа, так как ее цель – сделать гражданина или домохозяина богобоязненным, благочестивым и мудрым».

Подтверждая библейскую традицию разумного винопития, она также содержит практические советы: «Против вина не показывай себя храбрым; ибо многих погубило вино. Печь испытывает крепость лезвия закалкою; так и вино испытывает сердца гордых – пьянством; вино полезно для жизни человека, если будешь пить его умеренно. Что за жизнь без вина? Оно сотворено на веселие людям. Отрада сердцу и утешение душе – вино, умеренно употребляемое вовремя. Горесть для души – вино, когда пьют его много, при раздражении и ссоре. Излишнее употребление вина увеличивает ярость неразумного до преткновения, умаляя крепость его и причиняя раны. На пиру за вином не упрекай ближнего, и не унижай его во время его веселия. И не говори ему оскорбительных слов, и не обременяй его требованиями» (31:29-37). «Не оставляй старого друга... друг новый – то же, что вино новое; когда оно сделается старым, с удовольствием будешь пить его» (9:12-13). И далее: «Что рубиновая печать в золотом украшении, то благозвучие музыки в пиру за вином. Что смарагдовая печать в золотой оправе, то приятность песней за вкусным вином и за это благословляет Сотворившего тебя и насыщающего тебя Своими благами» (32:7-8).

В Новом Завете настойчиво подчеркивается, что Христос очень дорожил ветхозаветными пророчествами Царства, в том числе и в виде пира. И первое чудо, Им совершенное, произошло именно за праздничным столом в Кане Галилейской. Иисус показывает Себя на свадебном пиру не как суровый и строгий брюзга, а как Тот, Кто готов вместе со всеми гостями разделить счастливую радость брачного пира. Как известно, гости все выпили, им не хватило запасенного хозяином вина (Ин. 2:3). Поскольку вино было важным элементом иудейских праздников и без него брачный пир мог быть расстроен, Господь воду, налитую в шесть каменных водоносов, вмещавших по две-три меры, превращает в вино. (Мера – «бат» – равна примерно сорока литрам. Две-три меры составляют около ста литров, всего же шесть водоносов вместили 600–700 литров вина.) Радостное празднование продолжалось и дальше на удивление распорядителя пира, так как вино Христа оказалось намного лучше хозяйского. Если бы Господь осуждал вино, разве возможно было бы это Его чудо. Ведь не для дешевой популярности и славы творил Он Свои чудеса (Ин. 2:1-11).

Именно вино, а не какое-то другое вещество входит в состав евхаристической Жертвы, приносящей нам единение с Христом и в Нем радость Божью и радость братской любви. В первом поколении христиан евхаристические собрания являлись сакраментальным актом, завершавшим «агапу» – братскую вечерю любви. Происходили они в вечернее время, по образу Вечери Господней, и соединялись с вечерей любви общей трапезой. Основание для этого находим в порядке самой Вечери Господней, когда Господь в конце трапезы произнес слова благодарения. В этот период «агапы» еще не были отделены от евхаристии и представляли собой собрание всей поместной церкви на трапезу Господню. Апостолы увещевали христиан в страхе Господнем достойно пиршествовать на агапах (2 Пет. 2:13; Иуд. 12; 1 Кор. 11:20-34). Со временем евхаристия была обособлена от агап, их поменяли местами, а потом агапы были упразднены.

Образ вина Христос использует и в притчах (Мф. 9:17). Во всем земном пути Христа мы видим, что Он жил жизнью простых людей, вникая в их дела и заботы, что давало повод книжникам и фарисеям упрекать Его в приверженности к земным наслаждениям. На что Господь сказал: «Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам». Ключевыми стихами для верного понимания этой темы в Новом Завете могут быть следующие: «И оправдана премудрость чадами ее» (Мф. 11:19; Лк. 7:34-35). Чада премудрости, то есть бесконечно мудрого Бога признают и принимают такие дела Божьи и не соблазняются.

Наверное, самое известное выражение по поводу вина принадлежит апостолу Павлу, который советовал Тимофею пить немного вина (1 Тим. 5:23). Хотя суть апостольских посланий, допускающих умеренное употребление вина, все же предостеречь от пьянства. «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство...» (Еф. 5:18). Потому что страшные последствия ждут злоупотребляющих, и они открыты: «...дела плоти известны... ненависть, убийства, пьянство... поступающие так Царства Божия не наследуют» (Гал. 5:19-21).

Запрет вина оправдывают «соблазном немощных» (Рим. 14:21; ср. 1 Kop. 8:13). Но если читать внимательно, то апостол говорит о новообращенных из иудеев, придерживающихся некоторых ветхозаветных обычаев и правил. Павел именует их «немощными в вере», не познавшими еще христианской свободы и неуверенными в спасении во Христе. Они, заботясь о своей праведности, воздерживались в определенные дни от мяса и вина (Рим. 14:21). С приходом Христа ветхозаветные уставы потеряли свое значение, но сохранялись первое время в церкви, одобренные соборами в Иерусалиме, советовавшими христианам соблюдать старые правила, чтобы не соблазнять посещающих синагогу (Деян. 15:20-21; Рим. 14). Апостолы всегда обращают внимание на самое главное – свободу евангельской веры. В Господе нет ничего нечистого, поэтому в любом вопросе мы не имеем права уничижать и осуждать друг друга. Ибо «едите ли, пьете ли, все делаете во славу Божию» (1 Кор. 10:31). И никто да не осудит вас за пищу или питие (Кол. 2:16). «Или мы не имеем власти есть и пить?» (1 Kop. 9:4).

Каждый из нас, имея веру в себе, перед Господом, должен действовать «для Господа» согласно своей совести (Рим. 14:5, 6:22). Не судить брата, «не мудрствовать сверх того, что написано» (1 Кор. 4:3-6), не внимать постановлениям людей, ибо для чистых все чисто (Тит. 1:14-15), не запрещать употреблять в пищу то, что Бог сотворил, ибо всякое творение Божье хорошо и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением (1 Тим. 4:3-5). И поэтому следует действовать, разумея взгляды и совесть другого, а не руководствуясь его ложными суждениями.

Иоанн Златоуст говорит о людях, которые, встречая злоупотребления, проклинают вино: «О глупость, о, безумие! Другие грешат, а ты порицаешь дар Божий. Что за сумасбродство? Ужели вино, – о, человек, – причина такого зла? Нет, не вино, а невоздержанность тех, которые злоупотребляют вином; лучше скажи: исчезни пьянство. А если скажешь: пропади вино, то можешь вслед сказать: пропади железо, потому что есть человекоубийцы; пропади ночь, потому что есть воры; да погибнут жены, потому что есть блудницы. Но ты поступай не так. Не презирай вина, но презирай пьянство. Вино для увеселения, но не для посмешища; для укрепления здоровья и уврачевания немощей телесных, а не для ослабления духа. Не портите это его доброе свойство. Не бесчесть себя неумеренным употреблением дара, которым Бог тебя почтил».

Зрелые христиане благодарили в своих сердцах Господа за дар вина и имели любовь к Богу и ближнему. То, что Бог благословляет, люди да не осуждают. Должно быть ocoзнание евангельских позиций, а не оправдание своих теорий. Христиане могут поступать не только по обычаю и традиции, но по убеждению и вере. А евангельская свобода духа не может быть порабощена человеческой волей, традициями или особым, придуманным кем-то «благочестием».

«Специфика» баптизма не в отношении к вину, мясу, браку, языкам или иконам в противопоставление или уподобление другим церквам, а возрождение во Христе, ревностное следование за Ним, согласно Евангелию, по удостоверению своего ума и сердца, ведь наша универсальность сокрыта в духе свободы Евангелия и берет свое начало в первоапостольской церкви.

А свобода в Господе не ударяется в крайности: во вседозволенность (теперь все можно) и в категоричный запрет (список табу). Она выражается в терпимости и уважении, основанных на Любви. Да будет «оправдана премудрость чадами ее» (Мф. 11:19).