Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
МЕССИАНСКИЕ ЕВРЕИ - ВРАГИ ИЛИ СОЮЗНИКИ? / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Церковь / МЕССИАНСКИЕ ЕВРЕИ - ВРАГИ ИЛИ СОЮЗНИКИ?
МЕССИАНСКИЕ ЕВРЕИ - ВРАГИ ИЛИ СОЮЗНИКИ?
МЕССИАНСКИЕ ЕВРЕИ - ВРАГИ ИЛИ СОЮЗНИКИ?
24.09.2011
1598
Христианская община Израиля и Палестинской автономии, составляющая достаточно представительную группу населения, объединяет десятки течений, основными из которых являются православная, католическая, англиканская, коптская и армянская Церкви. При этом нет ни одной Церкви, которая выступила бы от имени самого еврейского народа. Можно вспомнить о небольшом количестве переселившихся сюда православных из России, о христианах-палестинцах из числа граждан Израиля и о крайне немногочисленных прочих христианах из евреев, но еврейской Церкви как таковой не существует.

Это тем более удивительно, что первыми последователями Иисуса были именно евреи. Как известно из Книги Деяний и посланий апостолов, довольно много сынов Израилевых было среди первых христианских общин. После смерти Учителя общины Его последователей, объединившиеся в апостольскую церковь, были, по крайней мере, в Иерусалиме и его окрестностях, преимущественно иудео-христианскими.

Как пишет в своей книге «Христос и первое христианское поколение» епископ Кассиан (Безобразов), «Апостольская церковь была церковь чисто иудейская. Все ее члены были людьми Моисеева закона. Они его соблюдали в точности, и вся их жизнь протекала в тесной связи с Иерусалимским храмом». Однако храм, как известно, был разрушен, евреи изгнаны из Земли обетованной, а на месте бывшей иудейской столицы император Адриан приказал построить типичный римский город Элию Капитолину.

После провозглашения христианства государственной религией Византии, местная церковь становится по своему составу нееврейской, преимущественно греческой. С арабским завоеванием, и особенно после крестоносцев, основным христианским контингентом в Святой Земле стали пожелавшие креститься арабы, плюс немногочисленные армяне, сирийцы.

Сейчас, похоже, апостольские времена, когда в Израиле христианами были в основном евреи, возвращаются. Трудно не заметить, что с образованием государства Израиль после двухтысячелетнего рассеяния здесь начала возрождаться национальная еврейская церковь. И это не удивительно, ведь, как говорит апостол Павел, в последние времена иудеи обратятся к Христу: «Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, – чтобы вы не мечтали о себе, – что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, когда войдет полное число язычников. И так весь Израиль спасется» (Рим. 11:25-29).

Несмотря на активное противодействие со стороны иудеев-ортодоксов, – а в стране существует финансируемая государством экстремистская организация «Ляд леахим», члены которой ставят своей целью борьбу с миссионерами, – в Израиле активную миссионерскую деятельность развернуло недавно возникшее движение «мессианских евреев».

Помнится, я был немало удивлен, обнаружив в почитаемой христианами пещере Иоанна Крестителя (пригород Иерусалима Эйн Карем) еврейский семисвечник и раскрытую книгу Торы.

Оказалось, вместе с католиками и православными здесь молятся последователи движения «Евреи за Иисуса», или, как их еще называют, «мессианские евреи». Словно первые христиане, они продолжают соблюдать иудейские законы и в то же время всем сердцем признали в Иешуа (Иисусе) Сына Божьего.

Это странное течение, родственное иудео-христианам первых веков, возникло всего несколько десятилетий назад, но насчитывает уже тысячи последователей среди евреев по всему миру. На сегодняшний день именно это течение больше всего приходится по душе разочаровавшимся в иудаизме евреям. Половина мессианских евреев – выходцы из России и стран СНГ. И это отнюдь не «причуда истории», как пытаются объяснить раввины популярность мессианских идей среди российских евреев. Мессианские евреи были еще в царской России.

Как известно, Православная церковь вплоть до начала XIX века не вела какой-либо целенаправленной пропаганды христианства среди евреев. Положение изменилось в царствование Александра I. В марте 1817 г. был опубликован указ об учреждении «Комитета опекунства израильских христиан». В указе обращалось внимание на то, что новообращенные, «отделяясь от своих иудейских собратий христианскою религией, лишают себя всякого с ними сообщества и не только теряют право на их помощь, но и подвергают себя разным с их стороны гонениям».

Поэтому для облегчения участи крестившихся и для того, чтобы побудить других последовать их примеру, были учреждены «Общество израильских христиан» и «Комитет опекунства израильских христиан», в которые должны были войти принявшие христианство евреи, причем из всех действовавших тогда в России христианских конфессий.

Каждая религиозная группа могла иметь свою церковь и пастыря. Обществу предоставлялось право на выборное самоуправление, его члены должны были избирать из своей среды двух «начальников» и четырех «заседателей», действовавших под контролем петербургского «Комитета опекунства». В члены Общества принимались также и евреи – иностранные подданные.

«Израильские христиане» должны были селиться на специально выделенных для них землях. Словно у первых христиан, земля находилась в общинном владении, членам Общества разрешалось «заводить на ней всякого рода селения, местечки и города», посторонние имели право селиться в них лишь по решению общины. Новообращенным разрешалось заниматься земледелием, ремеслами, торговлей (на территории всей империи), основывать промышленные предприятия. Они освобождались от местных налогов и повинностей. Члены Общества и их дети полностью освобождались от военной службы.

Контроль над деятельностью «израэлитов» был возложен на петербургский «Комитет опекунства израильских христиан», причем было указано, что «никакое местное начальство там, где Общество водворится, не будет иметь никакой власти над оным и вмешиваться в дела его». Комитет должен был представлять отчет о своих действиях и расходах непосредственно императору. В его состав входили деятели Российского библейского общества, основанного в 1813 г. в целях распространения христианского учения среди народов империи и реорганизации религиозной жизни.

Председатель Российского библейского общества, министр духовных дел и народного просвещения и одновременно обер-прокурор Синода князь А.Н. Голицын, ведавший также всеми еврейскими делами, возглавил «Комитет опекунства израильских христиан». Самих «израильских христиан» в столице представлял особый выборный агент.

В 1818 г. «Комитет опекунства израильских христиан начал свою деятельность». С целью найти подходящие для поселения земли в Новороссийский край отправился надворный советник Г. Мизко. Впоследствии он был назначен попечителем Общества с постоянным пребыванием в Екатеринославле (ныне Днепропетровск). Было решено выделить крещеным евреям 26 тысяч десятин земли, конфискованной у мариупольских греков в качестве «излишков».

В целях пропаганды христианства среди евреев и разъяснения задач «Общества израильских христиан» Комитет издавал книги (был выпущен, в частности, молитвослов на языке идиш). Среди изданий Общества – один из основных катехизисов «израильских христиан» (В. Левенвальд, «Вероисповедание израильского христианина». СПб, 1832, с параллельным текстом на русском и идиш).

Однако время еще не пришло – еврейское население, несмотря на беспрецедентные льготы, в большинстве своем не откликнулось на призыв Комитета. Число подавших заявление о вступлении в Общество израильских христиан было совсем невелико, причем самую значительную часть составляли, скорее всего, неевреи, стремившиеся ради получения льгот выдать себя за крещеных евреев. Вскоре деятельность Комитета была приостановлена, а «Общество израильских христиан» в 1833 г. было упразднено.

Но в начале 1880-х годов, особенно после погромов на юге России, некоторые представители ассимилированной еврейской интеллигенции снова обратились к идеям христианства. Я. Гордин создал «Духовно-библейское братство», просуществовавшее около десяти лет. В тот же период в Одессе образовалась группа мессианских евреев «Новый Израиль».

В наши дни этот опыт получил развитие уже на земле Израиля. Расположенная в иерусалимском квартале Рехавия, «Нативия» – одна из полусотни организаций «йехудим машихим» (мессианских евреев), действующих на территории страны. Люди, сидящие в маленьком зале, обращаются к человеку с внешностью западного бизнесмена, как к иудейскому раввину – «ребе» (учитель). На письменном столе разложены Тора, семисвечник и скрижали Завета. У окна непременный символ синагоги – шофар, рог, в который на праздники дует раввин. Стену опоясывает деревянная планка с выбитыми на ней изречениями ветхозаветных пророков.

Одним словом, за исключением светского костюма, в который облачен «ребе», все как в типичной синагоге. На стульях в несколько рядов сидят десятки слушателей: смуглые сефарды, «американцы», «русские». «Бизнесмена» зовут Йосеф Джо Шулам. Выходец из светской семьи, он разочаровался в иудаизме и присоединился к «йехудим машихим».

«Нет ничего странного и противоестественного в вере в Иешуа (Иисуса) и одновременной приверженности еврейским заповедям», – обращается он к собравшимся. Действительно, «йехудим машихим» считают себя евреями не в меньшей степени, чем ортодоксальные раввины из квартала Меа-Шеарим. Они так же соблюдают субботу, отмечают еврейские праздники и изучают Танах (Пятикнижие Моисеево).

Единственное принципиальное отличие – это вера в то, что Иисус и был тем самым Мессией, Которого на протяжении всей своей истории ждали и ждут иудеи и Которого они распяли, – доказывает глава «Нативии». По его словам, все, чего он хочет добиться, чтобы евреи вернулись к их собственной Священной Книге, которую в эпоху Средневековья раввины заменили набором выдуманных правил – Талмудом.

И сделали это не без умысла. Иначе бы все сыны Израилевы узнали, что именно об отвергнутом иудеями Христе говорили ветхозаветные пророки: «Итак, сам Господь даст Вам знамение: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут Ему имя: Эммануил» (Ис. 7:14). 53 глава Исайи, являющаяся неоспоримым доказательством для мессианства Иисуса, до сих пор запрещена к чтению в синагогах.

Судя по увеличению количества христиан в Израиле, росту посетителей «мессианских» собраний, работа по проповеди Евангелия в Израиле приносит плоды. Регина Файбищенко, репатриантка из Кишинева, работающая в общине «Хесед вэ-эмет», говорит, что вера в божественность Иисуса пришла к ней, когда «читая Танах, мы с мужем убедились: описание Спасителя в Ветхом Завете соответствует облику Христа и обстоятельствам Его жизни. Ведь сказано у пророков, что Он будет страдать, будет гоним, что во внешности Его не будет ни величия, ни царственности, что родится Он в Вифлееме и погибнет незадолго до разрушения Храма. Какие еще доказательства нужны? Если Он – не Мессия, то кто же тогда?»

Не все места встреч «мессиан» похожи на синагогу, как в «Нативии». Разнообразие общин мессианских евреев (их более тридцати) позволяет всем тем, кто считает Христа Мессией, выбрать себе наиболее комфортную атмосферу и единомышленников. Светские «йехудим машихим» избегают излишнего, на их взгляд, увлечения еврейской традицией и предпочитают не сковывать себя многочисленными, усложняющими повседневную жизнь предписаниями. Люди, выросшие в среде, где почитался иудейский образ жизни, идут в «Нативию» или подобную ей общину. Туда может вступить каждый. Единственное, что от него требуется, – верить в Иисуса Христа, Сына Божьего.

Помимо проповеди «мессианские евреи» занимаются активной благотворительностью, помогают малоимущим, регулярно организуют бесплатные экскурсии к святым местам в Старом городе для «всех евреев, верящих в Спасителя нашего Иисуса Христа». Устраивают акции бесплатной раздачи еды нищим, не забывая при этом вручать людям «хлеб» духовный – Евангелие. Все это вызывает яростную реакцию со стороны раввинов-ультраортодоксов и религиозных фанатиков. Ортодоксы воюют против мессианских евреев с ожесточением, напоминающим непримиримость иудейских религиозных вождей в период, предшествовавший разрушению Второго храма.

Периодически «ортодоксы» отлавливают на улицах «мессиан», раздающих свои брошюры, избивают, отбирают у них пропагандистские материалы. Сотрудники «Нативии» жалуются, что ультраортодоксы несколько раз штурмовали здание общины, блокировали выход из дома и выбивали стекла. Поджоги помещений, где собираются последователи Иисуса, уже давно перестали быть редкостью, но иногда противники пытаются блеснуть оригинальностью.

«Однажды, – вспоминает прихожанка по имени Зина, – сюда постучался религиозный еврей с большущей сумкой. Я открыла ему дверь, он улыбнулся, сказал, что принес подарок, раскрыл сумку, и оттуда выскочили десятки мышей. Пришлось потратить несколько дней, чтобы очистить от них помещение». И это не самое худшее, что может произойти.

Для религиозных иудеев вопрос об обращенных (принявших христианство) имеет вполне однозначное решение: еврей, присоединившийся к христианской церкви, не может больше оставаться равноправным членом общества. С принявшими Иисуса часто рвут отношения даже ближайшие родственники, нередко они теряют работу.

Тем не менее, несмотря на гонения, как утверждает специалист по религиям из Хайфского университета профессор Биньямин Бейт-Алахми, «скорость, с которой это направление получает распространение, поразительна. Еще несколько лет назад мой хороший знакомый в США написал книгу, где утверждал, что у мессианских евреев нет будущего. Сегодня они популярны не только среди новых репатриантов, но и, что намного удивительней, среди старожилов».

Сегодня в Израиле «мессиан» лишь около 10 000 человек (а три десятка лет назад их было всего около двухсот). Однако в мире количество их сторонников, по некоторым оценкам уже превышает 300 тыс. из общего количества евреев-христиан в 1 200 000 человек.

Как видим, в том, что почти каждый четвертый сын Израилев на планете уже признал Христа своим Спасителем, есть и огромная заслуга «йехудим машихим». Бог ведет свой народ к спасению разными путями, в том числе и таким экзотическим, как движение «мессианских евреев».


www.blagovest-info.ru