Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
ОДНА СТРАНА - ДВА СЛУЖЕНИЯ / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Общество / ОДНА СТРАНА - ДВА СЛУЖЕНИЯ
ОДНА СТРАНА - ДВА СЛУЖЕНИЯ
ОДНА СТРАНА - ДВА СЛУЖЕНИЯ
24.09.2011
1020

Даже при весьма относительной религиозной свободе, сложившейся в России, ее верующий мир не дремлет, а бурно развивается, предлагая свои ответы на социальные и культурные вопросы общества. А оно постоянно задается самыми разными вопросами, несмотря на то, что их практически не озвучивают на телеэкранах и в средствах массовой информации, особенно бумажных.

За последние двадцать лет в России появилась еще одна русская национальная конфессия – протестантизм. Евангельская вера в лице баптистов, евангелистов, пятидесятников и адвентистов укоренилась во всех, без исключения, регионах страны, добившись гласного или же негласного признания со стороны властей. Протестанты, наряду с православными, предлагают свои варианты возрождения России.

Различия в предложениях протестантизма и православия достаточно радикальны, но кроются они не столько в западной рациональности одной веры и метафизичности восточного христианства, как это принято считать, - сколько в разном понимании того, кто должен стать движущей силой процесса духовного возрождения. Для господствующей православной Церкви такой силой является государство, а для протестантов – индивидуум, личность.

Русская православная церковь сделала огромный шаг вперед, по сравнению с архаичностью и подчиненностью Церкви в имперской и советской России. С начала 1990-х годов, главным образом, во время Всемирных русских народных соборов и в рамках Социальной концепции была выработана конкретная позиция Церкви по многим важнейшим культурным и социально-экономическим проблемам - от земельного вопроса до решения извечной проблемы бедности и богатства.

В 2007 году было широко заявлено о проведении целевой комплексной программы "Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России", которой руководит иеромонах Киприан (Ященко). Хотя программа была разработана в 2003 году, только на Рождественских чтениях 2007 года прозвучало предложение вывести эту церковную инициативу на федеральный уровень и сделать одним из приоритетных национальных проектов.

Как отмечается на сайте программы, главная ее цель – "противодействие духовно-нравственной деградации населения России и самой уязвимой его части – детей и молодежи. Добиться этого можно через создание государственно-общественного механизма приобщения подрастающего поколения к отечественным культурно-историческим и духовно-нравственным традициям".

В Попечительский совет программы входит полпред Президента РФ в Поволжском федеральном округе Александр Коновалов, которого в прессе называют монахом, тайно принявшим постриг. Одной из непосредственных целей программы является восстановление доверия к государству и сильной власти.

Как искренне полагает иеромонах Киприан, Русская православная церковь обладает сейчас огромным авторитетом в обществе. По словам руководителя программы, "никакому институту власти на сегодня нет такого доверия. Поэтому восстановить традиционные ценности среди молодежи возможно, включив молодежь в интересные для них досуговые, образовательные, культурные проекты, которые их возвышают и дают ответы на вопросы духовного искания.

Например, в рамках нашей программы три года проходят сборы на Куликовом поле, на Кавказе, проводятся учебно-исследовательские экспедиции, паломнические поездки, создается молодежное кино, проводятся кинофестивали".

Кроме того, предполагается создать серию фильмов, которая представляет синхронизацию церковной и светской истории России.

Решая важную идеологическую задачу, программа концентрируется на проведении форумов, семинаров и конференций. В нее даже включена разработка предмета "Православная культура", хотя этот курс уже создан во многих вариантах, а также новой "научной" области – "Духовно-нравственная культура". Список социальных проектов говорит сам за себя:

"Разработана концепция типового центра духовно-нравственной культуры; проведено два всероссийских военно-патриотических сбора (на Куликовом поле и на Кавказе); организовано три семинара по проблеме детского каникулярного досуга; рРазработаны и опубликованы методические рекомендации по организации летнего досуга детей".

Почти одновременно с православными проектами незаметно возникла общероссийская организация, в которой ведущую роль стали играть протестанты, – в феврале 2007 года был официально зарегистрирован "Союз некоммерческих организаций социальной деятельности и гражданских инициатив" (объединяет 38 организаций). Президентом Союза избрана Елена Полянская, являющаяся руководителем департамента социальной работы Российского объединенного союза христиан веры евангельской (РОСХВЕ).

Создание этого Союза, который ставит перед собой примерно такие же цели, как и православная программа иеромонаха Киприана, было поддержано в основном общественными деятелями. В состав его Попечительского совета вошли член Общественной палаты РФ и лидер РОСХВЕ Сергей Ряховский, председатель комиссии Общественной палаты РФ по вопросам здравоохранения доктор Леонид Рошаль, известный российский адвокат Генри Резник и другие.

С одной стороны, заявления главного патрона этого "Союза некоммерческих организаций" Сергея Ряховского вполне сопоставимы с аналогичными высказываниями представителей Московской патриархии о необходимости соблюдения нравственности в обществе:

"Основные положения Всеобщей декларации прав человека мы поддерживаем и выступаем за их укрепление. Но не только права человека должны быть неприкосновенны, но и нравственные устои. Меня удивляют заявления о том, что нравственность и мораль – вещи относительные. То есть права и свободы личности это вещи незыблемые, за них надо бороться и отстаивать, а нравственность нет?

Грех не должен навязываться человеку, насилие не должно пропагандироваться. Мы не призываем сажать в тюрьмы гомосексуалистов или женщин, сделавших аборт. Мы призываем лишь ограничить навязчивую пропаганду подобных идей. Грех не должен предлагаться молодежи как некий обязательный жизненный опыт или пример для подражания. В обществе должно быть неприлично жить безнравственно".

Подобные слова не раз говорил, обращаясь к чиновникам, правозащитникам и журналистам зам. председателя Отдела внешних церковных связей Московской патриархии протоиерей Всеволод Чаплин.

Однако, с другой стороны, в протестантском проекте задача подъема нравственности решается совсем по-иному. Для большинства евангельских служителей России главным является не проведение культурно-просветительских акций, а исправление социальных пороков через собственный пример, показывающий "превосходство евангельской веры".

Как отмечает Сергей Ряховский, "в России существует острейшая проблема в сфере демографии. Несмотря на 16 лет свободы и победные реляции о "всеобщей религиозности", мало людей, которые открыто говорят о своей вере, и еще меньше тех, кто по своей вере живет. Много говорим о демографии, но мало, кто своим примером ее поддерживает. Мне не стыдно – у меня шесть детей и трое внуков, и моему отцу не стыдно – у него 10 детей".

Жизнь все постепенно расставляет на свои места. Протестантские социальные проекты становятся такими же естественными для русских людей, как и православные. Евангельские верующие увязывают решение конкретных проблем человека с христианской верой, с ее принятием в полном объеме. Рациональность, денежная практичность протестантизма, о которой часто как о "ненашей черте характера" говорят православные, оказывается сильно преувеличенной.

Для православных важным остается нравственность самого государства, забота о России в целом. Без этого Церковь не мыслит себе будущее России, без этого общество не сохранит свою православную культуру и духовность, так как рамки прихода для них слишком малы, а кормление бомжей на вокзале не поможет исправить духовно-нравственный кризис всей России.

www.portal-credo.ru