Главная / Статьи / Общество / ЕВРЕЙСКАЯ НЕНАВИСТЬ
ЕВРЕЙСКАЯ НЕНАВИСТЬ
ЕВРЕЙСКАЯ НЕНАВИСТЬ
24.09.2011
707

Античные авторы много писали о евреях. Их суждения производят очень странное впечатление: они удивительно единодушны в отрицательном отношении к «еврейству», хотя конкретные обвинения разнородны и среди них встречаются явные выдумки. Если учесть, что евреи активно влияли на жизнь стран, в которых они обитали, подчиняя себе некоторые стороны их жизни и разрушая другие, то это отчасти дает объяснение антиеврейским настроениям античного общества.

Вот мнение двух крупнейших историков о причинах античного антисемитизма. Эдуард Майер: «Вместе с еврейством вошел в мир и его вечный спутник – еврейская ненависть. Не их Бог и религия сами по себе были причиной насмешек, презрения и преследований, но высокомерное убеждение в своем превосходстве».

Макс Вебер: «Всеобщее распространение антисемитизма в античности – факт. Также бесспорно, что это постоянно растущее отрицательное отношение к евреям развивалось параллельно с ростом отрицательного отношения евреев к общению с иноверцами».

С распространением христианства влияние еврейства резко падает. Стало невозможно активно участвовать в жизни христианского общества, не будучи христианином. Интересно, как оценивает это еврейский историк Гретц в I томе «Истории еврейского народа». Он пишет о христианстве: «Этому выродку с маской смерти было суждено нанести впоследствии много болезненных ран еврейству». И произошло это, по его мнению, как раз в тот момент, когда еврейство было близко к достижению цели: стать учителем человечества.

Преследования евреев в христианскую эпоху хорошо известны. Менее известно другое: и еврейские, и христианские хронисты утверждают, что гонителями евреев почти всегда были люди из народа, чернь. Папы, императоры, короли, епископы неизменно пытались защитить евреев от гонений. Вот что пишет еврейский историк Рот: «Вплоть до современности самая грубая клевета против евреев встречала опровержение со стороны папства или даже запрещалась». Еще папа Григорий Великий (590-604) требовал, чтобы евреям были гарантированы их законные права. Эта точка зрения была принята Католической церковью. Во многих странах евреи обладали самоуправлением, собственным судом, находились под особой защитой и покровительством короля (во Франции, Италии, Германии, Польше, Литве, Англии). Периоды гонений чередовались с периодами, когда евреи, защищенные властями, оказывали большое влияние на жизнь общества и занимали в нем высокое положение. Что касается причин, вызывавших нападение со стороны простого народа, то в средневековых хрониках часто встречаются жалобы на всевластие еврейских ростовщиков, бравших 80, 100, 170 процентов годовых. Чаще всего источником еврейских капиталов называют ростовщичество и работорговлю. Например, во Франции Карл VI запретил на десять лет принимать жалобы на злоупотребления еврейских ростовщиков. В царствование Людовика Благочестивого евреям было разрешено иметь рабов-христиан. Евреи монополизировали торговлю вином и мясом, и по их требованию рыночные дни были перенесены с субботы на воскресенье. Нетрудно представить, какую реакцию вызывали в народе эти и подобные им факты.

Явление, называемое «антисемитизмом», возникло задолго до появления христианства. Христианская церковь не является его причиной и не несет за него ответственность.

Причиной многих антисемитских выступлений была не только ненависть к евреям, но и ненависть самих евреев к народу, среди которого проживали их общины.

Причина бедствий еврейского народа четко определена Библией. Интересно, что подтверждение этому я нашел в статье американского еврея Дейвида Клингхоффера «Антисемитизм без антисемитов». Вот что он пишет: «В последнее время нам решительно все напоминает о нацистских преследованиях. Сказать по совести, антисемитизм стал еврейской навязчивой идеей». И далее: «В Библии нет ни слова такого, ни понятия антисемитизм. Когда Господь посылал нам наказания, Он почти всегда назначал для этой цели чужеземных захватчиков. И в отличие от нас, ... евреи всех времен вплоть до нашего столетия, видели в этом ясный смысл: знак Божьего гнева на наш народ. Более того, древние евреи знали, что Господь карает народ Израиля как единое целое».

По-моему, сторонники примирения с иудаизмом забывают очевидный факт: уже две тысячи лет, как народ Израиля отверг своего Господа. Религия еврейского народа зовется «иудаизм», а не «христианство».

Не в том ли причина бедствий?

Наверное, я не стал бы писать все это, если бы не одна поистине страшная книга. «Христианско-иудейский диалог». Хрестоматия, составитель Хелен Фрай. На ее страницах из уст иудаистов звучит множество обвинений: это вы во всем виноваты! Это христианство – причина Холокоста! Это с Иисуса начался антисемитизм! Проповедь христианства среди евреев – это нацизм!

И «христианские теологи» покорно соглашаются: да, все верно. Мы должны «признать красоту и завершенность иудейской религии. Да, антисемитизм является оборотной стороной христологии. Чтобы победить антисемитизм, церкви необходимо пересмотреть христианство». Но нет, говорит сама Хелен Фрай, «трудность состоит не в разногласиях по поводу Иисуса, а в традиционной концепции спасения». «Если христиане намерены победить антисемитизм, то, думается, они обязаны пересмотреть свою сотериологию».

Вот такой диалог. Именно поэтому я считаю очень опасными суждения о необходимости покаяния церкви перед иудаизмом.