Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
ИМПЕРСКОЕ СОЗНАНИЕ - ПРОСТО ЖИВОТНЫЙ ИНСТИНКТ / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Общество / ИМПЕРСКОЕ СОЗНАНИЕ - ПРОСТО ЖИВОТНЫЙ ИНСТИНКТ
ИМПЕРСКОЕ СОЗНАНИЕ - ПРОСТО ЖИВОТНЫЙ ИНСТИНКТ
ИМПЕРСКОЕ СОЗНАНИЕ - ПРОСТО ЖИВОТНЫЙ ИНСТИНКТ
24.09.2011
1080

Накануне нового 2007 года председатель Российского союза евангельских христиан баптистов Юрий Кириллович Сипко дал интервью главному редактору портала "Другие Новости", официальному представителю портала Baznica.info в Москве Вячеславу Макарову.

Вячеслав Макаров:
Юрий Кириллович, как вы оцениваете ушедший в прошлое 2006 год? Как мы – Россия, общество, церковь – его прожили?

Юрий Сипко:
Несмотря на то, что для меня чувствительны острые моменты в жизни общественных и политических движений, религиозная оценка для меня главная – просто потому, что моя жизнь вращается в сфере религиозных деяний. Если же смотреть на вещи общественные, экономические, то позитивно то, что невозможно не заметить укрепления материальной составляющей жизни россиян. И хотя общество все еще разрозненно, все-таки есть крупные города, где экономика достаточно заметно развивается.

С другой стороны, на этом фоне бедность стала ярче. На фоне цветущего блеска 1-3% богатых людей России, 25-30% живущих в стране людей едва сводят концы с концами. Четверть населения не имеет водопровода – люди берут воду в речке, колодце, озере. Хотя и о водопроводах многие говорят, что вода в них непригодна для питья. Во многих местах люди не имеют канализации, не имеют горячей воды – то есть самых минимальных бытовых условий.

Все это – следствие нашего почти векового дурмана, когда мы хлопали в ладоши, живя фактически в состоянии первобытного общества. Мы радовались социалистическим идеям, и невозможно нам теперь не пожинать плодов того безумия. Поэтому, собственно говоря, мы, что сеяли, то и жнем.

Но, говоря о негативной составляющей прошедшего 2006 года, я назвал бы даже не это. Больше всего меня беспокоит вектор нравственный.

Налицо повальное заражение бациллой превосходства нашей российской истории, нашей ментальности, духовности над общемировыми общечеловеческими ценностями. Превалирует этакая избранность, богоносность, которая как бы позволяет нам считать себя в мире этаким мессианским обществом, которое несет спасительную истину в мире. При том, что пока мы демонстрируем только голые пятки и общую неустроенность, как бытовую, так и моральную.

Эта тенденция выглядит для меня особо опасной, так как на этом фоне вырастают националистические настроения. И они не просто являются проявлениями в каких-то слоях общества. Они приобретают характер общенациональной идеи. Их исповедуют люди во власти, как законодательной, так и исполнительной. Антизападнический дух, неприязнь к инакомыслию в стране, отвержение религиозных меньшинства, усиление войны против своих же граждан по национальному и религиозному признаку – все это меня сегодня беспокоит больше всего. Из поля нашего общественного дискурса исчезает тема прав личности, прав и достоинства человека.

Вячеслав Макаров:
А что в Вашем понимании "национальная идея"?

Юрий Сипко:
Для нашей многонациональной страны национальной идеей должна стать борьба с острыми моментами в общественной жизни. В стране России нет сирот, в стране России нет бедных, в стране России нет отверженных – вот три лозунга, которые бы показали правильный вектор национальной идеи.

Человек живет в России как дома, независимо от национальности. И, живя у себя дома, он – счастливый человек. У него защищенное детство, обеспеченная старость и он уважаем – в любом состоянии. Ведь у нас столько межнациональных проблем, у нас миллионы сирот, дети бомжуют, неухоженные старики, население сокращается на миллионы.

Когда мы произносим слово "миллионы", то для нас это цифры, статистика. А между тем это судьба конкретных отдельных людей. Мы потерялись нравственно, как единое общество. Не может быть национальной идеи, если мы безнравственны, если мы не уважаем человека, если мы равнодушно хлопаем в ладоши, когда кто-то надмевается над грузинами, кто-то над молдаванами, кто-то над украинцами. Мы все – одна семья!

Вячеслав Макаров:
То есть нравственность, в Вашем понимании, выражается в том числе и в уважении?

Юрий Сипко:
А как же? Прежде всего нужно признать личность, следует уважить человека, а только потом можно говорить о нравственности, которая будет касаться духовных измерений. Если мы отвергаем человека как личность, если мы выбрасываем его на помойку, если мы лишили его простых прав на существование, то всей этой политикой мы потеряли главное – человек снова потерял свою ценность. Опять сталинизм: машина – все, винтик - ничего.

А человек – это не винтик. Человек – это образ Божий. Если мы не внесем это понимание в наше национальное сознание, то мы не победим коррупцию, не победим чиновничьего беспредела, мы не победим армейской дедовщины - мы ничего не победим. Первичная основа у нас разрушена, она извращена. Человек не имеет ценности, ни в глазах самого себя, ни в глазах общества, ни в глазах власти. Даже в глазах сегодняшних влиятельнейших религиозных фигур личность отдельная не имеет значения. Хотя в глазах Бога она имеет эту ценность.

Вячеслав Макаров:
Согласитесь ли вы с тем, что сегодня в обществе превалирует имперское мышление: укрупнение монополий и создание корпораций, построение сильного государства, мысли о единой церкви?

Юрий Сипко:
Мышление не просто превалирует! Народ этим бравирует. И мне стыдно говорить о наших претензиях на управление миром, пока мы не справились с нашими собственными проблемами. Мы ведь живем в грязи. Вы проедьте по любой дороге. Остановитесь в любом месте и сойдите в кювет. И вы увидите, что все наши дороги – сплошной туалет.

Мы – российское общество – сегодня живем несравненно более грубо, более скотски, чем люди жили много тысячелетий назад. Когда мы читаем Библию, которая повествует о временах доисторических, то там Бог говорит путешествующему по пустыне народу (заметьте, народу, который не живет в пустыне, он просто ее пересекает): "Имей при себе лопатку и все, что ты делаешь – убирай все следы".

Это минимум, которому сегодня мы даже не в состоянии следовать. Лишь недавно только появились поезда с биотуалетами, а до этого все наши поезда, все наши железные дороги всю нашу Русь… сделали туалетом. И мы еще говорим об имперском сознании?

Имперское сознание – просто животный инстинкт, который хочет вырваться из западни и претендует на человеческое положение, претендует грубо, варварски и так неадекватно. И вот такая национальная идея должна вернуть нас в наши туалеты и сделать их достойными человека. После такой человек выйдет и станет понимать: это – место моей жизни. Это место должно соответствовать тому, что есть я. Если я – просто скотина, плод эволюции, то я и живу, как скотина.

Национальная идея должна вернуться к человеку. Он (человек) есть субъект государства, на нем (человеке) построены все институты и его (человека) должна обслуживать государственная власть. Если мы это исключим, то экономика, возможно, будет работать, возможно, будет хорошо продаваться нефть, но человеку в таком обществе, в такой стране нет места. Что мы и наблюдаем сейчас.

Вячеслав Макаров:
Подходит к концу второй срок президента Путина. Мы – Россия – стали больше империей, или мы стали больше гражданским обществом?

Юрий Сипко:
Мы стали даже хуже, чем СССР. По крайней мере, в своих границах СССР имел какую-то внятную и единую политику. Сейчас же в некогда единых границах мы превратились в конкурентов и наша некогда единая история стала историей противоречий и взаимных обид.

Совершенно очевидно, что мы – Россия – сегодня насаждаем имперский дух в рамках Российской Федерации. Грубо и стыдно. Мы, будучи нацией сильной и достойной, могли бы строить отношения со всеми нациями в мире совершенно по-другому.

Когда мы бравируем своей имперскостью, когда вслух говорим, что можем сделать много новых самолетов, бомб и что все должны с нами считаться…

Простите, когда с нами "считались", то нам хлеб давали и туалетную бумагу везли – вспомните, это не так давно-то и было. У нас нет оснований бросать камни в чей-то огород. Никто не пришел к нам с ружьем. В тот период, когда мы вырывались из плена советской идеологии, к нам приходили только с хлебом.

Да, экономический уровень в стране растет, хотя темпы его призрачны – 12% инфляции при 8% приросте промышленности. А где же абсолютные цифры и как их измерить? Если судить по собственной шкуре, то я остаюсь все таким же малообеспеченным гражданином, который еле сводит концы с концами. У меня, слава Богу, нет нищеты. Но я знаю множество людей, которые фактически являются нищими.

Вячеслав Макаров:
Как российское евангельское движение прожило 2006 год?

Юрий Сипко:
Сложно представить собирательную картину. Протестантское движение разнообразно и самобытно. Мы все объединены в союзы: пятидесятники, баптисты, адвентисты, лютеране. И здесь я могу говорить только о некоей офисной работе, о том, как провело год руководство непосредственно нашей организации.

Наш союз (РС ЕХБ) провел год динамично. Миссионерское движение растет, свидетельство реализуется разными способами: велопробеги, поездки по тюрьмам, благотворительные акции. В 2006 году мы предприняли долгосрочную программу "Наши дети", чтобы мобилизовать прихожан на заботу о детях, не имеющих родителей. И это движение в наших церквях растет. Уже не одна сотня людей приняла в свои семьи детей и это набирает обороты.

Что касается другой составляющей жизни – самоощущения, то я должен сказать, что у меня ощущение нарастающей тревоги. Государственная власть очень четко обозначила тренд и ведет себя несколько неадекватно. Боясь того, что случилось на Украине, она свидетельствует о своей собственной слабости. Есть народная мудрость: "Пакостлив, как кот, а труслив, как заяц". Реакция власти сегодня порой на какие-то вещи запредельно неадекватна, но и трусость такая же. Когда с маниакальной настойчивостью и властные структуры, и подконтрольные СМИ выискивают различную агентуру в "сектантских кругах", когда этому предались государственные телеканалы, которые за бюджетные деньги, и мои в том числе, против меня же настраивают мой же народ – какое в такой ситуации у меня может быть самоощущение?

Увы, мы, как протестанты, в сущности разрознены и эти вещи "проглатываем" без реакции. И больше того, способны попасть в ловушки, которые нам предлагают, чтобы сегодняшний комфорт променять на свободу. Нам следует этот тренд уловить и остаться святой и чистой церковью и перед Богом, и перед народом, и перед отечеством. Я убежден, что мы, как церковь Господа Иисуса Христа, ответственны перед народом не в меньшей степени, чем перед Богом за правду нашей жизни, за правду нашего благовестия, за правду нашего служения.

Печатается в сокращении.
Полная версия на сайте www.baznica.info