Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ - ДУХОВНОСТЬ, СБЕРЕЖЕНИЯ НАРОДА И МОЩНАЯ ЭКОНОМИКА / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Общество / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ - ДУХОВНОСТЬ, СБЕРЕЖЕНИЯ НАРОДА И МОЩНАЯ ЭКОНОМИКА
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ - ДУХОВНОСТЬ, СБЕРЕЖЕНИЯ НАРОДА И МОЩНАЯ ЭКОНОМИКА
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ - ДУХОВНОСТЬ, СБЕРЕЖЕНИЯ НАРОДА И МОЩНАЯ ЭКОНОМИКА
24.09.2011
2819

Накануне нового 2007 года епископ Российского объединенного союза христиан веры евангельской Сергей Васильевич Ряховский дал интервью главному редактору портала "Другие Новости", официальному представителю портала Baznica.info в Москве Вячеславу Макарову.

Вячеслав Макаров:
Сергей Васильевич, каким ушедший 2006 год был для России, как бы вы охарактеризовали прошедший период и что на ваш взгляд было ключевым в минувшем году?

Сергей Ряховский:
Наверное, главное, что можно отметить в ушедшем году, – российская политическая и государственная власть озаботилась и осознала, что без построения развитого общественного деятельного инструмента – института гражданского общества – она не сможет реализовать свои даже самые лучшие амбиции. Ведь без этого невозможны реформы и подлинная, настоящая демократизация общества – не "демократизация" с буржуазным оттенком, не "демократия дикого капитализма" начала 90-х годов прошлого века, а именно забота о реальном человеке, реальной семье – невозможны без гражданского общества.

В этом году мы увидели инициативы Президента России, возможно, несколько запоздалые в отношении многих вопросов, например, демографии. Может быть, мы где-то уже были на краю некоей демографической пропасти – на краю пропасти института семьи – это самая большая трагедия, очень большая потеря из всего того, что было разрушено за эти годы. И важно, что Владимир Владимирович Путин не просто озаботился вопросом, но и предпринял ряд законодательных инициатив, смог убедить чиновников, что если не изменить отношение к народу, к самосознанию гражданского общества, – то и они, чиновники, в конечном счете, никому не будут нужны.

Конечно, коррупцию и чиновничий беспредел преодолеть за один год не удастся, это процесс, это уже вошло в кровь и плоть и чиновников, и людей – и мы, общество, больны этим сегодня. Однако, нам необходимо это преодолеть, сегодня стране нужны люди, которые верят в новую Россию – Россию сильную, честную … И я верю в то, что в стране уже есть достаточно сил, способных позитивно менять жизнь людей. И эти силы – прежде всего сами люди.

Я верю, что мы сегодня наблюдаем пробуждение – медленное пробуждение гражданского общества. Создание Общественной палаты – несмотря на то, что по-разному о ней говорят и по-разному оценивают ее деятельность, - пример одного из инструментов гражданского общества. И, несмотря на все проблемы, в России уже создано некое основание для изменений, есть люди, которые не удовлетворены тем, насколько медленно идут реформы, не удовлетворенны тем, что так неэффективно используется колоссальный потенциал, который у нашей нации есть. И я думаю, что уже появился определенный человеческий ресурс, наделенный правдоискательностью и ответственностью. Путь возрождения России будет тернистым и не будет легким, но дорогу осилит идущий.

Поэтому я уверен, что прошедший 2006 год был в определенном смысле переломным.

Очень сложно строить государство, где есть право, где есть реальная свобода, независимый суд, соблюдаются права человека, функционирует независимая пресса, есть уважение к личности и правам человека, особенно к правам маленького человека – все это очень сложно строить. Многим государствам на это потребовались сотни лет. Поэтому попытка российского общества рвануть вперед и всех обогнать – затормозилась не потому, что у нас мало денег или мы неправильно используем богатство недр страны. Нет, – все идет от головы, от сердца, от менталитета, от отношения к себе и Богу.

Александр Солженицын ввел такой термин – "сбережения народа", так вот наши "сбережения" сегодня – это не только официальные программы, когда можно все бесплатно за счет бюджета сделать, как в Норвегии (там все бесплатно: образование, медицина и т. п.) Сбережения народа – это нечто гораздо большее, это духовные сбережения, и. прежде всего, – воспитание ответственности и востребованности. Я уверен, что когда человек чувствует, что он нужен – семье, ребенку, своим детям, государству – что-то очень хорошее происходит с этим человеком.

Вячеслав Макаров:
Каковы самые главные позитивы и негативы ушедшего года?

Сергей Ряховский:
Главный позитив года – власть осознала и народ осознал, что гражданское общество - это ресурс не творить революцию. Я решительно против революций. И есть осознание в обществе, что люди могут быть некоей конструктивной оппозицией власти для того, чтобы власть строила современное сильное государство, где бы уважались и права человека, и права власти.

Самый большой негатив ушедшего года – мы не смогли остановить высочайшую смертность в стране, не смогли убедить россиян в важности семьи и семейного долга, не смогли смотивировать на рождение детей. Это одно из больших разочарований. Я много общаюсь с людьми и часто спрашиваю молодые семьи – вы собираетесь рожать детей? Ведь так много возможностей сегодня – рожать детей… а зачастую народ спрашивает – а какой смысл нам рожать детей? Это разочаровывает.

Разочаровывает, что как процветали, так и продолжают процветать фашистские настроения – ксенофобия, человеконенавистничество. И, к сожалению, отдельные политики продолжают разжигать религиозную и этническую рознь. События, произошедшие в России совсем недавно – своего рода фурункулы – это ведь не конец.

Не решен главный вопрос – единый ли мы народ, как написано в Конституции РФ, или у нас есть основной народ, а есть титульные нации или подгруппы какие-то ... Не надо забывать, что мы евроазиатское государство, мы всегда были размыты и сложно устроены. Для многих государств как раз это и есть ответ на демографические проблемы. Посмотрите, например, на США – можно сколько угодно ругать Голливуд, но та политика, которая ведется в отношении иммигрантов, адаптации народа, единения нации и вовлечении новых граждан страны в некое позитивное созидательное дело – хорошая практика, хороший опыт.

Вячеслав Макаров:
В минувшем году много внимания уделялось понятию национальной идеи ... Владислав Сурков вот обозначил термин "суверенная демократия". Философский вопрос – у вас есть понимание того, что могло бы быть национальной идеей для России?

Сергей Ряховский:
В чем-то я согласен с Владиславом Юрьевичем, прежде всего в том, что суверенность означает некоторую особенность, независимость и особый путь. В отношении пути – безусловно, у России свой особый путь. И в этом смысле российская демократия весьма суверенна и достаточно независима.

Но какой он – этот путь? Формула Суркова – это не национальная идея, это, скорее, подход к проблеме. Национальная идея – это конкретные понятия, за которыми что-то стоит. Но то, что сказал Владислав Юрьевич – не пустые слова, а весьма прагматичный подход – каким путем идти России; это некая общая концепция, а вот стратегия и тактика – это уже ближе к национальной идее.

В моем понимании национальная идея – это, безусловно, духовность и ценность народа. И народ, как высшая власть в государстве, – это и может быть некоей национальной идеей, но не так, как было в царское время – идея империи – чем это закончилось, мы все знаем. Этого, кстати, и нужно бояться – когда провозглашается национальная идея в пользу каких-то определенных наций, экономических кругов или слоев населения; можно проследить исторически – это всегда плохо заканчивается.

Национальная идея должна объединить весь наш народ – многонациональный и многоконфессиональный. И духовность стоит на первом месте. Без духовности будет безнравственность, всеядность, абсолютный нравственный либерализм.

Тут я согласен с митрополитом Кириллом в том, что он говорил на Всемирном русском народном соборе – что мы не можем быть всеядными и адаптировать без разбора все то, что в мире считается де-факто или де-юре принятым. Потому что мы – народ, который имеет колоссальную культуру и историю, величественную литературу и духовность. А сегодня все это – те самые "сбережения народа" – подвергается массированным атакам – и не только извне, но и изнутри. Увы, есть и в России силы, которым не нужна сильная Россия.

Поэтому для меня национальная идея – духовность, сбережения народа и мощная экономика. Без экономики нет социальной стабильности и достатка.

Вячеслав Макаров:
К
ак прожила этот год евангельская церковь в России?

Сергей Ряховский:
Ц
ерковь избавилась от легковесности в определении многих духовных вещей. Она стала более стабильной, более серьезной, более ответственной. Церковь совершенствуется. Мы все понимаем, что в советское время евангельская Церковь была сильной, но гонимой и небольшой. За последние 15 лет открылись удивительные перспективы для роста Церкви. Причем не только численного, но, прежде всего, для роста духовности, святости, праведности. Именно для того Бог и создал Церковь и сказал, что "все увидят, что вы ученики, если будете иметь любовь между собой". Эта любовь – знаковая вещь.

Церковь увидела свое место. 90-е годы прошлого века были интересны тем, что Церковь пыталась заниматься всем: были программы по бизнесу, по политике и т.п. Теперь Церковь "наелась" всего этого и получила хорошую прививку. Сегодня она занимается тем, чем должна заниматься – проповедью Евангелия. Она распространяет Царство Христа, несет духовность, исцеляет души, проводит богослужения, растет в числе и качестве.

Приходит осознание, что Церковь – это Невеста Христа, это Тело Христово. Это ни в коем случае не бизнесмен и не политик! В Церкви должны быть бизнесмены, должны быть политики, должны быть меценаты, общественные деятели. Церковь освящает этих людей, помогает им стать лучшими политиками, лучшими бизнесменами, лучшими рабочими, матерями для своих детей, лучшими мужьями для своих жен, лучшими детьми для своих родителей. Церковь несет в души людей согласие с Богом, согласие с самим собой и согласие с людьми.

Если Церковь не будет этого делать, а у нас в церкви будут "филиалы" корпораций, компаний, политических партий, общественных организаций – это уже не Церковь. Это нечто, потерявшее силу, ведение, путь и ориентиры.

Я благодарю Бога, что в Церковь вернулись сила и слава Божья. Церковь становится домашней, появляются ячеечные церкви, мегацеркви. Церковь уже не выставляется на потребу дня, но становится самым стабильным институтом общества и не гоняется за вещами сиюминутными. Она стабильна в вечности, вот что очень важно. И это происходит, пусть медленно, но происходит.

Печатается в сокращении.
Полная версия на сайте www.baznica.info