Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
ВЫХОД ИЗ ТУПИКА / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Общество / ВЫХОД ИЗ ТУПИКА

Известно, что религия является одним из элементов общественной системы, и как все изменения в религии отражаются на всех других элементах этой системы, так и изменения в других элементах системы отражаются на религии.

В начале 90-х, когда идеология КПСС потерпела крушение, евангельские христиане могли беспрепятственно заниматься миссионерской деятельностью. Бурный рост количества церквей был опьяняющим, а финансовые возможности способствовали фиксации ложного представления о собственном могуществе в среде евангельских христиан. Прошло более пятнадцати лет и пришло время по-новому посмотреть на реальность, в который пребывают сегодня протестантские церкви страны.

В конце 2006 года Институт Европы Российской Академии наук опубликовал доклад № 173 под названием "Религиозность в России в 90-е годы XX – начале XXI века". Д.Е. Фурман и К. Каариайнен посвятили свое исследование отношению к религии в российском массовом сознании после падения коммунистической системы. Работа была основана на результатах социологических исследованиях российской религиозности, проведенных РАН и Академией наук Финляндии в 1991-2005 гг.

Авторы доклада предлагают результаты исследований, которые не должны быть проигнорированы протестантским сообществом России. Вывод, к которому приходят исследователи, таков, что демократические порывы в нашей стране окончательно дискредитированы и общество стремительно движется к устойчивой связке государственного института с православной Церковью как ее идеологической подпоркой.

На протяжении всей истории России византийская модель христианства доминировала. Княжеская, а после царская власть всегда была тесно связана с православной Церковью. В эпоху коммунизма произошла смена идеологии, но Церковь (РПЦ МП) осталась по-прежнему важным элементом в сознании нашего народа. После развала СССР и наступивших демократических реформ ситуация начала стремительно развиваться в сторону симфонии государства и Церкви. Россия оказалась в весьма интересной ситуации, когда ради общественного мнения (в угоду Европе и США) существует демократическое законодательство, а на деле местными чиновниками осуществляется клерикальная модель власти.

В прошлом году внимание протестантского сообщества было приковано к дискуссии по поводу внедрения в общеобразовательную школу под видом "Основ православной культуры" (ОПК) Закона Божьего и инициативы Минюста по внесению поправок в федеральный закон о свободе совести (ограничение миссионерской деятельности).

Отрадным является тот факт, что поправки внесены не были, а министерство Фурсенко быстро предложило альтернативный ОПК предмет– "Историю мировых религий". Однако люди, лоббирующие процесс клерикализации власти, ориентируются не на мнение сенаторов и депутатов, но на общественное мнение. Вот именно оно и должно являться предметом нашего беспокойства.

Если бы законодатели ориентировались на волеизъявление народа, то Конституция в ближайшее время была бы уже переписана, а закон о свободе совести претерпел бы значительные изменения. В этом случае протестантам России пришлось бы довольно худо, потому что хорошее отношение к православию с каждым годом становится все прочнее и прочнее.

Исследование предлагает следующие результаты опроса. Если в 1996 году "очень хорошо" и "хорошо" к РПЦ МП относилось 88% опрошенных, то к 2005 их количество увеличилось до 95%! В то же время удельный вес положительно настроенных граждан к баптизму составляет 23% и 25% соответственно.

Если к православию отрицательное отношение с 4% снизилось до одного процента, то к баптизму отрицательно по-прежнему относятся около половины опрошенных – 45% в 1996 г. и 53% в 2005 г..

В вопросах просветительской деятельности массовое сознание также отдает предпочтение православию. Больше 80% положительно относятся к созданию радио и телепередач православной направленности. Тогда как баптистам то же самое позволили бы всего 21% опрошенных против 51% несогласных с подобным мнением.

Интересен тот факт, что в опросах баптизм выделен в отдельную графу от "других протестантов" России. И баптисты в уровне доверия на 5 пунктов опережают другие протестантские Церкви.

Растет и количество сторонников обязательного обучения в средней школе всех детей основам православной веры. Если в 1996 г. было 11% сторонников обязательного внедрения курса, то к 2005 г. это количество возросло до 24%.

Отношение к свободе совести также настораживает. Если в 1996 г. с тем, что все религии должны обладать равными правами в России, согласились 70% респондентов, то в 2005 г. это количество снизилось до 53%. Можно утешать себя мыслью, что это довольно большой процент, но нельзя забывать, что с устрашающей скоростью растет народная поддержка идеи, что РПЦ МП должна обладать определенными привилегиями в России. Если в 1996 г. с этим были согласны 51%, то в 2005 году эти настроения разделяют 72% населения.

В 2005 г. считали, что нельзя позволять новым для России церквам строить религиозные здания или покупать для религиозных целей старые здания – 55%, проповедовать в общественных местах – 66%, распространять свои издания – 60%, открывать религиозные школы – 62%, проповедовать по телевидению – 62% опрошенных!

Авторы доклада делают вывод, что "Церковь и власть – снова вместе, как до революции 1917 г., и укрепляют друг друга. Демонстрируемая Путиным серьезная православная религиозность, несомненно, способствует его популярности. Церковь как бы переносит на Путина свой авторитет. С другой стороны, религиозность президента способствует и дальнейшему усилению "проправославного консенсуса", роли религии как символа единства, ибо президент также переносит свой авторитет на Церковь".

Ситуация для протестантизма в России тупиковая, и на первый взгляд выхода нет. Но есть уверенность, что евангельские христиане должны быть активными гражданами своей страны, чтобы вызвать к себе симпатию массового сознания нашего народа.

Речь не идет о лицемерии. Очень часто протестантские Церкви замкнуты в себе и не желают выражать свое мнение по поводу беспокоящих общество вопросов. Это отнюдь не способствует росту популярности евангельских христиан в нашей стране.

В то же время очевиден факт, что нынешний президент Российского союза Евангельских христиан-баптистов Юрий Кириллович Сипко занял более активную позицию в жизни России. Инициаторами и ретрансляторами его выступлений являются Радио "Теос" и интернет-издание "Портал-Credo.Ru". Этого мало, но похвально само благое начинание. Предлагается выходить на качественно новый уровень.

В заключение отмечу то, что Иисус не обещал Своим ученикам беспрепятственного распространения Благой вести. Оставляя Своих учеников на земле, Он сказал, что вся власть (на небе и на земле) дана Ему, поэтому мы можем с великим дерзновением в вере встать лицом к лицу новому вызову современности.

www.kecu.ru