Главная / Статьи / Общество / ЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ ВСЛУХ ДЕТЯМ?
ЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ ВСЛУХ ДЕТЯМ?
ЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ ВСЛУХ ДЕТЯМ?
24.09.2011
779

И тут ко мне идет незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей…

А.С. Пушкин «Осень»

У кого есть дети или внуки школьного возраста, те знают – нынешние детки не любят читать, как когда-то читали мы или наши родители. Да, время вспять не обратить, во всяком прогрессе, как известно, есть свои положительные и отрицательные стороны. И не надо во всем ругать телевизор, компьютер, мобильник, а тем более Интернет. Справедливо сказано, что все исходит из сердца человеческого, а история цивилизации идет, как и должна идти.

Но кое-что в этом быстро бегущем процессе, который так огорчает и светское общество, и нас, христиан, в отвращении подростков к книге как таковой мы, родители и бабушки, можем сделать. Главное, как я всегда всем говорю, - не лениться самим! Не лениться, а не ругать с утра до вечера власти, школу, экономику и все, что нас окружает.

Отошли в прошлое те времена, когда семья собиралась вокруг абажура и кто-то вечером читал вслух Толстого или Достоевского, только что напечатанного в журнале, пришедшего по почте. Теперь такое встретишь разве что в мемуарах.

У меня выросли две дочери и четверо внуков, так что определенный опыт, повторенный шесть раз, у меня есть. Замечено, что совсем маленьким детям перед сном лучше не читать, а рассказывать своими словами. Видимо, малышу важно видеть ваши глаза, чувствовать прикосновение рука, так сказать, персональное внимание. Бывало подзабудешь сюжет, пока дитя раздевается, и быстро пролистываешь книгу Андерсена, либо на ходу придумываешь свой вариант.

Детям нравятся повторения; важно, чтобы вы сами «не засыпали», чтобы вам самим было интересно разыгрывать театр одного актера – для одного зрителя. Зато потом ребенок начинает любить и ваше чтение вслух.

Старалась всегда избежать «учебной» обстановки. Ребенок мог лежать, где угодно, грызть специально (!) подсушенные сухарики из бородинского хлебца. Желательно опять же – по мере возможности – театрализовать чтение. Мои подросшие внуки до сих пор вспоминают, как я читала «в лицах» «Мертвые души», сама с ними и смеялась и горевала и проводила параллели с нашим временем.

Другой совет – старайтесь максимально воспользоваться летом (или болезнью ребенка!) и читать вслух ту же «Капитанскую дочку» до того, как произведение будет «убито» по школьной программе. Дело даже не в учителе, талантливом или скучном, а в самой методе разбора книги, системе отметок, да и в общественном мнении. Один из моих внуков, сейчас десятиклассник, оказался единственным в классе, кто прочитал летом «Обломова», да и то под моим нажимом. Так я и не поняла, чувствовал он себя «белой вороной» или героем?

Где-то внутренне согласна, что нынешним 16-летним крутым парням дико и скучно читать про мечтателя Обломова с его чистой голубиной душой, но абсолютно не делового. Зато получился с внуком интересный разговор о столь нужной деловой хватке и даре созерцания. Что важнее – увидеть красоту лесной поляны или сразу понять, пригодна ли эта поляна для ночлега?

Часто спрашивают, с каких лет можно и нужно читать детям русскую и зарубежную классику. Чем раньше, тем лучше. Лично я прочитала практически всю классику в свои голодные блокадные годы, когда мне было восемь лет. И до сих пор многое помню: детская память – особый дар.

Этим летом возила младшего девятилетнего внука на море; была возможность читать ему вслух, вернее, начинала, а потом он сам хотел узнать, «чем все кончится». Так в его жизнь вошли и «Капитанская дочка», и «Слепой музыкант», и «Дети подземелья», «Теплый хлеб», «Ангелочек» и многое другое. Я даже и не рассчитывала на это – мальчик, как современные дети, рационален и деловит. Во время прогулок многое обсуждали, опять же – свободно, естественным, не учебным образом.

Очень часто родители спрашивают, что именно читать из классики, чтобы было «разумное, доброе, вечное». Много раз повторяю, что нельзя формально делить художественную литературу на христианскую и мирскую. Есть сугубо христианские писатели, как Диккенс, Гюго, Андерсен. Есть и другое. Нет упоминания имени Бога, как такового, но все повествование строится на Божьих законах и Божьих словах, как например, «А зори здесь тихие» Б. Васильева, «Белый Бим черное ухо» Г. Троепольского, да тот же Карлсон, «Алиса в стране чудес», Вини-Пух и многое другое, русские сказки, где прослеживается закон – что посеешь, то и пожнешь.

Знаю учительницу, которая строила свой евангельский урок для малышей на сказке «Аленький цветочек»… Божьи истины рассеяны везде, как драгоценные жемчужинки. Все доброе и красивое – от Господа, больше неоткуда.

Среди верующих часто бытует мнение, что мирская литература ни к чему, разве что в школе требуют. Ответил на отметку – и забыл. Мне постоянно приходится слышать от церковных людей упреки, что занимаюсь плотским, ненужным, а то и стыдным для христианки. Имеются в виду мои книги и лекции по теме «Русская классики в свете Евангелия».

Но добрая художественная литература развивает в человеке, пока он еще формируется как личность, сострадательность, эмоциональность, воображение и многое другое. Разве вы (если вы любили читать в юности) не считали многих литературных героев своими друзьями, собеседниками, а то и идеалами? «Над вымыслом слезами обольюсь», - признавался Пушкин. Сейчас дети редко плачут – скажем, при описании смерти маленького Поля («Домби и сын») или девочки Евы («Хижина дяди Тома»), но, думаю, что-то царапнет из литературы еще не одну детскую душу, оставит особое воспоминание.

Теперь нечто вроде рекламы. Недавно вышли две хрестоматии, книги для чтения, где собраны отрывки многих добрых книг. Первая называется «Родные просторы» (русская литература), вторая – «Козетта, Робинзон, Дон Кихот и все, все, все» (зарубежная литература). Это мои кровные «детища» и я рада, что они вышли в свет, спасибо за это издательству «Библия для всех». Я – составитель сборников и автор предисловий, комментариев к каждому писателю. Как я пишу: хрестоматия – это нечто вроде путеводителя, салата «ассорти» для аппетита, чтобы взять потом книжку целиком и прочитать либо с детьми, либо самим. В добрый путь!