Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
КАК ХОТИТЕ... ТАК И ПОСТУПАЙТЕ / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Общество / КАК ХОТИТЕ... ТАК И ПОСТУПАЙТЕ
КАК ХОТИТЕ... ТАК И ПОСТУПАЙТЕ
КАК ХОТИТЕ... ТАК И ПОСТУПАЙТЕ
24.09.2011
1709

Недавно я беседовал с одной женщиной, только что вернувшейся из своей первой поездки в одну из стран так называемого «дальнего зарубежья». На мой вопрос о том, что ее более всего поразило в первые дни пребывания в гостях, я получил довольно неожиданный ответ.

Дело в том, что в силу обстоятельств, ей приходилось посещать различные учреждения и просто встречаться с людьми, сопровождая своих знакомых. Язык она не очень хорошо понимала и в детали переговоров не вдавалась, но ее поразило, что, как ей показалось, ее знакомых знали почти все. Когда она, наконец, спросила: откуда их знает так много народа, ее знакомые даже не поняли вопроса. Почему же уважительное отношение друг к другу незнакомых людей кажется многим из нас чем-то удивительным, а элементарная вежливость и учтивость кажутся странными?

В некоторых странах, где мне приходилось бывать, люди, случайно столкнувшись на улице, непременно извиняются друг перед другом, причем делают это оба, не особенно выясняя, кто кому пересек дорогу. У нас такое столкновение часто выливается во взаимные обвинения в невнимательности, если только можно назвать столь мягко ту брань, которая обычно следует за этим столкновением.

Конечно, везде найдутся те, кто, расталкивая других, будут стараться встать без очереди, кто швырнет из окна автомобиля на дорогу пустую пачку сигарет и тому подобное. Однако, где-то такой человек вызовет у окружающих стыд и негодование и к нему отнесутся даже с некоторым снисхождением, как к человеку, вероятно, не совсем здоровому. А где-то это будет воспринято, как проявление силы, как умение устраиваться в жизни.

Поступки, которые воспринимаются в других обществах, как неадекватные и некультурные, у нас многими воспринимаются, как признак особой «крутости» или социальной значимости. В нашем обществе сложились весьма своеобразная атмосфера, когда граница между хамством и нормой постепенно стирается.

Где еще можно увидеть такие заплеванные тротуары, автобусные остановки и разрисованные лифты? Что это? Особенность нашей физиологии, вызывающая обильное слюноотделение, которое не позволяет нам доехать в лифте до нужного этажа, не сплюнув на пол, или элементарное хамство по отношению к окружающим? Многое о нашей общей культуре говорит и агрессивный стиль автомобильного вождения, и наше поведение в общественном транспорте.

По некоторым данным до 15 процентов россиян прошли через тюрьмы и лагеря. Около миллиона человек единовременно находятся в местах лишения свободы, а около 400 тысяч — их охраняет. Эти цифры не могут не впечатлять и этот факт во многом определяют атмосферу в обществе. Своеобразная этика (если здесь уместно вообще применять это слово) постепенно входит в нашу жизнь. Одним из первых общественных институтов, где это проявилось, была еще советская армия. Именно дедовщина наиболее ярко демонстрирует, как психология зоны постепенно выходит за пределы, ограниченные колючей проволокой.

Влияют ли ценности общества на церковь? Думаю, что да. В некоторых церквях есть обычай перед принятием крещения свидетельствовать о своем пути к Богу. Обычно это выглядит так: человек, пришедший в церковь, рассказывает о своей жизни до того, как стал христианином, и о том образе жизни, который он вел. Слушая такие свидетельства иной раз поражаешься обилию приключений, выпавших на долю рассказчика, — столь часто приходится слушать признания какого-нибудь человека, что он был чуть ли не лидером преступной группировки, терроризировали целые районы и входил в так называемую организованную преступную группировку.

Я не хочу ставить под сомнение подобные свидетельства, но хотел бы обратить внимание, что нам достаточно легко признаваться в том, что не считается позорным в определенной субкультуре (пил, принимал наркотики, воровал и так далее). Гораздо реже мы слышим в свидетельствах признания в том, что считается неприемлемым на зоне — трусость, предательство друзей, доносительство. Означает ли это, что люди, имеющие подобные проблемы, не приходят в церкви? — Не знаю.

Приходится признать, что в церквях дело с тем, что принято обозначать выражением культурное поведение, обстоит не лучше, чем в стране в целом. В истории церкви были периоды, когда порядок, вежливость, этикет считались чем-то противоположным истинной духовности. Так в XVII веке в Англии многих шокировало поведение появившейся тогда религиозной группы последователей Джорджа Фокса, которые считали неприемлемым обращаться к кому-либо в уважительной форме, если уж к самому Богу они имеют дерзновение обращаться на «ты». Конечно, в действиях Фокса и его последователей, которых принято называть квакерами, было много здравого, но манера их поведения скорее отталкивала от них людей, нежели привлекала.

Никто из нас не любит, когда на него кричат, когда обращаются грубо. Мало кому нравится, когда его «подрезают» на машине или на пешеходном переходе вдруг осыпают бранью из проезжающей машины или окатывают грязью с ног до головы. Мы не любим, когда продавец в магазине, вдруг забыв о нас, начинает разговаривать по телефону с другом, который ему неожиданно позвонил.

Нам не нравится, когда во время богослужения в церкви кто-то из прихожан вдруг начинает гневно кричать на нас, чтобы мы сняли со своего ребенка шапку, или когда позади сидящий ребенок под умиленное щебетание родителей упорно пытается проверить, насколько крепко Господь прикрепил мои уши к моей же голове.

В Евангелии от Луки есть замечательные слова, которые знакомы даже тем, кто далек от христианства. Их часто называют «золотым правилом»: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (6:31). Уважительное отношение к другим людям, вежливость, внимательность – это не просто маски, как полагают некоторые. Именно с этого и начинается долгий путь к той любви, которая определена в Библии, как «совокупность совершенства».