Главная / Статьи / Общество / ПРИВИВКА ПРОТИВ АНТИСЕМИТИЗМА
ПРИВИВКА ПРОТИВ АНТИСЕМИТИЗМА
ПРИВИВКА ПРОТИВ АНТИСЕМИТИЗМА
24.09.2011
948

«Божьи дары и Его призвание не подлежат пересмотру» (Рим. 11:29)

Многие из нас, современных верующих России, довольно молоды, как по фактическому времени пребывания в церкви, так и по духовному возрасту. А как хорошо известно всем родителям, лучше позаботиться о детях заранее (сделать необходимые прививки), чем позже лечить болезнь или даже констатировать смерть.

Речь идет о системе взглядов, известной под названием «теория замещения», поражающей Церковь практически с первого столетии после ухода Иисуса Христа. В Святом Писании «болезнь» охарактеризована апостолом Павлом в 11 главе Послания к Римлянам. К внешним признакам болезни относятся глубокое молчание по "еврейскому вопросу", негласный запрет на обсуждение этого вопроса в церковном собрании, также поверхностное отношение, игнорирование и даже открытая неприязнь к евреям и всему "еврейскому", глубокие предрассудки и ложные мифы в отношении к этому народу, сокрытые в жизнях отдельных людей и целых сообществ.

 

Как это складывалось

В 70 году был разрушен Иерусалимский храм, а в 135 году евреи были изгнаны из Иерусалима. Во время этих событий было убито более 2 миллионов евреев и рассеяна основная часть оставшихся в живых. В результате этого отцы Церкви пришли к заключению, что благословение оставило евреев, что обетования Бога Израилю закончились, что теперь эти обетования перешли к Церкви, что Израиль более не избранный народ, он - не более чем еще один из множества других народов, а Церковь теперь избранный народ, «истинный Израиль». В этом суть теории замещения. Трудно найти конкретных "основоположников" теории замещения, потому что над нею «потрудились» многие отцы Церкви так, что теория замещения заняла место среди основополагающих теологических догматов.

Один из первых отцов Церкви Юстин Мученик (100-165 гг.), исключая роль Израиля, как царства священников Бога, в спасении человечества, выделил всего лишь 4 этапа в человеческой истории: творение, падение, искупление Иисуса Христа, новые небо и земля.

Ориген (род. около 185 н.э., Александрия) ввел метод аллегорического толкования Писания, на основании которого развил догму о том, что Церковь является "Новым Израилем", что она в буквальном смысле заместила существующий Израиль в планах и целях Бога. Ориген интерпретировал Ветхий Завет таким образом, что он стал применим к Церкви и вообще ко всему нееврейскому миру.

Спустя 50 лет Иоанн Златоуст (епископ Антиохии) дал теологическое «обоснование» ненависти к евреям: "Христианин, бьющий или убивающий еврея, совершает священный акт". Иоанн Златоуст начал проповедовать ненависть к евреям, характеризуя их как похотливых и жадных.

Блаженный Августин (354-430 гг.) оценивал роль Израиля не более чем данная Богом иллюстрация проклятого народа.

В III-IV веках происходит становление и укрепление Римской империи. Рим принимает Бога евреев и христианство. Но для евреев это благословением не стало. Антисемитизм стал государственной политикой. На совете в Никее (325 г.) Церковь установила свой, основанный на языческой традиции календарь празднования библейских дат. Это выразилось в перенесении дня воскресения Иисуса Христа с 15 нисана на первое воскресенье за первой полной луной после 21 марта, за этим последовало перенесение даты дня Пятидесятницы.

С 440 года установлено праздновать день рождения Иисуса Христа 25 декабря (дата празднования бога Солнца) вместо более вероятной даты, относящейся к библейскому празднику Кущей (сентябрь - октябрь). Было положено основание идее, что евреи, принявшие Иисуса Христа своим Мессией, уже больше не должны быть евреями. Константин провозгласил, что презрение к евреям и отделение от них явилось единственно надлежащим к ним отношением со стороны христиан. Евреи все более теряют свои права, они унижены, не могут занимать общественных постов. Растет насилие и жестокость по отношению к ним, их преследуют, это распространяется по всей Европе.

В Средние века в Испании происходило насильственное крещение и инквизиция евреев. Чума в Европе унесла 2000 человек, евреи обвинены в распространении эпидемии, подвергались расправам. Начиная с 1095 года, было совершено 15 крестовых походов против "неверных": мусульман и евреев. Во время одного из них только в Иерусалиме было живьем сожжено 6 тыс. евреев. Затем в 377 местах Германии (задолго до наступления нацизма) происходит 580 погромов.

В VI-XIII веках католическая Церковь принимает ряд законов против евреев. Среди них: запрет христианам обращаться за помощью к еврейским врачам (631 г.), арендовать собственность евреев, продавать и покупать ее (1279 г.), запрет евреям выходить из своих домов на Страстной неделе (538 г.), предписание евреям носить на одежде специальный знак, постановление о насильственном поселении евреев в гетто (1267 г.), запрет евреям на получение академических степеней и др.

Мартин Лютер (1483-1546) перенял от отцов Церкви антисемитские взгляды. Сначала он пытался обратить евреев в христианство, затем перешел к ненависти к ним. В конце жизни Мартин Лютер написал две работы против евреев, одна из которых "Относительно евреев и их лжи". В ней даны основные рекомендации, как вести себя с евреями: сжечь все синагоги, разрушить их дома, конфисковать святые книги, запретить раввинам учить, запретить путешествовать, заниматься ростовщичеством, конфисковать имущество, заставить трудиться физически, выселить из провинций, где живут христиане. Реформация распространила эти идеи по всему миру.

История иудео-христианской полемики на Руси восходит к ХII столетию, когда основоположники Успенского Киево-Печерского монастыря преподобные Антоний и Феодосий посещали киевских раввинов и вели с ними споры о вере. Однако из-за весьма номинальной христианизации Киевской Руси того периода, чрезвычайно сильного языческого влияния и отсутствовавшей в то время русской богословской школы, дискуссии превращались в споры, где только "силою кулаков" возможно было доказать собственную правоту. Для российского православия более характерен "бытовой антисемитизм", получивший наибольшее распространение в среде рядового монашества, которое еще царю Алексею Михайловичу с гордостью сообщало из Соловецкого монастыря - "мы грамоте не навычны и в учении туги". Все традиционные средневековые обвинения против иудеев, высказанные отцами Церкви, актуальны и действительны в православии по сей день.

За долгие века население европейских стран узаконило и сделало своей социальной привычкой подобное отношение к евреям. И вот, «растение дало плоды». За 1901-1905 годы в 660 городах Российской империи при молчании Церкви было совершено более 690 еврейских погромов (погибло более 4 тыс. чел.), а за годы гражданской войны - 887 погромов (40% - войсками Петлюры, 25% - Махно и др., 17% - армией Деникина, 8,5% - Красной Армией).

Во время Холокоста, организованного нацистами Германии, было уничтожено 6 млн. евреев, просто потому, что они - евреи. Юлиус Штрайхер, идеолог нацистской партии, который был повешен по приговору Нюрнбергского процесса, утверждал на суде: "Я не сказал ничего никогда против евреев, чего бы 400 лет назад не сказал Мартин Лютер".

После Холокоста западные деноминации, католицизм и большинство протестантских церквей, начали процесс покаяния за ложную теологию и "выросшие на ней" злодеяния, признали ответственность христианства за антисемитизм и официально сняли основное традиционное обвинение против евреев в "богоубийстве".

С какой опасностью здесь сталкиваемся мы, современные христиане России?

Во-первых, как жители России, мы можем быть носителями «культуры» бытового антисемитизма, который приносим в свои собрания и неосознанно «заражаем» их. Просто спроси себя, дорогой читатель, веришь ли ты в еврейский заговор, представляющий угрозу России или всему миру, есть ли у тебя счет к евреям по поводу "совершения революции в России", "прикарманивания" российских богатств. Возможно, ты просто носишь в себе предубеждения против евреев, недоверие, горечь, иронию или злобу по отношению к ним.

И вторая, на мой взгляд, более серьезная опасность. Уже в христианстве мы можем "подхватить" вирус христианского антисемитизма, когда под враждебное отношение к евреям подводится псевдобиблейское богословское основание. Сделать это легко, потому что подобных теологических «обоснований» немало.

Может быть, ты не осознаешь этого в себе. Но присмотрись внимательно, как ты реагируешь на идею о богоизбранности Израиля? Есть ли у тебя ясное понимание, что обетования даны Всевышним Израилю, и ты можешь только разделить их ВМЕСТЕ с Израилем, а не получить их ВМЕСТО него? (Еф. 2:12-16).

Знаешь ли ты, что Бог верен Своему первенцу Израилю просто потому, что "Себя отречься не может"? А если бы Он не был верен Израилю, к которому посылал множество пророков и дал обещанного Мессию, то где гарантия, что Он сохранит верность нам, верующим в Мессию из других народов? На предстоящем суде над народами из-за их отношения к Израилю (Иоил. 3:1-17) какой вердикт нас ожидает?

Если же говорить о конструктивной позиции, то у каждого из нас есть «прямой интерес» в обращении евреев (живущих в России, в частности) к Своему Богу, в том, чтобы вместе с церквями рождались и росли мессианские еврейские общины. Написано, что именно покаяние Израиля - поворотный пункт в том, чтобы народы взыскали Господа (Ис. 55:4-5, 60-61; Рим. 11:15), в наступлении времен отрады и в возвращении Господа Иисуса Христа (Деян. 3:19-21) на землю. Возврат Израиля через Мессию Иисуса Христа к своему священническому предназначению – ключевой момент возрождения. Почему же мы так «непрофессионально» подходим к этому вопросу?