Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
СТОЛЕТИЕ ВСЕРОССИЙСКОГО СОЮЗА ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Общество / СТОЛЕТИЕ ВСЕРОССИЙСКОГО СОЮЗА ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН
СТОЛЕТИЕ ВСЕРОССИЙСКОГО СОЮЗА ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН
СТОЛЕТИЕ ВСЕРОССИЙСКОГО СОЮЗА ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН
24.09.2011
1677

На текущий год выпало два взаимосвязанных юбилея: 100-летие образования Всероссийского союза евангельских христиан (ВСЕХ) и 140-летие со дня рождения Ивана Степановича Проханова.

Принято считать, что сформированный в 1909 году ВСЕХ – это детище Проханова. Да, заслуга Проханова, одного из крупнейших лидеров евангельского движения в России, очень значительна. Но вряд ли стоит ее чрезмерно преувеличивать. Все многочисленные деяния Проханова, его масштабные проекты, и организация Союза в том числе, были следствием определенных духовно-исторических процессов, которые затронули мир и Россию в ту эпоху.

Зарождение Союза имеет свои корни и определенную предысторию.

По земле российской время от времени прокатывались мощные волны богоискательства. Очередная волна охватила страну во второй половине XIX века. Отмена крепостного права, широкое распространение Библии на русском языке, брожение умов в связи с наплывом идей материализма, кризисные явления в государственной церкви – вот некоторые причины, породившие в народе жажду искание правды Божьей.

Но был и главный фактор пробуждения – дух покаяния от Бога. Этот дух нисшел на Россию, пронизывая все слои общества. Его проявления были многоразличны.

О покаянии, духовном обновлении заговорили великие писатели. «Преступление и наказание» Достоевского, «Воскресение», «Исповедь» Толстого - уже в самих названиях популярных тогда произведений чувствовался пульс новой духовной струи, которой глубоко заинтересовались наши писатели-классики.

На волне усердного богоискательства в России во второй половине XIX века вспыхнули три очага евангельского пробуждения: кавказский, украинский и петербургский. Если на Кавказе и на Украине свет Евангелия озарил сердца людей, преимущественно из среднего и низшего сословия, то в Петербурге к Христу стали обращаться лица из высшей аристократии.

Ядро петербургского пробуждения образовали бывшие светские львы и видные царедворцы: Василий Пашков, граф Модест Корф, граф Алексей Бобринский. На служение Богу посвятили себя и свои светские салоны знатные дамы: княгиня Наталья Ливен, княгиня Вера Гагарина, урожденная графиня, генеральша Елизавета Черткова.

«Нас называли по-разному: редстокисты, пашковцы, штундисты, баптисты, - вспоминала княжна Софья Ливен. - Мы нисколько не обижались и не открещивались от этих названий, считая, что дело не в названии. Друг друга мы именовали просто «верующими».

В начале апреля 1884 года проповедники-аристократы Пашков, Корф и Бобринский взяли на себя благородную и смелую инициативу созыва первого в истории России объединительного съезда христиан евангельского направления. В Петербург с разных концов России прибыли делегаты от общин молокан, штундистов, меннонитов, баптистов, евангельских христиан.

Обсуждали вопросы организации миссии, дело проповеди Евангелия. Все делегаты выразили согласие о необходимости материальной поддержки миссионеров и допуске одаренных сестер к проповеди. Много спорили по поводу отношения к причастию и крещению. Но споры эти носили вполне цивилизованный и мягкий характер.

Работа уникального съезда, на котором произошла встреча аристократии и простого народа на основе общей веры, к сожалению, была прервана полицией. Многие животрепещущие вопросы, таким образом, повисли в воздухе. Но, несмотря на препоны и некоторые разногласия, все участники унесли с собой тепло христианской любви и сознание братской взаимозависимости.

Главные организаторы форума очень дорого поплатились за стремление к христианскому единству. По настоянию обер-прокурора Святейшего синода К.П. Победоносцева Пашков и Корф в мае 1884 года были изгнаны из России.

Победоносцев бил тревогу и писал царю донесения о том, что «собрания у Пашкова разрастаются и раскол, идущий с севера, вскоре сольется с расколом, идущим с юга». Обер-прокурор предлагал как можно быстрее «переломить хребет редстокизму, штундизму, баптизму и пашковщине».

Гонения день ото дня нарастали. Верующие вынуждены были собираться для поклонения Богу в потаенных местах. В то время среди петербургских христиан, обеспокоенных натиском преследований, появился молодой проповедник. Это был студент Технологического института Иван Проханов. Его живые проповеди поднимали дух и укрепляли веру гонимых.

«Не бойся, малое стадо. Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство, - напомнил как-то проповедник слова Христа. И тут же, с дерзновением добавил: «Я верю, братья и сестры, настанет время свободы, придут дни, когда мы с вами повсюду будем возвещать Слово Божье и даже сможем проповедовать в церквах и соборах православной церкви!»

Эта проповедь прозвучала в мрачной каморке кучера графини Шуваловой. И никто из слушателей не поверил тогда столь неожиданному пророчеству.

Первые проблески свободы наметились с приходом 1905 года. В апреле вышел царский Указ о началах веротерпимости, а в октябре был обнародован Манифест о свободе совести, слова, собраний и союзов.

Общественно-политические перемены в стране подтолкнули Проханова к разработке широких организаторских проектов.

Еще до выхода новых указов Проханов, в трагический день 9 января 1905 года, созвал нелегальное собрание верующей молодежи в пригороде Петербурга. Знакомя участников с проектом молодежного объединения, проповедник убеждал юные души, что в недалеком будущем появится возможность для организации различных духовных союзов и, в том числе Союза евангельских христиан.

К тому времени Проханов уже был широко известен в религиозных и общественных кругах как проповедник и правозащитник. Для воплощения планов по расширению евангельского движения в России он искал инициативных, преданных делу Божьему христиан.

В Петербурге было много групп верующих. В доме княгини Натальи Ливен совершала служение община евангельских верующих во главе с Иваном Вениаминовичем Каргелем. В эту общину входили, главным образом, лица аристократического происхождения, которые практиковали открытое причастие. К вечере Господней допускались люди, крещенные в детстве, но пережившие духовное возрождение. Таких взглядов придерживался и Каргель.

Глубокий богослов и проникновенный проповедник, Каргель старался, прежде всего, содействовать углублению духовной жизни верующих. Но большинство молодежи, кроме личного духовного роста, жаждало активной деятельности в обществе, мечтало о труде на миссионерских полях.

Настроение молодежи и запросы времени чутко улавливал Проханов. Кроме того, он учитывал, что для официальной регистрации общин на основе новых законов, нужно иметь четко продуманные и хорошо организованные церковные структуры.

Параллельно с общиной Каргеля Проханов создает из групп пашковцев и молодежных групп новую общину по более строгой баптистской модели, включающей и установление закрытого причастия.

Эта община была официально зарегистрирована в органах власти в 1908 году и получила название «Первой».

На каждого члена церкви возлагалась обязанность принимать активное участие в духовной работе. При церкви было образовано также восемь отделов: миссионерский, диаконский, благотворительный, литературный, певческий, просветительский, отдел писем и хозяйственный.

Организаторские замыслы Проханова отличала необыкновенная широта и смелость. Одновременно с организацией новой петербургской общины и планированием образования Союза евангельских христиан, Проханов претворял идею основания межконфессионального объединения. Еще в августе 1906 года он разослал по разным общинам программу организации Русского евангельского союза.

«Членом Союза могут быть не только евангельские христиане и баптисты, но и христиане других наименований. Он будет являться некоторым подобием существующего с 1846 года Всемирного евангельского альянса, - писал Проханов. – Союз должен содействовать духовному пробуждению в среде русской церкви, распространению евангельской истины, обмену духовным опытом».

В начале 1909 года состоялось официальное учреждение Союза. В состав руководящего комитета по предложению Проханова вошли нейтральные лица: князь Анатолий Ливен, барон Павел Николаи.

Большинство служителей разных евангельских церквей поддержали это начинание Проханова. Среди них известные пастыри баптистских церквей: В.Г. Павлов, В.А. Фетлер, В.В. Иванов-Клышников. Настороженную и критическую позицию заняли: Д.И. Мазаев и Ф.П. Балихин.

Начиная с 1905 года, Проханов вел энергичную работу по объединению христианской молодежи. А в 1906 году в Петербурге уже постоянно действовал юношеский кружок евангельских христиан. Молодые христиане больших и малых городов получали письма от имени этого кружка с призывом к единству.

В апреле 1908 года в Москве был организован первый съезд представителей юношеских кружков евангельских христиан и баптистов. А на втором общем съезде в мае 1909 года был уже официально учрежден Евангельский союз христианской молодежи под председательством Проханова.

Молодежное евангельское движение получило в дальнейшем интенсивное развитие. По статистике историка-атеиста А.И. Клибанова, к 1928 году юношескими кружками было охвачено 1 миллион 700 тысяч человек. В районах Самарской губернии кружковцы составляли 50% всей молодежи. В Сталинграде до 60%.

Среди изобилия всевозможных структур, созданных Прохановым, основной точкой приложения его организаторских способностей стало основание Всероссийского союза евангельских христиан.

Главным базисом для создания общенационального объединения послужила петербургская община. Но в разных регионах России, особенно на юге, в центре и на северо-западе существовало немало свободных евангельских групп. Эти группы зачастую возникали стихийно под влиянием трудов книгонош и странствующих проповедников, посланных на дело проповеди петербургскими аристократами. Проханов, как духовный лидер петербургской общины, написал к малым и большим группам, разбросанным по России, воззвание с предложением образовать единое братство.

Специальная группа, работавшая с 25 декабря 1908 года по 7 января 1909 года, занималась подготовкой к съезду и к организации Союза.

Первый Всероссийский съезд евангельских христиан открылся в Петербурге 14 сентября 1909 года в здании петербургской общины на Фонтанке, 94. Присутствовали на нем делегаты от 18 церквей и гости. Лейтмотивом всех деловых и духовных собраний съезда была тема единства во Христе. Выступая с проповедью, Проханов указал на слова апостола Павла о том, что мы должны стараться «сохранять единство духа в союзе мира». Проповедник особо выделил слово «сохранять», отметив его отличие от слова «создавать».

Съезд принял решение: рекомендовать церквам каждую пятницу на страстной неделе посвящать посту и молитве о единстве детей Божьих. Другие решения касались утверждения планов по организации в ближайшее время Библейских курсов, Библейского института, установления процедуры членства в общинах, особенно в случаях переездов, перехода из одной общины в родственную по вероучению, отлучения и восстановления.

Итогом работы съезда было основание Всероссийского союза евангельских христиан. Его председателем был избран И.С. Проханов. Факт образования Союза Проханов назвал «важным историческим событием, осуществлением многолетней жажды и ожидания многих служителей Божьих в России».

На самое видное место в деятельности вновь образованного Союза было поставлено миссионерское служение. Свидетелем Иисуса Христа призван быть каждый верующий. В общинах поощрялось личное благовестие. Каждый член церкви должен привести ко Христу хотя бы одну душу. Но в поместных церквах и на уровне Союза желательно иметь и специально посвященных миссионеров. Уже на первом съезде был избран штатный миссионер Александр Персианов с окладом 400 рублей в год. Он начал успешное служение в районах Сибири.

«От города к городу, от поселка к поселку, от деревни к деревне, от человека к человеку» - таков был миссионерский лозунг Союза. Всем миссионерам рекомендовалось иметь при себе хорошую географическую карту местности. В миссионерской работе по регионам проповедник использовали метод концентрических окружностей. В каждом губернском городе на базе городских церквей образовывался основной миссионерский центр, который поддерживал не менее десяти миссионеров. Труд миссионера начинался с губернского города, затем развертывался в районных городах и постепенно охватывал близлежащие села, деревни, хутора.

На поддержке у союзного центра находилось 100 миссионеров. В общей сложности по линии церквей евангельских христиан к концу 20-х годов действовало более 600 миссионеров по всей России. Кроме штатных миссионеров была великая армия добровольцев, не получавших никакого содержания.

В 1920 году была организована инородческая миссия среди народностей Кавказа, Севера, Средней Азии и Сибири. Четыре миссионера были направлены в Индию и Китай. На Крайнем Севере евангельские миссионеры помогали местному населению улучшать быт, строили печи, новые жилища, учили обрабатывать шкуры моржей и тюленей для окон вместо стекол. Благодаря труду миссионеров у северных народов появились гимны на родном наречии, улучшилось медицинское обслуживание.

Средства на миссию складывались из добровольных пожертвований членов церквей и от реализации коллективно произведенной продукции. Например, в Петербурге христианки организовали кружки рукоделия и швейные мастерские. С 1912 года эти женские трудовые артели выделяли средства для поддержки нескольких миссионеров и на строительство молитвенных домов.

На 9-м съезде евангельских христиан в сентябре 1923 года принимается решение о создании миссионерского фонда за счет реализации сельхозпродукции. Верующие брали обязательства выращивать злаки, овощи на специально отведенных участках. Члены общин отдавали 1 рубль золотом ежегодно на дело миссии. Все собранные средства делились поровну между центром и местными отделами. Со временем основная часть средств уходила на местные нужды. С 1927 года 80% средств оставалось при местных объединениях, а 20% направлялось в центр.

Регулярные сборы на миссию проводились во время праздников Жатвы, верующие приносили часть зерна. Во многих общинах устраивались духовные концерты, сборы от которых тоже шли на поддержку миссионерского труда.

Активная миссионерская деятельность и времена относительной свободы вели к значительному росту общин. По некоторым данным, к 1911 году в России насчитывалось 31 тысяча евангельских христиан. К концу гражданской войны было 250 тысяч евангельских христиан и 100 тысяч баптистов. На 1 января 1929 года существовало 300 тысяч евангельских христиан. Из них – 3 тысячи служителей.

После 1917 года евангельские христиане и баптисты участвовали в развитии христианского кооперативного движения по созданию сельхозкоммун и трудовых артелей. К концу 1918 года уже насчитывалось в общем 975 коммун и 604 артели. Это тоже было своеобразное миссионерство, связанное с внедрением евангельского быта в общество и распространением христианской культуры труда.

Духовный фундамент для миссионерства Проханов видел в богословском образовании. Он, по сути, стал одним из основных родоначальников первых в России богословских школ евангельского направления. «С самого начала я комбинировал миссионерскую и духовно-образовательную работу», - подчеркивал Проханов.

Сферу образования Иван Степанович и его сотрудники развивали в двух направлениях: общецерковное духовное образование и подготовка служителей. Детские воскресные школы, тематические и просветительские богослужения, обучающие семинары расширяли духовный кругозор членов церкви. А курсы и библейские школы давали особые знания для труда миссионеров, проповедников, диаконов и пресвитеров.

Уже в 1906-07 годах работали краткосрочные курсы, где преподавали богословские и общеобразовательные предметы. А в 1913 году Проханов открыл библейскую школу с широким набором дисциплин. Первая мировая война и социальные потрясения прервали работу школы. Но при новой власти школа вновь открылась в 1922 году и функционировало до 1929 года, выпустив 450 высококвалифицированных тружеников на миссионерские поля.

Огромный вклад в дело развития евангельского движения и духовного просвещения России внесла издательская деятельность Союза. Издательский труд был начат с выпуска подпольного журнала «Беседа» в 1895 году.

После 1905 года наблюдался резкий скачок в становлении евангельской журналистики. Журналы « Христианин», «Молодой виноградник», газета «Утренняя звезда» - лучшие образцы христианской периодики.

Один за другим, начиная с 1902 года, издавались сборники духовных песен в разных вариантах. Проханов сам написал и перевел 1440 гимнов.

Вынашивая изначально планы широкой евангелизации России, Проханов придавал большое значение налаживанию контактов с христианами разных конфессий. Тут, вне сомнения, сказалась школа, приобретенная им в общинах пашковцев, в различных богословских учебных заведениях Запада, в плодотворном сотрудничестве с представителями Международного евангельского альянса.

По инициативе Проханова служители Союза евангельских христиан постоянно устраивали совместные конференции и съезды с баптистами, добиваясь сотрудничества в области образования, благотворительности, миссионерства, защиты прав верующих. В 1911 году Проханов был избран одним из вице-президентов Всемирного союза баптистов и находился на этом посту до 1928 года.

«Евангельское движение имеет своей целью обновить всю религиозную жизнь русского народа,- часто повторял Иван Степанович. – Для того чтобы оно могло выполнить свою задачу, необходимо, чтобы все ветви его объединились. Если они не объединятся, то, будучи удалены одна от другой, они засохнут, то есть превратятся в отдельные секты и духовно умрут».

В начале двадцатых годов, когда в Русской православной церкви зародилось обновленческое движение, Проханов от имени Союза евангельских христиан распространил воззвание «Евангельский клич» в количестве 100 тысяч экземпляров среди православных верующих. Он обратился к ним с призывом строить церковную жизнь по образцу первых христианских общин. Беседы, лекции и доклады Проханова на православных съездах и конференциях подвигли многих священнослужителей к ревностной проповеди Евангелия в своих приходах.

Известный православный иерарх и богослов митрополит Антонин Грановский поддерживал реформаторские усилия Проханова. Он же разрешал евангельским христианам проводить молитвенные собрания в некоторых московских храмах.

С 1928 года Проханов оказался за границей и уже не смог более вернуться на родину. Но его проживание за рубежом не было бесплодным. Вместе со своими друзьями из различных миссий он объединял рассеянные евангельские церкви славян в союзы.

При содействии Проханова основались союзы в Румынии, Болгарии, Польше, Югославии, Латвии, Эстонии. А в Берлине и Нью-Йорке он открыл зарубежные отделы Российского союза. К 1934 году общины евангельских христиан существовали более чем в 40 странах с центром в Берлине. Фактически был налицо Всемирный союз. Но его официальное и окончательное оформление Проханов планировал осуществить только при условии, если дверь в Россию будет открыта.

В 1933 году Иван Степанович составил духовное завещание для всех тружеников Евангелия, изложив обширную программу развития разных отраслей евангельского движения в России и в мире. Приближаясь к концу земного поприща, Проханов призвал домостроителей Церкви Христовой «дорожить временем и подвизаться единодушно за веру евангельскую».

Этот святой призыв не утратил актуальности и в наши дни. От нашего отношения к нему будет зависеть успех евангелизации современной России.