Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ И КЛЕРИКАЛИЗАЦИЯ РОССИИ / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Общество / СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ И КЛЕРИКАЛИЗАЦИЯ РОССИИ
СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ И КЛЕРИКАЛИЗАЦИЯ РОССИИ
СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ И КЛЕРИКАЛИЗАЦИЯ РОССИИ
24.09.2011
1623

Юрий Сипко отвечает на вопросы «Портал-Кредо.Ru»

Юрий Кириллович, сейчас многие сетуют, особенно православные, да и протестанты тоже, что идет секуляризация общества. Так ли это на самом деле? Не кажется ли Вам, что этот процесс не такой однозначно негативный, как его пытаются представить?

 

Вы затрагиваете глобальные процессы. Походя их не только объяснить, но и обрисовать трудно. Сейчас говорить о секуляризации в России можно только лукавя - или не понимая, что есть секуляризация.

Правда, надо заметить, что секуляризацию толкуют по-разному. Есть, например, такое определение: "Секуляризация – изъятие церковной собственности и передача её для светских целей". Это явно не про нас.

Есть такое: "Секуляризация – устранение влияния Церкви на разные области общественной жизни". Если провести социальное исследование, то я уверен, подавляющее большинство опрашиваемых скажут, что все происходит ровно наоборот.

Религиозные обряды проводятся в государственных учреждениях. Храмы и часовни построены и строятся не только во дворах государственных учреждений, но и внутри зданий таковых. Чего стоит решение президента Медведева ввести в светской школе светского государства предмет религиозного содержания. А решение о введении в армии светского государства института полковых священников? Это Вы называете секуляризацией?

Телетрансляции на государственных каналах религиозных служб с участием главных лиц государства – это Вы называет секуляризацией?

Священники как часть госаппарата в высоких собраниях госслужащих стали нормой. Разве это похоже на секуляризацию?

Скорее, в России можно говорить не о секуляризации, а о клерикализации государства, о введении религиозных норм и треб в государственную и общественную жизнь.

Но что-то в вашем вопросе сокрыто, так что все мои аргументы против тезиса о секуляризации повисают в воздухе. Ведь, действительно, внешние свидетельства клерикализации общества и государства не сопровождаются повышением внутренней духовности, религиозности народа.

Более того, пожалуй, сейчас - как никогда - вал преступлений различного масштаба с участием госслужащих свидетельствует о том, что религиозные нормы "Не кради", "Не убей", "Не лжесвидетельствуй", "Не прелюбодействуй", "Почитай отца и мать" в полном пренебрежении, причем в пренебрежении у тех, кто строит храмы, призывает священников освящать кабинеты, офисы, самолеты и поезда.

Я боюсь самой мысли, которая возникла в связи с Вашим вопросом. Такое впечатление, что происходит сращивание церковной иерархии и всех институтов власти. Известны времена, когда симфония Церкви и государства и в нашем отечестве была в чести. Однако в той истории есть забытые уроки падения Церкви, как, впрочем, и падения государств. Византия, Константинополь, Второй Рим – где это все сегодня?

Очевидно, что власть нуждается в духовном влиянии. Без духовности, без нравственности нам не вырваться из тины атеистического дурмана, который сквозняком выпотрошил душу народную, лишив человека прав и достоинств. Я хочу приветствовать такой процесс.

Очевидно, что Церкви после опустошительного века богоборчества нужна опора в лице государства. Но при этом очевидно, что Церковь, опираясь на государство, лишает себя Божественной святости, чистоты, свободы говорить от лица Бога, говорить безбоязненно. Церковь незаметно мимикрирует, сливаясь с чиновничеством, пользуясь административным ресурсом, и взамен благословляя или не замечая преступления коррупционеров. Однако Иисус сказал: "Кесарево – кесарю, а Божье Богу!"

Это не секуляризация. Это утрата духовного авторитета. Это утрата духовного водительства теми, которые призваны Богом быть солью и светом для мира. Это, к сожалению, утрата авторитета Церкви.

Центр тяжести религиозности переносится из Церкви на уровень индивидуальной веры? Я приветствую такой факт. Я вижу в этом исполнение Божьего замысла. Господь Иисус Христос совершил спасение для всех, но обретает его лишь тот, кто, лично осознав себя виновным пред Богом, исповедует свои грехи и лично за себя будет просить прощения у Бога.

В Евангелии нет оснований для коллективной веры, в Евангелии нет оснований для веры национальной. Евангелие открывает нам Спасителя, Христа Иисуса, Который говорит: "Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную".

Не могу сказать за протестантизм, не был "протестантом", не протестую и теперь. Но евангельское откровение именно так и определяет суть христианства.

, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит". "У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня. Разве не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм – вы" (1 Кор. 3:10, 14-17).

Позвольте еще из Библии: "Итак, каждый из нас за себя даст отчет Богу" – это в подтверждение того, что вера должна быть индивидуальной, личной, глубокой и серьезной.

 

Согласны ли Вы с такой точкой зрения, которую в свое время высказал отец Александр Мень, что Церковь не уже существует 2000 лет, а всего 2000 лет? Ведь, на самом деле, для того, чтобы переделать природу человека, нужно гораздо больше времени.

 

Вы знаете, я могу согласиться, пожалуй, но однако уверен в том, что нужно прояснить некоторые вещи.

Мало или много 2000 лет? Для меня лично, как для человека краткого днями, это фантастика. Если мне Бог отмерил, к примеру, 60 лет, и это большой век – мужчины в России едва доживают до 60 лет – то представьте еще тридцать раз, тридцать таких жизней. Но допустим, мои шестьдесят лет были не только днями радостей и успехов, но и чередой печали и горечи. Могу ли я сказать честно, что сегодня я более духовен, нежели сорок лет назад, более честен, более благороден? Это вопрос.

Лев Толстой где-то в таком возрасте воскликнул: "Какая же я глупая гадина!" Можем ли мы сказать о цивилизации нашей земной, не всей в совокупности, но христианской, что мы за 2000 лет продвинулись в своем духовном и нравственном росте?

Да, конечно. Покончено с рабством. Но рабы, правда, остались. Покончено с оспой. Но СПИД и рак с нами. Миллиард людей голодает. Войны не прекращаются, напротив, умножаются. Все ресурсы человеческой цивилизации, в основном, рождены жаждой власти, страстью к войне.

льется, льется, кровь беспомощного брата,
И не дрожит рука, что ей обагрена".

Счастье каждого так же далеко, как горизонт. Так вот, не умаляя заслуги христианской цивилизации, я остаюсь христианином евангельским. Евангелие же открывает Божью оценку цивилизации. Человек, согрешил против Бога, обрек себя на духовную смерть. Смерть телесная пришла также.

Человеческая природа не переделывается ни за две тысячи лет, ни за сто тысяч лет. Бог определил, что кровь и плоть Царства Божьего не наследуют. И только силою Божьей возрождается человек, обретая от Бога духовную природу и наследуя вечную жизнь, которая будет на новой земле.

Слова уважаемого священника я принимаю как подтверждение того библейского факта, что человека не может переделать время. Человек нуждается в радикальном перерождении, что по силам только Богу. И такое перерождение с того времени, как Христос воскрес, доступно любому человеку. И в самые катастрофические периоды жизни земной были и есть сегодня люди, которые верят в Иисуса Христа, и которые уже переделали свою природу силою веры, силою Бога.

Библейское откровение говорит о том, что в финале земной цивилизации человека ожидает суд Божий. Человек предстанет перед Богом, обанкротившийся, духовно деградировавший, грешный. Человек услышит от Бога приговор: "Отойдите от Меня в огонь вечный. Там будет плач и скрежет зубов".

И только верующие в Иисуса Христа, еще прежде этого Страшного Суда, будут восхищены на встречу с Богом, для вечного пребывания на новой земле, где обитает правда! Это удел Нового человека.

 

Григорий Померанц пишет, что трудно назвать "христианской" цивилизованную страну, в которой была инквизиция, процессы над "ведьмами" и костры, на которых их сжигали. Это было во времена, когда ни о какой секуляризации и речи не было. Можно ли назвать западные страны (например, Испанию), в которых пылали костры инквизиции, христианскими?

 

Согласен с Григорием Померанцем. Но не только в отношении Испании времен инквизиции. Ибо считаю заблуждением понятие "христианская страна". Я думаю, что сейчас оно уходит даже с дискуссионных площадок. О стране, как о христианской, говорить неверно. Потому что христианство – и это правильная точка зрения – прежде всего, в душе. В личном исповедании и благочестивой жизни. В стране может быть христианская Церковь. Но она уже институт Бога в этой стране. А само христианство – это ученичество.

Страна не может быть христианской, потому что у Господа не было такого поручения для Церкви: политические системы, государства – это царство земное. Господь сказал о Своем царстве: "Царство Мое не от мира сего"!

Мы, баптисты, исповедуем отделение Церкви от государства. Этим заявлением мы сразу подчеркиваем, что Церковь – это Божий институт. И здесь разведены сферы влияния. Политическая система, государственная система – да, она существует по Божьему благословению.

Но Церковь – носительница Божьей истины. И ее забота – это душа человека. Не государственные институты. И даже не внешняя среда обитания человека. А именно душа человека.

Вот когда душа человека – христианка, тогда она заботится о среде нашего обитания и облагораживает ее, а не наоборот. Когда душа - христианка, тогда человек высоко ценит идеалы Евангелия и соблюдает заповеди Божьи. Понятие "христианское государство" – это неверное понятие. Хотя оно и было в истории, но сейчас оно уходит.

Беседовал Владимир ОЙВИН,
www.portal-credo.ru