Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
ПАМЯТИ ИГУМЕНА ВЕНИАМИНА (НОВИКА) / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Общество / ПАМЯТИ ИГУМЕНА ВЕНИАМИНА (НОВИКА)
ПАМЯТИ ИГУМЕНА ВЕНИАМИНА (НОВИКА)
ПАМЯТИ ИГУМЕНА ВЕНИАМИНА (НОВИКА)
24.09.2011
1826

14 сентября скончался известный церковный общественный деятель и правозащитник игумен Вениамин (Новик Валерий Николаевич). Биография игумена Вениамина не типична для православного священника. Он родился в Ленинграде в 1946 году в семье военнослужащего. В 1976 году окончил Ленинградский политехнический институт им. М.И.Калинина, несколько лет работал инженером. В конце 70-х годов в результате религиозно-философских исканий осознанно принял православие. По окончании Ленинградской православной духовной академии и защиты кандидатской диссертации в 1987 году преподавал там же в течение 10 лет. В 1992-1994 гг. был инспектором Академии (фактически - заместителем ректора по воспитательской работе). В сентябре 1997 года был уволен из Академии из-за несогласия с новым федеральным законом "О свободе совести и религиозных объединениях".

Длительное время фактически находился за штатом и занимался преподавательской, научной и публицистической деятельностью. Последние три года служил в храме Святых апостолов Петра и Павла.

Игумен Вениамин стал известен после письма, содержавшего резкую критику Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях", как известно, предоставлявшего многочисленные преференции традиционным конфессиям в России и в значительной мере ограничивавшего в правах религиозные меньшинства.

Следует отметить, что закон тогда критиковали многие, но критика его священнослужителем была воспринята церковным начальством не только как несогласие с «генеральной линией», но и как нарушение корпоративной солидарности, как вынос «сора из избы». Вероятно, высшим церковным иерархам следовало бы проявить к церковному «бунтарю» Вениамину Новику большую терпимость и снисходительность. Этого сделано не было, последовали жесткие решения по устранению игумена из Духовной академии.

Как следствие, на долгие годы официальное православие в лице игумена Вениамина получило жесткого и нелицеприятного критика. В многочисленных статьях и выступлениях игумен Вениамин обличал многие аспекты деятельности РПЦ как внутри России, так и за рубежом. Критиковал сознательно выбранный курс церкви на антилиберализм и антидемократизм, стремление ограничить права религиозных меньшинств (прежде всего, евангельских церквей), обрядоверие и нежелание вести миссионерскую деятельность. Теперь уже сложно дать однозначный ответ, были ли поднимаемые игуменом Вениамином церковные проблемы столь острыми и актуальными и не требовало ли их решение доброго совета, любви и терпения, а не радикальных высказываний.

Публичные выступления опального игумена всегда собирали много слушателей, подкупали искренностью и задором лектора, его эрудицией и глубокими познаниями в богословии и истории, философии и искусстве. Игумен Вениамин не был профессиональным правоведом, но он искренне возмущался противоречиями между высокими ценностями, провозглашаемыми подчас в наших законах и указах, и бедами и горестями гонимых этими же законами.

Он был большим популяризатором права, немало христиан после лекций игумена Вениамина стремились больше прочитать о нашей правовой системе, узнать законы, найти лучшие способы для защиты своих законных прав и интересов. Игумен Вениамин одним из первых в нашей стране попытался дать богословское обоснование праву, с точки зрения христианства объяснить права человека. С этим взглядом не всегда соглашались профессиональные юристы, он был, в известной мере, односторонним. Но это был серьезный вклад в копилку человеческих знаний, в философию права.

Представляется, что в последние годы интерес к выступлениям игумена Вениамина в христианской среде несколько упал. Тому было немало причин: многие критикуемые игуменом церковные проблемы потеряли свою актуальность, появились профессиональные институты защиты прав верующих, наметились точки соприкосновения основных христианских конфессий. Тому, на мой взгляд, способствовала и переоценка игуменом Вениамином провозглашаемых им еще недавно либеральных ценностей, переход на позиции так называемого «правого либерализма», а затем и право-консервативных идей.

Тем не менее, научное и публицистическое наследие игумена Вениамина весьма значительно и не теряет актуальности по сей день. Весьма полезны христианской аудитории его публикации об острых социальных проблемах и язвах современного общества: безверии и теплохладности христиан, сквернословии и безнравственности. Весьма обширно наследие игумена Вениамина и как христианского правозащитника. Это и монография "Православие, христианство, демократия" (СПб, "Алетейя", 1999), и многочисленные публикации в журналах "Вопросы философии", "Континент", "Посев", "Социологические исследования", еженедельнике "Русская мысль", газетах "Московские новости", "Общая газета" и др. Непреходящее значение имеют исследования духовного наследия христианского философа Владимира Соловьева.

Остается искренне пожалеть, что отец Вениамин ушел от нас в 63 года, в столь раннем для богослова и мыслителя возрасте. Вечная память.