Главная / Статьи / Общество / ПОЧЕМУ Я УЧУ ДЕТЕЙ ДОМА?
ПОЧЕМУ Я УЧУ ДЕТЕЙ ДОМА?
ПОЧЕМУ Я УЧУ ДЕТЕЙ ДОМА?
27.10.2012
883

Дети из христианских семей, дети служителей:  малыши, подростки, молодежь – какие они? Отличаются ли они от окружающих нас детей из неверующих семей? Являются ли они светом миру? Как часто к верующим родителям подходят люди, чтобы сказать: «Какие у вас замечательные дети! Как вы их воспитываете?»

К сожалению, мои и не только мои многолетние наблюдения за детьми христиан и людей этого мира показывают – различия невелики, а примерно к 11 классу школы они практически стираются. Это то самое время, когда огорченные родители обращаются к братьям и сестрам по вере с просьбой помолиться за сына или дочь, которые больше не хотят ходить в церковь, связались с компанией неверующих друзей, слушают мирскую музыку, ходят на дискотеки, встречаются с неверующим человеком. Можно ли было что-то сделать, чтобы избежать подобных проблем, и если да, то что?

Увы, но многие родители утешаются уверениями психологов в том, что все подростки могут пройти через период бунтарства, когда они бросают вызов родительской власти. Однако же, такой период в жизни ребенка далеко не норма с библейской точки зрения. Обратимся к Библии – нашему ориентиру в жизни, точно так же актуальному в современном мире, как и тогда, когда она записывалась.

Писание недвусмысленно говорит нам, что дети должны быть послушны своим родителям (Еф. 6:1), они должны воспитываться в учении и наставлении Господнем (Еф. 6:4), быть честными (1 Тим . 3:4), верными (Тит. 1:6). Более того, если служитель имеет непокорного ребенка, он не может быть допущен до служения в церкви.

Если бы это не зависело от родителя, то Бог не предъявлял бы таких требований. Но раз такое условие поставлено, значит  родитель может и должен соответствующим образом воспитывать детей и управлять своим домом. Самуил, Иосиф, Давид, Даниил, Эсфирь – у нас есть немало примеров послушных, почтительных, служащих Богу молодых людей.  

Причин родительской неудачи может быть много. Среди них – недостаток попечения, зависимость от телевизора, бесконтрольное использование компьютера, плохое влияние сверстников и т. д. Как правило, эти причины лежат на поверхности, многие родители о них знают.

Но есть еще одна, о которой очень многие даже не задумываются, принимая как само собой разумеющееся. Это перекладывание значительной части родительских полномочий в воспитании детей на людей этого мира. Я имею в виду детский сад и школу.

Христиане приводят своих, еще не окрепших ни духовно, ни психологически, ни физически детей к этому миру с просьбой воспитать и научить их. Малыши начинают посещать ясли уже с полутора лет, когда в норме должны формироваться механизмы эмоциональной привязанности.

Время от рождения до примерно 6 лет – это период, за который ребенок должен глубоко и сильно привязаться и полюбить близких ему людей: отца, мать, других членов семьи. Это время, когда он должен впитывать, как губка, атмосферу, царящую вокруг него, нормы поведения, усвоить главные жизненные ценности. В эти годы он учится послушанию, привыкая смирять свою волю перед волей своих родителей. Именно это поможет ему в будущем смиряться перед волей небесного Отца.

Очень опасно в этот период времени поместить ребенка в такую среду, которая будет закладывать в нем неправильные понятия и модели поведения. В детском саду ребенка не будут учить почитать Бога и Его заповеди, не научат молиться и относиться друг ко другу с любовью. Если воспитатели не являются зрелыми верующими людьми,  они будут вести себя соответственно, и ребенок будет наставляем ими по их понятиям. К тому же, дети развиваются от общения с любящими их взрослыми, а не от помещения в коллектив к аналогично незрелым сверстникам.

И, конечно же, привязанность, формирующаяся к родителям, не должна замениться новой привязанностью к своим ровесникам или посторонним людям, не знающим Бога. Можем ли мы представить Авраама, который взял бы малыша Исаака, привел бы его к хананеям, живущим вокруг, и попросил бы воспитывать его ежедневно с  8 до 18 часов? Возможна ли была подобная ситуация с любым другим библейским героем, чьи дети выросли праведными и богобоязненными?

Школа. Это учреждение, в котором дети проводят долгих 11 лет своей жизни. Большую часть времени, отпущенную нам Богом, чтобы мы «воспитывали их в учении и наставлении Господнем».

За эти 11 лет мы, родители, получаем возможность общаться с детьми только по вечерам и по выходным. Все остальное время ими занимаются другие люди. Что они несут нашим детям, что вкладывают в их умы? Теорию эволюции? Религию светского гуманизма? Достаточно полистать учебники биологии, истории, географии, чтобы увидеть, сколько лжи в них заложено. Тем не менее, в школе она преподается как научная истина.

Сверстники. Это коллектив случайно подобранных детей, с которыми ребенку приходится тесно общаться годами. Он перенимает их манеру себя вести, их жизненные ценности, продолжает привязываться к ним, стремится проводить с ними все больше времени.

В христианской среде бытует ошибочное мнение, что наши дети должны научиться быть светом и солью миру, отстаивая свое мнение в среде неверующих сверстников. Но детство – это не период противостояния, это период впитывания и копирования. Это основная движущая сила воспитания и обучения – ребенок внимательно наблюдает за своим окружением, стремясь подражать ему и во всем соответствовать.

Противостояние неестественно для ребенка и не нужно его к нему принуждать. Лучше поместить ребенка в такую среду, которая будет обучать, развивать его согласно Слову Божьему и пусть впитывает и подражает! Действительным светом миру может быть только человек, который уже осознанно покаялся, посвятил свою жизнь Богу, и это должно быть его собственное зрелое решение. Но пока ребенок, растущий в семье христиан, сам еще не обратился к Богу с молитвой грешника, нуждающегося в Спасителе, ему нужно создать среду для правильного внутреннего роста.

Так что же делать? Я вижу только один выход – родители должны вернуться к исполнению своих родительских обязанностей и вновь принять на себя ответственность за своих детей, возложенную на них Богом.

С 1992 года Законом об образовании, наряду с очной формой, разрешены и такие формы обучения детей, как семейное образование и экстернат. Родители на совершенно законных основаниях могут переводить детей на обучение в семью, при этом в школе должны будут сдаваться промежуточные и итоговые аттестации. Сейчас во многих городах есть уже немало школ, которые успешно работают с экстернами, есть и школы, которые практикуют дистанционные формы обучения и принимают детей со всех точек земного шара – лишь бы был компьютер и интернет.

В наш информационный век родители могут прекрасно организовать обучение своих детей, как занимаясь с ними сами (используя учебники и цифровые ресурсы интернета), так и привлекая репетиров (очно или дистанционно). Таким образом, они смогут полностью контролировать все то, что вкладывается в умы их развивающихся детей, проводить с детьми гораздо больше времени, наставлять их в учении Господнем, влияя на них  так, как считают нужным.

В моей семье растут пятеро детей от 3 до 14 лет. Из них уже четверо – школьники. Последние 6 лет я учу детей дома, поэтому все, что я написала выше, подкрепляется и моими практическими наблюдениями. Все мои дети с радостью ходят в церковь, принимают участие в детских и подростковых программах, а также в служении. Они ежедневно читают и изучают Библию, мечтают о служении Богу.

Мой муж, я, наши дети – все мы большие друзья, проводящие много времени вместе и наслаждающиеся каждым днем совместной жизни. Качество образования в нашей семье также хорошее. Дети получают в школе оценки «отлично», участвуют в олимпиадах, занимаются в различных кружках. Они хорошо социализированы, умеют общаться с людьми различных возрастов. Они послушны и почтительны.

И каждый раз, когда очередной человек говорит нам с мужем: «Какие у вас хорошие дети!», мне хочется сказать, что у каждой семьи, в которой растут дети, есть возможность воспитать их такими, какими они хотят.

«Не обманывайтесь, худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15:33).