Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
КРЕЩЕНИЕ РУСИ / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Общество / КРЕЩЕНИЕ РУСИ

Высокие моменты в истории России

 

Крещение Руси сделало славянские переводы Писания чрезвычайно востребованными! Они существовали уже 150 лет до крещения и, конечно, оказывали свое благодатное влияние, например, на княгиню Ольгу, которая в 957 году выбрала христианскую веру самостоятельно и независимо от великокняжеского решения своего внука. Да и дружина князя Владимира была крещена раньше самого князя.

Наша атеистически настроенная историография склонна подчеркивать насильственность массового крещения, но летописец правдиво указывает, что иные противились, а иные принимали крещение добровольно и с великой радостью. Крещение стало не просто поворотным моментом русской истории, но фактически ее началом. Это был конец родоплеменного ее развития и начало развития народного. Это было то время, в которое я хотела бы жить!

Князья и их окружение, церкви и монастыри ревностно и горячо осваивали море новых понятий, хлынувших из простых евангельских повествований. Церковь учила: «Милостив же будь, христолюбец, не только со своими домочадцами, но и с чужими. И если увидишь нагого, одень его, и если – голодного или находящегося в беде, помоги такому, и если такой будет иной веры, «еретик: и «латинянин» (то есть католик),– любому помоги и от бед избавь. Тогда воздаяния от Бога не лишишься. Бог ведь сам всех питает, и поганых так же, как и христиан». Евангелие потрясло народную душу!

Слово Божье вывело язык из пределов домашнего обихода во вселенную! «Огонь», который понимался как огонь очага или же как гнев, жар, получил новое значение – «огонь Духа». «Соль» из бытового понимания перешла в духовное: «Вы соль мира». Этот процесс осмысления славянского перевода будет продолжаться столетиями, но начался он сразу после крещения.

Историкам очень бы хотелось, чтобы русичи освоили богатейшую культуру Византии. Историк и богослов, о. Георгий Флоровский выдвигает такую гипотезу в ответ на вопрос, почему Русь не стала греческой, как Западная Европа стала латинской.

«Русь единым махом получила доступ к сложнейшей византийской государственно-административной системе, детально разработанной юридической структуре, системам социальной защиты, общественного обеспечения, сложной структуре образования, системам мышления, философии, богословия. Все это свалилось как гром среди ясного неба на детскую голову русичей… Весь этот пакет оказался ей не по зубам».

Да никого не интересовал весь этот пакет, тем более на непонятном языке, когда уже существовало славянское Евангелие, и множество переписчиков его переписывали, и оно становилось доступным даже мирянам. Знаменитое Остромирово Евангелие принадлежало посаднику Остромиру, лицу недуховного звания.

В христианстве Русь полюбила Христа. Он вошел в историю, обряд, многочисленные литературные сюжеты. Он был принят сердцем, во многом угадан, домыслен. И тут же стал примером для подражания. Мы это видим в Поучении Владимира Мономаха детям:

«Не осуждайте меня, дети мои, или другой, кто прочтет. Не хвалю ведь я ни себя, ни смелости своей, но хвалю Бога и прославляю милость Его за то, что Он меня, грешного и худого, столько лет оберегал от тех смертных опасностей, и не ленивым меня, дурного, создал, на всякие человеческие дела годным. Прочитав эту грамотку, постарайтесь на всякие добрые дела, славя Бога со святыми Его. Смерти ведь, дети, не боясь, ни войны, ни зверя, дело исполняйте мужское, как вам Бог пошлет. Ибо если я от войны и от зверя, и от воды, и от падения с коня уберегся, то никто из вас не может повредить себя или быть убитым, пока не будет от Бога повеления. А если случится от Бога смерть, то ни отец, ни мать, ни братья не могут вас отнять от нее, но если и хорошее дело – остерегаться самому, то Божье обережение лучше человеческого».

Над вопросами русской веры и русского характера размышлял историк, философ и славянофил Иван Киреевский.

«Справедливость, нравственность, дух народа, достоинство человека, святость законности могут сознаваться только в совокупности с сознанием вечных религиозных отношений человека. Человек – это его вера. Единство верования в церковные установления создавали единство обширной Русской земли. Учения святых Отцов церкви перешли в Россию, можно сказать, вместе с первым благовестом христианского колокола. Под их руководством сложился и воспитался коренной русский ум, лежащий в основе русского быта».

Образование! Импульс шел сверху: учились, читали, переводили, преподавали в школах – везде, такая была нужда и духовная потребность, идущая снизу. Это было великое время. Время любви к Господу. В Киево-Печерском монастыре днем и ночью грамотные монахи занимались переписыванием книг, которые они потом сами же и переплетали.

Князья всеми силами поощряли церковное строительство и дело образования при церквах, и благоговейное отношения к «книжному учению»,так в то время называли изучение Писаний. Богатые привозили к монастырским вратам свое богатство и смиренно просили принять их в монахи, чтобы утолить духовную жажду.

Князья отдавали свои дома под училища и библиотеки, тратили свой доход на устройство училищ и преподавание языков, греческого и латинского. Переводы отцов Церкви, псалтири, Деяний апостолов формировали славянский язык сразу в том зрелом виде, который вырабатывался в греческом тексте оригиналов веками.

Это благоговение перед Богом, эта сердечная привязанность к христианскому учению явились теми крыльями, которые пронесли детское сознание русичей над рифами византийской учености, они остались в убеждении, что «приняли веру не от греков, а от Бога».

Веру наших предков можно реально видеть и даже осязать в созданной ими культуре. До сего дня не угасает паломничество по «Золотому кольцу» с жемчужной россыпью ее городов, красе русской земли. С первым сводов ее законов – «Русской Правдой», богатой древнерусской литературой, архитектурой, широкими международными связями. Шесть дочерей Ярослава Мудрого были женами европейских князей, а дочь Анна стала любимой народом королевой Франции.

Именно христианская образованность в Киевской Руси явилась причиной ее высокой культуры. Не только письменности, но и зодчества, живописи, ремесел, торговли.

Переведены были все книги Ветхого Завета, судя по цитатам из них в первой русской летописи «Повести временных лет». Был издан и «Паремейник», сборник из разных книг Ветхого Завета, а также толкования на них Отцов церкви. Все эти книги вводили в обиход множество новых понятий. Они формировали особый культурный ареал – восточное славянское христианство. Не римское и не греческое. Они остались чуждыми Руси.

По словам Ивана Киреевского, Россия восприняла учение Вселенской Церкви и была спасена от односторонности. Логика Рима с его наукообразным богословием тогда господствовала над христианством, мистика была ненавистна схоластике, в противовес тому и другому сложилось любомудрие Востока, в полноте и цельности умозрения.

Ярослав Мудрый создал большую библиотеку церковно-учительных и богослужебных книг – классики IV-VIII веков. Это были произведения Афанасия Александрийского, Иоанна Дамаскина, Григория Назианзина, Ефрема Сирина, Иоанна Златоуста – любимые и широко известные в народе произведения.

Этот же князь построил в Киеве копию константинопольского собора св. Софии. На его освящении проповедовал первый русский (не греческий!) митрополит Илларион: «Слово о законе и благодати». Это было в 1058 году, еще и ста лет не прошло с момента крещения, а мы уже видим глубокого богослова, выразившего суть Ветхого и Нового Заветов, да еще так пламенно, с такой благодарностью Богу за Россию, с таким видением ее залитой солнцем христианства, благоденствующей.

Вера, патриотизм, богословие слились у него воедино: «Тогда так пуста и иссохша была земля наша, ибо идольский зной иссушил ее, внезапно разлился источник евангельский, напояя всю землю нашу, как говорит Исаия: «Прольются воды странствующим в пустыне, и превратится земля безводная в озеро, и в земле жаждущей будет источник вод…» и хотя прежде пребывали мы в подобии зверином и скотском и прилежа земному не заботились нисколько о небесном, ниспослал Господь и нам заповеди, ведущие в жизнь вечную…».

В лице Иллариона, этого выдающегося служителя Божьего, вся земля русская прославила Бога и Спасителя своего.

Уверование князя Владимира по праву рассматривается в «Слове…» как чудо: «Не видел ты Христа, не следовал за Ним. Как же стал учеником Его? Как разверзлось сердце твое? Как вошел в тебя страх Божий?.. О, дивное чудо!».

Надо сказать, что действительно князь Владимир, «пийца и бийца», стал Владимиром Красным Солнышком - такие огромные изменения в нем произошли.

Поэтому мы можем говорить о трех великих боголюбивых князьях (Владимир Красное Солнышко, Ярослав Мудрый и Владимир Мономах), которые совместно с народом создали то чудо, которое вошло в историю как Киевская Русь – жемчужина Земли.