Дитрих Бонхёффер, знаменитый теолог ХХ века, в одном из своих коротких эссе задал вопрос - «Можем ли мы справиться с глупостью?»1. Хотя бы раз в году – и ведь дата обязывает – стоит поразмышлять над этой проблемой.
В библейской книге Притчей глупость не только высмеивается, но и осуждается. Но можно ли обличать человека за отсутствие здравомыслия? Откуда здесь этическое измерение? Не будет ли это подобным осуждению слепого или хромого?
Похоже, что для библейских авторов глупость – это не просто отсутствие остроты ума или недостаток знаний. Речь о некоей позиции. Глупец или невежа – это тот, кто не желает оттачивать свой ум, учиться, познавать мир. Это его выбор.
Проблема лишь в том, что последствия этого выбора сказываются не только на нем, но и на окружающих. Глупец легко становится добычей демагогов, орудием в чужих руках.
Нечестивой власти глупцы крайне необходимы. Ведь государство нельзя построить лишь на страхе, прибегая к насилию и запугиванию. Основой режима является не карательная система, а глупость. Чем дальше от правды правитель, тем больше он будет пестовать глупость в своих подданных, чтобы удержаться у власти.
Бонхёффер пишет, что глупость есть
«…не что иное, как реакция личности на воздействие исторических обстоятельств, побочное психологическое явление в определенной системе внешних отношений. При внимательном рассмотрении оказывается, что любое мощное усиление внешней власти (будь то политической или религиозной) поражает значительную часть людей глупостью. Создается впечатление, что это прямо-таки социологический и психологический закон. Власть одних нуждается в глупости других. Процесс заключается не во внезапной деградации или отмирании некоторых (скажем, интеллектуальных) человеческих задатков, а в том, что личность, подавленная зрелищем всесокрушающей власти, лишается внутренней самостоятельности и (более или менее бессознательно) отрекается от поиска собственной позиции в создающейся ситуации. Глупость часто сопровождается упрямством, но это не должно вводить в заблуждение относительно ее несамостоятельности. Общаясь с таким человеком, просто-таки чувствуешь, что говоришь не с ним самим, не с его личностью, а с овладевшими им лозунгами и призывами. Он находится под заклятьем, он ослеплен, он поруган и осквернен в своей собственной сущности»2.
Бонхёффер дает точный и глубокий анализ политического, социального измерения глупости. К сожалению, диагностировать проблему здесь легче, чем лечить. Да и как лечить тех, кто убежден в своем абсолютном здоровье?
Возможен ли побег с «острова удовольствий», куда нас помещает рачительная власть? Или превращение в ослов неизбежно?
Бонхёффер пишет, что «…подлинное внутреннее освобождение в подавляющем большинстве случаев становится возможным только тогда, когда этому предшествует освобождение внешнее; пока этого не произошло, мы должны оставить все попытки воздействовать на глупца убеждением»3.
Так что остается подумать, как не стать глупцом самому…
--------------------------------------
1. Речь об эссе «О глупости». Все цитаты даются по изданию Бонхёффер Д. Сопротивление и покорность. – М. : Издательская группа «Прогресс», 1994. – 344 с.
2. Бонхёффер Д. Сопротивление и покорность. – М. : Издательская группа «Прогресс», 1994. – С. 34-35
3. Там же. – С. 35