Главная / Статьи / Общество / Архетип фашизма
Архетип фашизма
Архетип фашизма
25.06.2022
413

Понятие архетипа (от греч. Arhe – начало и tуpos – образ) означает некий изначальный стереотип положительно или негативно ориентированного индивидуально-массового поведения. Этот стереотип может существовать в глубинах коллективной памяти народов и при определенных обстоятельствах всплывать на поверхность социальной жизни и подчинять себе мотивы, мысли, слова и дела больших масс людей.

Архетипы структурируют человеческое существование, привносят в него либо Божью упорядоченность, либо «бесовский хаос» с его зловещими извращениями Божьих смыслов.

Архетипы не ведут жизнь самодостаточных, замкнутых «вещей-в-себе». Они активны, хотя и могут какое-то время «дремать» в глубинах человеческой природы. Заряженные либо позитивной, либо негативной энергией, они предрасполагают людей либо к боголюбивому, конструктивному поведению, либо к богопротивным, деструктивным эксцессам.

Все это имеет прямое отношение к проблеме фашизма.

Понятие фашизма имеет собирательный характер. Даже семантика этого слова перекликается с данным обстоятельством (итал. fasciо – связка, пучок, объединение). Если взглянуть на его содержимое сквозь теологическую оптику, то можно увидеть, что оно вмещает множество трансцендентных и антропологических ферментов, предрасполагающих индивидов и массы к сугубо девиантным, а часто и к откровенно преступным мыслям и действиям. Именно архетипическая природа, глубинная укоренённость всей той суммы девиаций, из которых складывается фашистская реальность, придает ей повышенную живучесть в мировой истории.

Архетип фашизма генетически связан с первородным грехом, с превратным использованием свободы, со злоупотреблениями ею, разрушившими должные отношения людей с Богом, принесшими в их жизнь множество негативных перемен.

Грехопадение оказалось чревато антропологической катастрофой, не просто массовой, но тотальной. Она подорвала духовное здоровье целых народов, стала труднопреодолимым препятствием на пути выстраивания доверительных отношений человека с Творцом. Внутренние «я» людей оказались прочно связаны с богопротивными, демоническими первоструктурами недолжного, но существующего, в том числе с архетипом фашизма. Этот архетип переводит богоборческие мотивы, демонические побуждения людей с подсознательных уровней индивидуальных и коллективных «подполий» на уровни мыслительной активности, социального поведения и политической деятельности. Через него скрываемое, тайное становится явным, демонстративным, а непозволительное и прячущееся превращается в дозволенное и поощряемое.

Когда индивидуальным носителям совершившихся антропологических катастроф с их взрывоопасными потенциалами удается сгрудиться в масштабные антропосоциальные массы критического уровня, то фашистская мысль и фашистская практика превращаются в пугающие жуткие силы, опасные для цивилизации и культуры.

Архетип фашизма не является порождающим началом, производящим фашистские эксцессы. Он действует иначе – пробивает направление, прокладывает путь, по которому движутся сообщества людей, одержимых демоническими соблазнами, низменными намерениями, деструктивными амбициями, преступными мотивами, развратительными идеями. Все это соединяется в черные сатанинские пучки и связки, в смертоносные обоймы, наподобие систем залпового огня большой разрушительной силы.

Архетип фашизма не только соединяет людей друг с другом в демонические структуры фашистских партий, военно-политических движений, государственных институтов, но и прочно связывает каждого члена этих сообществ с дьяволом. Происходит двойная индукция темной энергии разрушения. Люди, разделяющие одни и те же развратительные идеи, соединенные в различные социальные связки общими соблазнами, преступлениями, кровью жертв, ощущают, как через их плотно сомкнутые плечи в них перетекает, их переполняет агрессивная энергия других зараженных. Так образуются «проклятые орды», многоголовые гидры не воинов, а бандитов, насильников и мародеров.

Но их смертоносная сила не беспредельна. Бог никогда, нигде, ни при каких обстоятельствах не позволяет им бесчинствовать бесконечно долго. Возмездие поджидает каждого из них в день и час, которого никто из них не знает. Божья секира всегда лежит наготове у изголовья каждого орка, отравленного ядом фашистского анчара.

Будет не лишним напомнить современному читателю пушкинское стихотворение «Анчар». Поэт создал образ фантастического дерева, способного служить символом архетипа фашизма. В «Анчаре» точно и сильно передается суть того зла, которое способно при определенных обстоятельствах произрастать в земных условиях и концентрировать в себе яд фашизма, несущий смерть всему живому.

В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит — один во всей вселенной.

Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.

Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.

К нему и птица не летит
И тигр нейдет — лишь вихорь черный
На древо смерти набежит
И мчится прочь, уже тлетворный.

И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий.

…………………………………….

А князь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.

Автор - Владислав Аркадьевич БАЧИНИН, профессор, доктор социологических наук

Телеграм-канал Мирт - https://t.me/gazetaMirt

Еще читать