Главная / Статьи / Общество / ГОЛОС, ДОШЕДШИЙ ИЗ ЗАСТЕНКОВ
ГОЛОС, ДОШЕДШИЙ ИЗ ЗАСТЕНКОВ
ГОЛОС, ДОШЕДШИЙ ИЗ ЗАСТЕНКОВ
24.09.2011
655

К 55-летию со дня мученической кончины Дитриха Бонхёффера

Наверное, ни один из немецких теологов ХХ столетия не стал так известен в своей стране и за ее пределами, как Дитрих Бонхёффер. Посмертная известность пришла благодаря его мученичеству и его книгам.

Дитрих Бонхёффер родился 4 февраля 1906 г. в Бреслау. Счастливое детство в большой и дружной семье. Он — шестой из восьми детей. В 1923 г. Дитрих оканчивает гимназию и принимает самостоятельное решение — изучать теологию. Решение неожиданное. В семье хотя и относились с уважением к церковной традиции, но в церковь не ходили. Через четыре года Дитрих защищает диплом в Берлинском университете. Затем, после нескольких лет учебы и служения за границей (Барселона, Нью-Йорк), Бонхёффер возвращается в Германию, становится пастором. Он также преподает систематическую теологию в Берлинском университете.

Приход к власти Гитлера становится тяжким испытанием для церкви и каждого немецкого христианина. Немногие в 1933 г. были способны за лживыми призывами пропаганды увидеть истинный лик нацизма. Но не все поддались обольщению. Уже через два дня после прихода Гитлера к власти Бонхёффер выступил против политики фюрера в передаче по радио. Передачу прервали, не выпустив в эфир до конца. Большинство христиан тем временем склоняются не вступать в конфликт с государственной властью. В июле 1933 г. пронацистское движение "немецких христиан" победило на церковных выборах и поставило целью явить миру "германского Христа". В ответ группа честных и мужественных христиан провела синод в Бармене, создав Исповедующую церковь. Ее лидеры Карл Барт, Мартин Нимёллер, Дитрих Бонхёффер не согласились с античеловеческими идеями нацизма и призвали не допустить подчинения церкви тоталитарному государству. 

В 1935 г. Бонхёффер становится директором небольшой семинарии Исповедующей церкви, занимавшейся подготовкой пасторов. Он делает доклады, читает проповеди, пишет многочисленные письма и заметки, в которых объясняет сущность происходящего в Германии. За это нацисты лишают его права преподавания, увольняют из университета, запрещают проповедовать. Через два года семинария была закрыта нацистами, но братство Исповедующей церкви выросло и окрепло. Сотни христиан, многие из которых были выпускниками семинарии, в последующие годы будут арестованы и погибнут в концлагерях.

В 1939 году, перед самым началом войны, Бонхёффер ненадолго уезжает в Нью-Йорк. Друзья предостерегают его от возвращения, предлагают работу в теологической семинарии, где он когда-то стажировался. Дитрих выбирает трудный путь — возвращение в Германию. Тогда он написал: "Я должен пережить этот сложный период нашей национальной истории вместе с христианами в Германии. У меня не будет права участвовать в возрождении христианской жизни после войны, если я не разделю с моим народом испытания этого времени..."

Бонхёффер присоединился к группе Сопротивления во главе с адмиралом Канарисом и полковником Остером, действовавшей в немецкой разведке (абвере). Ее целью была ликвидация нацистского режима. Он был связным группы. Дитрих пришел к убеждению: то, что многие могли бы назвать предательством, и есть истинная любовь к Германии.

Несмотря на запрет писать и публиковаться, Бонхёффер работает над "Этикой". В ней он пытался с точки зрения богословия обосновать право участия христианина в политическом сопротивлении кровавому режиму. Работа имела большое значение, учитывая подготовку покушения на Гитлера, а также сам характер конспиративной деятельности, где невозможно было обойтись без лжи и притворства. Бонхёффер признал: несмотря на то, что его действия, как и действия его соратников, мотивированы ответственностью за будущее Германии, ложь остается ложью, убийство — убийством. Однако как грешники перед Богом они могут надеяться на оправдание Христом, поскольку сила Его прощения распространяется и на них. Книга осталась незаконченной из-за ареста.

5 апреля 1943 г. гестапо арестовало Бонхёффера. Власти тогда не знали масштаба его участия в заговоре против Гитлера. Поэтому, находясь под следствием в берлинской тюрьме Тегель, он имел возможность писать письма и записки родным и другу Эберхарду Бетге и тайно переправлять их на свободу. После покушения на жизнь Гитлера 20 июля 1944 г. в руки гестапо попали доказательства вины Бонхёффера. Он был переведен в тюрьму на Принц-Альбрехтштрассе, где содержался в условиях строжайшего режима, а в феврале 1945 г. — в концлагерь Бухенвальд. Близкий конец войны и победа союзников уже не вызывали сомнения. Оставалось продержаться несколько недель. Между тем, нацистский механизм продолжал работать точно: в Берлине после совещания у Гитлера решили, что часть именитых заговорщиков необходимо казнить. В их число попали адмирал Канарис, полковник Остер, пастор Бонхёффер. Накануне казни Дитрих сказал: "Это конец, но для меня — начало жизни". Утром 9 апреля он и пять его товарищей по Сопротивлению были повешены в концлагере Флоссенбург.

После войны друзья Бонхёффера, прежде всего Э. Бетге, собрали, прокомментировали и издали его 6-томное собрание сочинений, включившее книги, статьи, проповеди, письма, биографические материалы. В 1951 г. был впервые опубликован сборник "Сопротивление и покорность" — самый известный его труд, в котором собраны письма из тюрьмы на свободу. В нем Бонхёффер пишет о том, что западный мир перестал быть христианским: это безбожный мир. Бонхёффер вопрошает: "Но как же тогда Христос станет Господом безрелигиозных людей? Если религия лишь оболочка христианства, что же такое безрелигиозное христианство?" Бонхёффер убежден: если христиане научатся нерелигиозно говорить о Боге, тогда Христос перестанет быть объектом религии, а воистину явится Господом мира.

Человек, человеческие отношения становятся для Бонхёффера целью священного, литургического служения Богу. Он пишет: "Едва ли есть чувство, дающее больше радости, чем ощущение, что можешь приносить какую-то пользу людям... Ведь в конце концов именно человеческие отношения и есть самое главное в жизни... Это, конечно, не означает, что можно пренебречь миром вещей и материальных достижений. Но что для меня самая прекрасная книга, или картина, или дом, или поместье по сравнению с моей женой, моими родителями, моим другом?" 

Концепция "безрелигиозного христианства" вызвала бурные споры в лагере теологов, не прекращающиеся и по сей день. На мой взгляд, Бонхёффер пытался в новых условиях найти ответ на вечный вопрос Иисуса Христа, адресованный всем поколениям религиозных людей: "Пойдите, научитесь, что значит: "милости хочу, а не жертвы" (Мф. 9:13). Господь говорит о том, что без доброго отношения к людям, без сочувствия и отзывчивости культовое поклонение утрачивает смысл. Именно в молитве и добрых делах, "в жизни для других", по мнению Бонхёффера, должна проявить себя вера современных христиан, живущих в мире, утратившем свои христианские корни.

Известность пришла к Бонхёфферу посмертно. При жизни он был очень скромным, не желая ничего иного, как только учиться верить. Могильная плита на кладбище в Флоссенбурге гласит: "Дитрих Бонхёффер, свидетель Иисуса Христа среди братьев своих".