Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
СОБОРНАЯ МЕЧЕТЬ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Общество / СОБОРНАЯ МЕЧЕТЬ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
СОБОРНАЯ МЕЧЕТЬ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
СОБОРНАЯ МЕЧЕТЬ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
24.09.2011
1533
    При Екатерине II мусульмане смогли свободно торговать по всей стране и за ее пределами: находясь под покровительством русских властей, татарские купцы служили посредниками в сношениях с мусульманами Туркестана, Синцзяна и даже Китая. Где бы они ни появлялись, всюду возводили мечети, а при них — духовные школы.

    К этому времени петербургские мусульмане составляли довольно многочисленную общину, но она не имела мечети, и богослужения совершались в частных домах. Вот что писал об этом один из русских журналистов: "Вы никогда не бывали в мечети и, конечно, вас интересует мусульманское богослужение? Удовлетворить любопытству, даже и в Петербурге, очень легко, стоит только отправиться на Невский проспект в дом Калугина, или к Чернышеву мосту в дом Лыткина и спросить там, где живет мулла, а в квартире муллы находится и мечеть. Советую ехать в пятницу; она у них заменяет наше воскресение, да, кроме того, в пятницу вы можете выслушать иногда и проповедь на татарском языке".

    В начале 1880-х гг. мусульмане, жившие в Петербурге, развернули широкую богословско-публицистическую деятельность. В 1881 г. была издана брошюра Девлет-Кильдеева "Магомет как пророк". В 1883 г. в "Санкт-Петербургских ведомостях" была напечатана серия статей под заглавием "Ислам и мусульманство", в которых автор отстаивал мусульманское мировоззрение и ставил ислам в некоторых вопросах выше принципов европейской культуры.

    Видным представителем мусульманских кругов того времени был А. Баязитов, ставший инициатором постройки мечети в Петербурге. Ахуд Атоулла Баязитов (1844-1911) принадлежал к числу тех представителей мусульманского духовенства, которые стремились гармонично сочетать учение Корана с европейской культурой. Он имел знакомства с русскими писателями и философами. Известный русский религиозный философ Владимир Соловьев был одним из близких друзей Ахунда Баязитова. В сочинении Вл. Соловьева "Магомет и его жизнь" многое написано при участии и под влиянием А. Баязитова.

    В 1881 г. Москву и Петербург посетил сын Бухарского эмира, который присутствовал при коронации императора Александра III (1881-1894). В мае этого же года мусульманская община обратилась в правительственные инстанции с просьбой о разрешении постройки мечети в Петербурге. Вопрос этот тогда решен не был, и мусульмане продолжали собираться на молитву в домах своих имамов. О духовных нуждах мусульман с сочувствием писала столичная пресса, в том числе и православная. "Проживающие в Петербурге магометане за неимением мечети в праздничные дни (пятницы) собираются для молитвы у своих духовников (ахунов) на частных их квартирах, которые за недостатком средств очень тесны и не вмещают всех желающих молиться, так что молящиеся наполняют не только переднюю и лестницу, но некоторым приходится даже стоять во дворе", — отмечал в 1902 г. журнал "Православный собеседник".

    Вопрос о постройке соборной мечети снова был поднят в1904 г. при встрече русского императора Николая II (1894-1917) с тем же высоким посланцем из Бухары, который приехал в Петербург уже в качестве эмира. Вопрос был тогда же в принципе решен: мусульманам разрешалось приобрести участок земли для строительства мечети. Тогда же Бухарский эмир пожертвовал 312 тысяч рублей для покупки земли; как отмечалось в столичной мусульманской печати, "щедрая рука эмира вызвала щедрый приток пожертвований многих мусульман, в особенности среди бухарцев, а также от мусульман Поволжья, внутренней России и бакинских мусульман".

    После обнародования правительственного "Манифеста о веротерпимости" (17 апреля 1905 г.) российские мусульмане получили возможность осуществлять свою деятельность в более широких рамках. В августе 1905 г. в Нижнем Новгороде был проведен 1-й Всероссийский съезд мусульман; два последующих Всероссийских съезда мусульман состоялись в январе и в августе 1906 г. в Петербурге и Нижнем Новгороде.

    Но начало строительства мечети постоянно откладывалось как по финансовым, так и по иным соображениям. Наконец 27 июля 1909 г. последовало правительственное разрешение на постройку соборной мечети. Был организован Комитет по постройке, председателем которого стал полковник Абд-Эль-Азиз Давлетшин, а членами — генерал Шейх-Али, вице-директор I департамента министерства иностранных дел В. О. Клемм и др. Для строительства мечети был приобретен участок земли вблизи исторического центра города — напротив Заячего острова, где в 1703 г. была основана Петропавловская крепость, давшая начало Петербургу.

    Закладка мечети состоялась весной 1910 г. в присутствии Бухарского эмира Сеид Мир-Алима. Строительством мечети руководил архитектор С. С. Кричинский и его помощники Н. В. Васильев и А. И. Гоген. В качестве образца для постройки служила мечеть Тамерлана (Тимура) — Гур-Эмир в Самарканде. К маю 1911 г. здание было вчерне завершено.

    21 февраля 1913 г. в новой мечети было совершено торжественное богослужение. Это было первое богослужение петербургских мусульман в еще строившейся мечети. Мечеть к этому времени занимала площадь в 250 квадратных сажень. Купол и своды, потолки были построены из железобетона. Особые хоры предназначались для женщин-мусульманок.

    Присутствовали именитые гости: Сеид Мир-Алим, эмир Бухарский, и Сеид Асфендиар-Богадур, хан Хивинский, со своими приближенными, заместитель Оренбургского муфтия Мухаммедиара Султанова ахун Хурамшин, а также многие другие приглашенные лица. Торжественное богослужение в мечети было приурочено к празднованию 300-летия царской династии Романовых (1613-1913), и после этого там возобновились строительные работы. К концу 1914 г. основные работы по внутренней отделке здания были завершены, и в мечети началось регулярное богослужение.

    К этому времени активность мусульманской общины в Петербурге была по-прежнему высокой. В 1913 г. служащий одного из петербургских банков — польский мусульманин Ягуб Мухлиев открыл в столице 7-годичную торговую школу для мусульман с преподаванием татарского языка. Администрация новоучрежденной школы испытывала затруднения с размещением учебных классов; разрешить эту проблему помог Комитет по строительству мечети во главе с А. А. Давлетлиным. Комитет передал бесплатно под эту школу квартиру в доме, купленном эмиром Бухарским для мечети.

    В эти годы в Петербурге на русском языке выходили еженедельные издания "В мире мусульманства", "Мусульманская газета", имевшие целью знакомить русских читателей с миром ислама. Кроме того, в Петербурге издавались газеты на татарском языке, а также газета "Дагестан-Хаха-Барг" ("Заря Дагестана") на языках некоторых народностей Северного Кавказа. Работники издательств не довольствовались обращением к печатному слову, но занимались активной лекционной деятельностью.

    Столица Российской империи была одним из центров деятельности мусульманской общественности. Именно здесь в 1914 г. был основан "Союз всероссийских мусульман". В 1913 г. члены мусульманской фракции в Государственной Думе обратились к правительству за разрешением на созыв в Петербурге совещательного собрания мусульманских духовных лиц, педагогов, публицистов и юристов. Эта просьба была удовлетворена, и в июне 1914 г. в Петербурге был проведен очередной мусульманский съезд, носивший совещательный характер. Его решения были направлены на усиление роли Духовного собрания и улучшения материального положения мусульманского духовенства.

    В 1920 году строительство мечети было завершено окончательно. Снаружи со всех сторон здание было облицовано серым гранитом. Главный портал украсился сталактитами и майоликой, наподобие древних самаркандских мечетей. Купол также был покрыт голубой майоликой. Майоликовое убранство мечети было выполнено в мастерской известного художника-керамиста П. К. Ваулина. По обеим сторонам от купола ввысь взметнулись два минарета. Несмотря на свой восточный колорит, здание органично вписалось в облик Петрограда: хотя прообразом для сооружения мечети послужил древний мавзолей Гур-Эмир в Самарканде, в облике мечети заметны и черты "северного модерна" — суровая мощь объемов, облицованных крупными блоками гранита.

    Усиление в стране в конце 1920-х гг. антирелигиозной пропаганды и сопровождающих ее административных мер, затронуло всех верующих страны — христиан, иудаистов, буддистов и др. Не избежала этого и мусульманская община Ленинграда: в 1931 г. она лишилась своей мечети, и ее помещение стало использоваться в качестве склада медицинского оборудования.

    В послевоенные годы целый ряд исламских стран обрел независимость; между новыми государствами и Советским Союзом начали устанавливаться дипломатические отношения. Второму открытию мечети в Ленинграде способствовал визит в нашу страну Ахмеда Сукарно — бывшего президента Индонезии. В 1956 г., во время своего пребывания в Ленинграде, высокий индонезийский гость увидел здание мечети и выразил желание посетить ее для молитвы. Его просьбу удовлетворить тогда было невозможно, но уже через несколько месяцев в ленинградской мечети были возобновлены богослужения.