Главная / Статьи / Общество / ЯФФА — ИОППИЯ
    Гулять по Старой Яффе лучше всего в пятницу вечером. На небе одна за другой загораются шабатные звезды, в крохотной, отгороженной волнорезом бухте сонно клюют носами парусные шаланды и моторные лодки, отрывисто вскрикивают чайки, шлепает по стене набережной морской прибой.

    Многочисленные ресторанчики еще только наполняются любителями рыбных блюд.

    Рядом вечерний Тель-Авив разливает сияние разноцветных огней, к которым периодически присоединяется скромно мигающий яффский маячок. Вы поворачиваетесь спиной к морю и современности и, найдя в сплошной стене узенький темный проход, начинаете подъем по крутым скользким каменным ступеням. Удивительно, что в прошлое можно подниматься, но ощущение такое, что каждая ступенька вверх — это еще полсотни лет, все дальше и дальше уводящие вас в седую древность. Одна из легенд, раскрывающих название города Яффа (библейская Иоппия), связывает его с сыном Ноя — Яфетом (Иефетом), который был, согласно легенде, основателем города. "Он распространится" — таков дословный перевод имени Яфет.

    Может быть, название города произошло от ивритского "яфе" — "красота", "высота", но понятие "распространение" связано с этим городом навсегда.

    Господь избрал это место, чтобы отсюда начать исполнение Своих слов: "Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли" (Деян. 1:8). Можно с полным основанием сказать, что распространение Евангелия, продвижение его "к дальним" началось с кривых улочек неприметного приморского городка. Яркое феерическое действо, произошедшее на праздник Шавуот в Иерусалиме, — крещение Святым Духом было предсказано Иисусом за 10 дней до осуществления. "И собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня; ибо Иоанн крестил водою, а вы через несколько дней после сего будете крещены Духом Святым" (Деян. 1:4-5).

    Все случившееся "при наступлении дня Пятидесятницы" первым смог осмыслить рабби Шимон (апостол Петр). И в этом нет ничего удивительного, так как Иисус именно ему трижды сказал: "Паси агнцев Моих" (Ин. 21:15-17).

    Горячая проповедь Петра закончилась призывом к обращению и пророчеством о распространении Евангелия. "Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа, для прощения грехов, — и получите дар Святого Духа; ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш" (Деян. 2:38-39). Яффу, как и Иерусалим, Господь усмотрел для важнейшего этапа созидания Церкви.

    Яффа издавна была морскими воротами Иерусалима. Дорога, проложенная во времена царя Соломона при строительстве Храма, навсегда связала эти два города. Множество паломников прошли по ней в Святой город за тысячу лет. По этой же дороге, но уже из Иерусалима в Яффу пришел апостол Петр, чтобы начать осуществлять то пророчество, которое сам и произнес. Преодолев несколько десятков ступеней, вы оказываетесь на небольшой площадке перед сложенным из камней старинным домиком. По преданию его считают домом Симона-кожевника. Здесь Петр воскресил Тавифу, а на крыше дома он наблюдал трижды спускавшийся с неба сосуд, "как — бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю" (Деян. 10:11). В этом доме апостол принимал трех мужей, пришедших к нему от Корнилия. С ними он направится в Кесарию в дом сотника, где и произойдет то, чему чуть позже даст яркое богословское определение рабби Шауль (апостол Павел) в Послании к Ефесянам: "А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем; и, пришед, благовествовал мир вам, дальним и близким, потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе" (Еф. 2:13-18). Вход для язычников в Церковь был открыт! Обо всем, что было в Кесарии, Петр рассказал потом в Иерусалиме апостолам, которые, выслушав его, "успокоились и прославили Бога, говоря: видно, и язычникам дал Бог покаяние и жизнь" (Деян. 11:18). Да, начало великой истории созидания Церкви навсегда связано со старой Яффой.

    Здесь на узеньких, малолюдных в пятницу вечером улицах можно еще и еще раз повторять слова Павла: "О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!" (Рим. 11:33).

    Еще и еще раздумывать о судьбе еврейского народа, о великих апостолах-евреях, которые, подчинившись Божьей воле и освободившись от оков закона и уз традиции, устремились к народам (язычникам), неся им Благую весть.

    И еще и еще сожалеть о том, что и сегодня многие верующие находятся в давнем заблуждении и не ревнуют о благовестии евреям. Не в этом ли причина отсутствия благословений многих поместных церквей?