Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
ВЕЛИКИЙ ОРГАНИЗАТОР И МЕЧТАТЕЛЬ / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Общество / ВЕЛИКИЙ ОРГАНИЗАТОР И МЕЧТАТЕЛЬ
ВЕЛИКИЙ ОРГАНИЗАТОР И МЕЧТАТЕЛЬ
ВЕЛИКИЙ ОРГАНИЗАТОР И МЕЧТАТЕЛЬ
24.09.2011
1308
    Иван Степанович Проханов (1869-1935 гг.) — звезда, радость и гордость евангельских христиан баптистов, председатель Всероссийского совета евангельских христиан, вице-президент Всемирного союза баптистов, духовный писатель и поэт, пламенный проповедник Евангелия. Он родился во Владикавказе, в семье выходцев из молокан, принял крещение по вере в 1887 г., ему шел тогда восемнадцатый год. 16 лет потребовалось для того, чтобы сформировались его твердые убеждения, которым он не изменит до смерти.

    Ни о ком не написано столько книг, как о Проханове, никто не имел такой широкой известности в нашей стране и за рубежом, при жизни его или беззаветно любили, или страстно ненавидели, споры о нем продолжаются и в наши дни. И они касаются именно его убеждений. Он "встал в проломе" за всю многонациональную Россию, в мечтах его было евангелизировать не соседа, а весь народ, поставив его под целительное воздействие животворящего Слова Божьего, которого народ был лишен всю тысячу лет своего номинального христианства. Он свято верил, что "только Евангелие, свободно возвещаемое и проповедуемое, может творить лучшее, новое на моей Родине". Это убеждение складывалось в течение его учебы в Технологическом институте в противостоянии народовольческим и революционным идеям студентов, и во время организации первой христианской коммуны, и в преследованиях, и во время пребывания в эмиграции, когда он учился в протестантских учебных заведениях Англии, Германии, Франции, посещая многие различные церкви, и во время сопровождения гонимых духоборов из России в Канаду, и во время посещения своего ссыльного отца в гиблом месте — Горгосы, в котором Проханов увидел в миниатюре всю Россию...

    В 35 лет Проханов был готов к осуществлению своей мечты, но и время тоже было готово! Мировоззрение Проханова было религиозно-общественным, в нем были сильно выражены как его религиозные, так и общественные чаяния и надежды: "Россия будет играть такую всемирно значимую роль в судьбах человечества, которая превзойдет роль любой другой страны на земле... Единственные условия: Россия должна принять Христа и Его Евангелие, как основу жизни, и восстановить первоначальное Апостольское христианство". Проханов пользовался временем, но и время несло его на своих крыльях! В переломное время люди жаждали слышать о Боге. Мы недооцениваем этот факт, но современник Проханова — Владимир Марцинковский свидетельствует, что на массовых собраниях и диспутах люди больше хотели слушать о Боге, чем о политике, и даже выступления Ленина не пользовались таким успехом, как выступления Проханова, Марцинковского, барона Николаи и других ярких личностей и людей Божьих. Даже простой крестьянин с Библией в руках мог повергнуть в молчание атеистов при горячей поддержке зала...

    Для осуществления своей мечты Проханову нужен был "рычаг" — союз, с помощью которого он сможет организовать массовое издательское дело, христианское образование, социальный труд, миссионерскую деятельность, работу с молодежью и женщинами в церквах, работу с национальными меньшинствами и многочисленными сектантами, поднять уровень духовной жизни в церквах — и все это пронизать высоким христианским оптимизмом веры, выраженной в тысяче его дивных гимнов.

    В 1903 г. он собрал 6-7 человек христианской молодежи. В 1905 г. это было уже Объединение христианской молодежи. В 1908 г. — первый съезд представителей юношеских кружков по всей стране, насчитывавший 20 человек. В 1909 г. в Петербурге созданы церкви евангельских христиан и открылся их первый Всероссийский съезд. Цифры никогда не смущали Проханова. Также не смущали названия — Всероссийский. Все десять съездов будут именно Всероссийскими, и на последнем, X съезде, будет 500 делегатов! А всего численность евангельских христиан в России к 1928 г., по заявлению Проханова, достигнет 10 млн человек. Правда, считать количество верующих Проханов будет по-европейски: вместе с детьми и членами семей верующих, что имеет свою логику: "Ты и дом твой..."

    Проханов всегда очень спешил пользоваться временем, зная, что "дни лукавы". Он стремился обеспечить евангельское движение юридическими правами. Через четыре дня после октябрьского манифеста 1905 г. о религиозных свободах Проханов совместно с Павловым, Одинцовым основал христианскую политическую партию "Союз свободы, истины и мира". Нам неизвестны какие-то особые дела этой партии, но важна общественная тенденция в деятельности Проханова. В 1913 г. он направит в правительство "Записку о правовом положении евангельских христиан и баптистов", издаст ценный справочник "Закон и вера" для помощи верующим. В феврале 1917 г., когда пало самодержавие и была повсеместная эйфория, он образует новую Христианско-демократическую партию Воскресения с лозунгом: "Сила и справедливость, но выше всего любовь".

    Проханов призывает к отделению церкви от государства и равенству всех деноминаций. Однако IV Всероссийский съезд евангельских христиан не поддержал эту идею: "Нежелательно, чтобы община была увлечена политикой". Тем не менее Проханов успел принять участие в выборах в Думу, чтобы познакомить людей со своей программой. И его группа получила больше голосов, чем социал-демократы с Плехановым! Одновременно с этим Проханов проводил массовые уличные евангелизации с пением гимнов, остановками для проповеди. "Моя мысль заключалась в том, что политическая революция касается государства. Но необходимо для каждого человека пройти через духовную революцию, отвергнуть грех и отдать первое место в сердце своем Богу", — говорил он. Здания цирка, Михайловского манежа, где проходили его выступления, были переполнены.

    Деятельность Проханова была исключительно целенаправленной, она была пронизана словами Христа: "Я есть воскресенье и жизнь". Проханов стремился внести во все круги российского общества эту радость, желая всех соединить вокруг Христа. Уже в 1906 г. он создал Евангельский союз (не путать с Союзом евангельских христиан 1909 г.) по примеру европейского Альянса, имевшего своей задачей — объединить в городе самые различные христианские течения. Прежде всего он хотел объединить самих христиан, все христианские круги в России. Именно в поддержку этому союзу он начал в том же году издавать журнал "Христианин", предназначенный для всех ищущих истину и любящих Господа. Девизом журнала были слова Евангелия "мы проповедуем Христа распятого" и блаженного Августина: "В главном — единство. Во второстепенном — свобода, а во всем — любовь". Такие же задачи стояли и перед союзом, но он не состоялся, а журнал, созданный ради него, стал самым любимым христианским журналом для "всех, ищущих истину и любящих Господа". Удивительно, журнал был предназначен отвечать внутренним, духовным запросам верующих, и он стал таковым. Бесплатным приложением к нему был "Братский листок", имеющий информативное значение.

    Все движение евангельских христиан началось как молодежное, и в 1908 г. был создан Союз христианской молодежи. Тут же Проханов основал журнал "Молодой виноградник" как орган этого Союза. В этом же году стал выходить еженедельный листок "Сеятель", цель которого была призывать души ко Христу. Работе с молодежью во всероссийском масштабе будет положен конец в 1921 году, когда в Твери будет арестована вся конференция христианской молодежи. В этом же году кончится едва успевшая начаться работа с женщинами: состоится I съезд сестер в Екатеринославе, но продолжения таких съездов не будет, зато Проханов вскоре будет снова арестован.

    Проханов был убежден: "Нужно трудиться, пока день!" И он знал, что "день" этот короток, а надо достигнуть многих людей! Для привлечении интеллигенции Проханов использовал особый вид лекции с призывной проповедью, в этом жанре особенно преуспел Владимир Филимонович Марцинковский, облюбовавший для себя Тенишевский зал на Моховой улице, вместительный амфитеатр которого был всегда полон. После революции и до своей высылки в 1922 г. Марцинковский читал свои лекции-проповеди на темы: "Евангелие и свобода", "Революция духа", "Вера и творчество", "Смысл красоты", "Можем ли мы жить без Христа?" В этом зале выступали и барон Николаи, и сам Проханов.

    Для достижения крестьян Проханов после революции организовал сельскохозяйственные коммуны. В 1918 г. он разработал порядок устройства и устав первой евангельской общины "Сигор" в Брянской губернии, ставшей образцом для других общин, которых было всего двадцать восемь.

    На VII Всероссийском съезде в 1920 г. в Москве было принято решение — расширять поле благовестия, послать благовестников к тем народностям России, которых еще не достигла Благая весть: ненцы, коми, киргизы, казахи, калмыки. А в 1925 г. в Петрограде был брошен клич: "Христос — для язычников", то есть для магометан и народов, не слышавших о Христе, проживающих в полярном крае (самоеды, остяки), на Северном Кавказе, в Закавказье. Евангельских христиан-миссионеров Проханов называл "мои молодые орлы".

    В поле зрения Проханова находились и секты (толстовцы, хлысты), и сама православная церковь, которой он в 1922 г. направил свой "Евангельский клич", чтобы вступить с ней в диалог: не покаются ли православные, не обновятся ли духовно? Баптисты очень осуждали этот, как они называли, флирт Проханова с православием. Но вот мы сейчас, спустя почти 80 лет, стоим перед той же проблемой — необходимостью диалога. До падения царизма ни о каком диалоге не могло быть и речи, но время изменилось, и Проханов хотел содействовать "пробуждению живых элементов в среде русской церкви". У него нашлись союзники в православии, однако его противники оказались сильнее, ссылаясь на политическую опасность такого диалога.

    Для своих "молодых орлов" Проханов всегда мечтал организовать какие-либо образовательные учреждения. Он не мыслил себе, чтобы благовестник был невежественным, причем речь шла не только о богословском образовании, но и о знакомстве с общей историей, географией, литературой, русским языком. Едва появившись в Петербурге (1905-1907 гг.), он сразу организует шестинедельные курсы в доме княжны Ливен. В 1913 г. он создал двухгодичную библейскую школу и набрал студентов для нее, но началась Первая мировая война. В 1924 г. он организовал однократные девятимесячные курсы в Доме спасения.

    И вот наконец мечта сбылась: в 1925 г. на Большой и Малой Конюшенной расположились и курсы, и общежитие для студентов, и квартиры преподавателей, и канцелярия Проханова. В аренду было отдано также здание бывшей реформатской церкви после отъезда ее владельцев. (Проханов арендовал для евангельских собраний 28 церквей, кроме них — училища, школы, швейные мастерские по всему Петербургу.) За 4-5 лет эти курсы подготовили 400 проповедников. И кроме этого стали плацдармом для всего нашего современного бурного развития христианского образования в 70-е и особенно 90-е годы. Господь предусмотрел преемственность этого дела: на Библейских курсах Проханова начал преподавать молодой Александр Васильевич Керев, который в 1968 г. станет основоположником Заочных библейских курсов, а ныне — Библейского институт в Москве.

    Пробуждение в России времен революции было огромным, всесторонним и всепроникающим. Надо знать, что на каждой крупной фабрике и каждом заводе были свои евангельские группы, о чем сейчас и мечтать не приходится. Зато наше время имеет колоссальное преимущество: изжиты революционные иллюзии, тот великий обман, когда страну, пробудившуюся для Христа, поманили в противоположную сторону с помощью евангельских же изречений! О братстве людей, о достоинстве человека, о светлом будущем...

    И еще одно нужно сказать: все упомянутые события проходили на фоне революций, гражданской войны, расчленения России, разрухи, голода, эпидемий. В 1919 г. жена Проханова заболела азиатской холерой и скончалась во Владикавказе, а в Петрограде в это время проходил VI Всероссийский съезд. Петроград находился в кольце фронтов, в Петропавловской крепости расстреливали людей, царил голод, а железные дороги не работали. Но первым вопросом съезда был вопрос о благовестии. Для верующих это был вопрос смысла жизни, важнее, чем исход гражданской войны, важнее хлеба насущного.

    Проханов мог жестоко страдать от потери жены и от неизвестности относительно своих сыновей, мог голодать, имея в качестве ежедневного питания морковный чай с сухарями, но его никто никогда не видел сломленным, упавшим духом. Когда придет его час, он и умирать будет с верой и улыбкой ободрения для окружавших.

    Проханов издал восемь нотных сборников гимнов, 1443 песни! Из них 624 сочинены им самим, 413 переведены, остальные принадлежат другим авторам. Все глубокие духовные переживания Проханова — в его гимнах: "Да, я спасен, спасен я от блужданий пытливого и гордого ума...", "Я знаю, в Кого я верю, ничто меня с Христом не разлучит", "Слушайте повесть любви в простоте, слушайте дивный рассказ: Бог нас навеки простил во Христе, Бог нас от гибели спас!" Это его гимны, это наши гимны.