Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
ОДИНОЧЕСТВО ВДВОЕМ / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Общество / ОДИНОЧЕСТВО ВДВОЕМ
<В редакцию газеты "Мирт" пришло письмо из Екатеринбурга, коллективным автором которого является группа "Семья". Большую его часть занимает статья лидера группы, озаглавленная "Как спасти человечество" (к сожалению, мы не можем сообщить фамилии лидера, так как не имеем на это его разрешения). В понимании автора статьи спасение человечества возможно только через создание нового общества, состоящего из людей "с высоким качеством воспитания". Именно эти люди будут способны решить все глобальные проблемы, стоящие перед Россией и перед всем миром на современном этапе его развития. Достижение этого "высокого качества" воспитания, в свою очередь, возможно лишь после формирования в обществе "новой морали в отношении полов" и появления "полноценных семей, создающихся с целью рождения и воспитания детей с высоким качеством воспитания".

"Для того чтобы осуществился процесс создания полноценной семьи, — пишет автор, — необходимо принятие обществом новой "цепочки": любовь — интимный союз — брак (полноценная семья)... Интимный союз — это определенное условиями существование пары до брака. Вот эти минимально необходимые условия:
  1. Любовь, включая интимную близость при совершеннолетии;
  2. Информированность об этом родителей пары;
  3. Совместный быт;
  4. Отсутствие детей (обладание культурой предохранения). Данный союз продолжается до момента рождения желанного ребенка. С момента появления потомства заключается брак (создается полноценная семья)".

    Мы поместили отрывки из этого письма только потому, что данное мнение является очень распространенным в современном мире и особенно популярно среди молодежи. Увы, но мы уже живем в этом "новом обществе", о котором авторы "новой морали" лишь упоминают как о некоем идеале. В обществе, где пресловутых "интимных союзов до брака" (или "вне брака") едва ли не больше, чем браков зарегистрированных. Спасло это нас? Нет! Более того, именно это нас и погубило, так как привело к разрушению семьи.

    Казалось бы, азбучные истины. Но почему так устойчивы заблуждения, которые упорно выдаются за единственно верные способы спасения, пути выхода из кризиса и т. д. Попробуем в этом разобраться.

    Идея "интимного союза до брака" по своей сути не нова. Если мы посмотрим работы историков и этнографов по изучению так называемых "первобытных" обществ, то мы увидим, что практика добрачных союзов или свободных отношений до брака была распространена в большинстве культур, находившихся по степени развития орудий труда на уровне каменного века. Пережитки таких отношений сохранялись и в более позднее время даже в таких высокоразвитых цивилизациях, как шумерская, египетская, древнегреческая, древнеримская и т. д. (согласно мнению некоторых крупных историков именно разложение нравственных ценностей стало одной из основных причин падения этих цивилизаций). И только с принятием христианства парная семья становится тем образцом создания супружеских взаимоотношений, который воспринимается сейчас как само собой разумеющийся.

    Тем не менее практика свободных отношений не только продолжается, но, как показал ХХ век, даже набирает силу и вновь становится альтернативой христианского брака. Причин такой живучести неупорядоченных супружеских отношений довольно много. Назовем некоторые из них.

    Физиологические причины. Процессы, происходящие в организме мужчин и влияющие на динамику их сексуального возбуждения, отличаются от тех, что происходят в организме женщин. Они более спонтанны, неконтролируемы и объектно обезличены. То есть объектом, способным вызвать сексуальное желание у мужчины, могут выступать многие, а не одна женщина. При этом основным фактором, вызывающим это возбуждение, может быть лишь их внешняя привлекательность. Мужчинам, таким образом, труднее противостоять искушению и, вероятно, поэтому Христос сказал именно мужчинам: "А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем".

    Социальные причины. По статистике, число рождающихся девочек и мальчиков примерно равное. Но девочки физиологически более жизнеспособны, их организм лучше приспосабливается к окружающим условиям и т. д. Мальчики же (а затем и мужчины) более склонны к риску и чаще попадают в ситуации, связанные с опасностью для жизни. Поэтому смертность среди мальчиков, юношей и мужчин выше, чем у девочек, девушек и женщин. В результате, если число новорожденных мальчиков и девочек примерно равно, то к 18-20 годам девушек становится больше, чем юношей их возраста, и, соответственно, чем старше по возрасту социальная прослойка населения, тем больше разница в количественном соотношении представителей обоих полов в пользу женщин. Число девушек и женщин, желающих вступить в брак, соответственно, превышает число мужчин, готовых им этот брак предложить, что приводит к негласному многоженству, а проще говоря, к супружеским изменам и неверности, длящихся иногда годами. Стремление "восстановить справедливость", опосредовано выраженное в движении женщин за равноправие, осознанно или неосознанно толкает многих из них на совершение таких же действий, суть которых есть блуд и прелюбодеяние.

    Психологические. Как известно, любовь — это чувство, нуждающееся в бережном к нему отношении, заботе и постоянном эмоциональном подкреплении. Любовь не может существовать сама по себе, если не стараться ее сохранять и развивать, что требует как минимум желания, не говоря уже о затрате физических, эмоциональных, финансовых и прочих ресурсов. К сожалению, значительная часть мужчин и женщин, вступая в брак, думают прежде всего о том, что они будут от него иметь, и лишь затем о том, что они будут в него вкладывать. Вкладываем же мы, по нашему мнению, больше, чем получаем (такова психология современного человека). А любовь, никем не оберегаемая, между тем уходит, в то время как желание любить и быть любимым остается. Заканчивается все, как правило, поиском нового супруга или супруги, способных удовлетворить эту потребность в любви.

    Факторов, способствующих возникновению внебрачных союзов и разрушающих существующие браки, на самом деле гораздо больше. Здесь приведены лишь наиболее заметные, лежащие, так сказать, на поверхности. И с ними сталкиваются не только мирские, но и христианские семьи. Общий же итог таков — психологически, финансово и физически вне брака современному человеку находиться проще и безопаснее, чем в браке. Меньше ответственности, меньше стрессов, больше свободы и независимости. При этом возможностей получить сексуальное удовлетворение у людей холостых не меньше, а иногда и больше, чем у людей, находящихся в браке, а значит, зависимых от настроения, физического состояния или просто желания своей "второй половины". Таким образом, чуть ли не единственным фактором, сохраняющим современные семьи, являются дети. Они часто выступают в роли той "ценности", ради которой мужчина и женщина остаются жить вместе. Именно поэтому основной задачей семьи в том письме, с которого началась статья, определяется достижением "высокого качества" воспитания детей. А потребности мужа? А потребности жены? Они не учитываются. Родители выступают придатками своих детей, необходимыми лишь до тех пор, пока дети не станут взрослыми и не окажутся в такой же роли по отношению к своим детям. Муж и жена обречены на совместное одиночество, так как они друг для друга не представляют интереса как самостоятельные личности. И это мы видим во многих семьях реально, когда супруги, уже фактически не имея своего имени, обращаются друг к другу как "папа" и "мама", тем самым ориентируясь в своем общении на детей. Вот уж, действительно, "одиночество вдвоем"!

    Как этого избежать? Господь нам указывает на единственно верный путь построения семейных отношений практически с самого начала Своего Слова: "Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть". Затем он неоднократно возвращается прямо или косвенно к вопросам, связанным с тем, какой Он хочет видеть христианскую семью, какими в ней должны быть роли у мужа, у жены и у их детей, какими Он желает видеть взаимоотношения между членами семьи. Это очень большая и очень важная тема как для Господа, так и для нас с вами. Особенно сегодня, когда само понятие незыблемости, ценности и святости брака ставится современным обществом под сомнение.

    Разговор о том, какой должна быть христианская семья и о том, что для этого необходимо делать, мы продолжим в следующих статьях. С более конкретными вопросами по этой теме можно обратиться в наш центр, одной из основных задач деятельности которого является помощь христианским семьям.