Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
МИССИОНЕР НЕ ДОЛЖЕН ДАВАТЬ ВЗЯТКИ / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Общество / МИССИОНЕР НЕ ДОЛЖЕН ДАВАТЬ ВЗЯТКИ
МИССИОНЕР НЕ ДОЛЖЕН ДАВАТЬ ВЗЯТКИ
МИССИОНЕР НЕ ДОЛЖЕН ДАВАТЬ ВЗЯТКИ
24.09.2011
996
письмо директора Кестонского института (в сокращении)

В № 1(26), 2001 газета "Мирт" опубликовала материалы круглого стола, затрагивающие проблемы миссионерской деятельности в России. Статья, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию, развивает затронутую нами тему.

    В Москве и Пекине к западным миссионерам относятся настороженно и видят в них агентов политического и экономического влияния. Западные миссионеры должны вести себя уважительно по отношению к местной религиозной культуре. Они должны удостовериться в том, что отдают приоритет основным элементам в традиции их веры, а не действуют бессознательно, как продавцы современной американской поп-культуры, которая стоит гораздо дальше от христианских принципов, чем та традиционная культура, которую они пытаются вытеснить. Они и лидеры их деноминаций должны добиваться религиозной свободы для всех, а не только для себя. Протестуя против законов, ограничивающих законную евангелизацию, западные миссионеры должны придерживаться более высоких этических норм, чем просто соблюдение гражданских законов.

    Я бы рекомендовал миссионерам прочесть эссе, написанное старым другом Кестона Бертом Бичем из Ассоциации международной религиозной свободы. Несмотря на то, что доктор Бич исповедует адвентизм и работает преимущественно для организаций, спонсируемых адвентистской церковью, он написал текст, который должен быть изучен всеми, кто занимается миссионерской деятельностью или защитой свободы совести. Полный текст работы доктора Бича можно найти на сайте http://www.irla.org, я процитирую только основные мысли.

    Доктор Бич настаивает на том, что у миссионеров, кроме законных прав, есть и нравственная ответственность. Он полагает, что самые неверные формы евангелизации проходят под эгидой этического поведения, а не установленных законом ограничений. Ложный прозелитизм происходит вследствие нарушения нравственных, а не юридических норм.

    Для иностранных миссионеров, работающих в таких странах, как Россия или Китай, доктор Бич предлагает следующие правила: "Необходим особый такт и понимание культурных традиций страны. Не следует использовать в своих интересах уязвимое положение бедных слоев населения. Категорически отказаться от ложных или сомнительных заявлениях о чудесных исцелениях и явлениях. Не оказывать какого-либо давления на людей с целью убедить их отказаться от религии отцов. Не использовать финансовых или каких-либо других материальных стимулов или образовательных привилегий с целью "обращения" людей.

    Избегать использования уничижительной терминологии ("идолослужители", "вавилонская блудница", "еретическая религия"). Не обвинять большие традиционные церкви в отсутствии духовной или миссионерской жизни. Не разжигать ненависть, междоусобную брань и враждебную конкуренцию. Не использовать принудительных и манипулятивных методов евангелизации для привлечения паствы, в том числе при помощи рекламы, рассчитанной на человеческое легковерие. Не использовать социально-экономическую и политическую власть в приобретении членов церкви. Не дискредитировать искусство, используемое в церкви, как нарушение первой или второй заповедей.

    Доктор Бич предложил правила, которые частично совпадают с тем, что я изложил в антологии "Прозелитизм и православие в России: новая война за души". Моя работа предлагала несколько инструкций для американских миссионеров в России. Вот они:
  1. Миссионер должен потрудиться изучить язык, культуру и историю народа, который он намеревается "спасать".
  2. Миссионер не должен вести себя так, как будто Евангелие и американский образ жизни идентичны.
  3. Миссионер не должен вести себя так, как будто "просвещенными" и "реформистскими" можно считать только тех православных христиан, на которых оказали влияние современные западные течения.
  4. Миссионер не должен жертвовать духовными нуждами своей русской аудитории ради жажды миссионерской экспансии.
  5. Миссионер не должен пользоваться доверчивостью аудитории.
  6. Миссионер не должен давать взятки.
  7. Миссионер не должен требовать, чтобы все страны в мире копировали современную американскую модель отношений государства и церкви.
  8. Миссионер должен соблюдать и защищать религиозную свободу для всех, а не только для своих единоверцев.
    Мне известны конкретные примеры нарушения этих правил некоторыми миссионерами. Например, в начале 90-х миссионеры искали и часто находили доступ в государственные школы, чтобы проповедовать школьникам в обычное для занятий время. Такое пренебрежительное отношение к правам родителей, которые не разделяют протестантскую веру, вызвало реакцию, результатом которой явились запреты на аренду помещений в школе для религиозных меньшинств даже по воскресеньям, когда школы свободны.

    Вероятно, самая деликатная тема, затронутая мною, — взяточничество. Кроме некоторых достойных исключений, таких, как протестантский богослов Марк Эллиот, западные миссионеры с большим нежеланием обсуждают этот предмет открыто. Поразительно, но в основной массе западные миссионеры пострадали от жесткого религиозного закона 1997 года меньше, чем традиционные протестантские меньшинства. Взяточничество не является основной причиной этого, но сыграло здесь существенную роль по крайней мере для определенных организаций.

    В 1997 году официальное лицо в провинциальном сибирском городе поведало Кестону о том, как миссионерские организации предлагали его предшественникам и коллегам наличные деньги и бесплатные поездки в Западную Европу и как некоторые из этих предложений были приняты. Использование подобной нечистоплотной тактики может на короткое время достичь цели благоприятного отношения местных властей к миссионерской организации, но оно наносит непоправимый ущерб всем верующим. Взятки подталкивают российских чиновников, которые и так достаточно коррумпированы, к практике создания искусственных барьеров для нормальной религиозной жизни и взимания платы для устранения этих барьеров. Группами, которым такие суммы менее всего по карману, являются традиционные церкви без богатого иностранного спонсора, то есть те, от кого больше всего зависит духовное будущее России.

    Даже косвенные взятки, такие, как "гуманитарные" подарки правительственным структурам или "плата за консультационные услуги", отравляют нравственный и юридический климат, который честные люди, а в особенности христиане, должны стараться взращивать в России. Все аргументы, предложенные в защиту такой практики, построены на формуле "цель оправдывает средства" — принципе, с которым никакой истинный христианин не может согласиться.

    Эти заявления Кестона заставляют чувствовать себя неуютно многих наших друзей. Однако они должны помнить, что Кестон является центром науки и защиты религиозной свободы, а не PR-агентством для миссионеров. Этот факт является одной из ключевых причин, по которой мы пользуемся доверием как у правительственных служащих, так и у журналистов, как на Востоке, так и на Западе. Именно поэтому мы можем говорить о правах миссионеров гораздо эффективнее, чем они могут говорить сами о себе. И последнее.

    Религиозные лидеры (так же, как и лидеры политические) нуждаются в "проверках на реальность" со стороны хорошо осведомленных наблюдателей вне их организаций.