Главная / Статьи / Общество / БЕСПРАВИЕ ЕВРЕЕВ - БЕЗМОЛВИЕ ХРИСТИАН
БЕСПРАВИЕ ЕВРЕЕВ - БЕЗМОЛВИЕ ХРИСТИАН
БЕСПРАВИЕ ЕВРЕЕВ - БЕЗМОЛВИЕ ХРИСТИАН
24.09.2011
1350
Слово «антисемитизм» придумал Вильгельм Марр. В 1879 году он рассчитывал стать лидером мощного международного движения евреененавистников в Германии. Чтобы распространенное тогда немецкое «юденхасс» (ненависть к евреям) звучало не столь грубо, Марр заменил его на «антисемитизм», имеющий некий научный оттенок.


Две тысячи лет на чемоданах


Первый президент Израиля Хаим Вейцман (1874-1952) заметил однажды, что в мире есть два типа стран: те, которые хотят изгнать евреев, и те, которые не желают их принять. Действительно, не найдется, наверное, ни одной страны, которая так или иначе не была бы причастна к гонениям на евреев. Если представителям этого народа удавалось обосноваться в какой-либо стране, они знали, что это не надолго. Поэтому их жизнь проходила в постоянном страхе или, в лучшем случае, с «чемоданным настроением».

В свое время Испания преуспела в гонениях на евреев. Когда Америка празднует свое открытие, евреи всего мира тоже вспоминают этот день, но не как праздник, а как день великой скорби. «В том же месяце, когда их величества Фердинанд и Изабелла издали указ, по которому все евреи должны быть изгнаны из королевства, в том же месяце они отдали мне приказ предпринять экспедицию для открытия пути в Индию», – так начинает свой дневник Христофор Колумб. 30 июля 1492 г. вся еврейская община (около 300 тыс. человек) должна была покинуть Испанию. Капитаны испанских кораблей за огромные деньги брали изгнанников на борт, чтобы потом просто выбросить их посреди моря. Погибли десятки тысяч беженцев. Разбойники на суше вспарывали им животы в надежде найти там сокровища, так как были уверены, что евреи проглатывают свои бриллианты и золото. В истории еврейского «бегства», их бесконечных вынужденных странствиях, как мы увидим, немало леденящих кровь фактов. Инициатором той испанской «чистки» был великий инквизитор Фома Торквемада.

Все же первенство по части гонений на евреев в масштабах всей страны следует отдать Англии. В 1290 году здесь сложилась ситуация, когда многие дворяне сильно задолжали еврейским ростовщикам. Повод избавиться от них нашелся сам собой: религиозные мотивы. Тогда впервые прозвучало обвинение евреям в ритуальных убийствах, а чтобы высылка прошла незамедлительно, без суда и следствия были повешены 19 ростовщиков. Так лихо удалось избавиться от кредиторов. В самом большом выигрыше оказался король Эдуард I, который прибрал всю собственность изгнанных евреев для своей семьи.

Опыт англичан показался удачным. Скоро, руководствуясь тем же обвинением, стали массово изгонять евреев фактически из всех европейских стран: из Франции в 1306 и 1394 гг., из Венгрии в 1349–1360гг., из Австрии в 1421г., из германских княжеств в IV–VII вв., из Литвы в 1445 и 1495 гг., из Португалии в 1497 г., из Богемии и Моравии в 1744–1745 гг.

После образования государства Израиль, между 1948 г. и 1967 г., почти все евреи Адена, Алжира, Египта, Ирака, Сирии и Йемена покинули эти страны, опасаясь за свою жизнь, хотя официально их высылка не декларировалась.

Лютер, Маркс, Гитлер


О причинах антисемитизма можно говорить бесконечно, погружаясь глубже и глубже в пучину «еврейского вопроса». И кто только об этом не писал! Но ни одно, даже самое серьезное исследование не сформулировало пока эти причины в комплексе и не указало мотивы беспрецедентной по накалу ненависти вражды к евреям у самых разных народов и их правителей. Среди таких причин называют религиозные, политические, экономические, военные и какие угодно. Тема необъятная, поэтому вспомним лишь несколько исторических фигур недавнего времени, повлиявших на развитие антисемитизма лишь в одной стране – Германии, где, как мы уже знаем, получил право на жизнь сам термин.

Мартин Лютер – крупнейшая фигура Реформации, отец протестантизма, относился к евреям весьма неоднозначно. Восстав против Ватикана, сначала он был уверен, что добьется того, чего не смогла достичь католическая церковь – обратить всех евреев в христианство. В 1523 году Лютер написал памфлет «Иисус Христос был евреем», где объявил все обвинения против евреев клеветой и осудил церковь за гонения и притеснения евреев. С присущей ему прямотой он писал в этом трактате, имея в виду католическую церковь: «Если бы я был евреем, а такие твердолобые идиоты проповедовали христианство, я скорее бы стал свиньей, чем христианином». Но германские евреи не оценили всей важности протестантского богословского демарша, и Лютеру понадобилось почти двадцать лет, чтобы убедиться: евреи какими были, такими предпочитают и оставаться. Тогда разочарованный и разгневанный Лютер сформулировал против евреев восемь требований: 1. Сжечь все синагоги. 2. Разрушить все еврейские дома. 3. Конфисковать все еврейские книги. 4. Запретить раввинам обучение. 5. Конфисковать еврейскую собственность. 6. Заставить евреев заниматься физическим трудом. 7. Запретить евреям путешествовать. 8. Если это не поможет, изгнать всех евреев.

Через некоторое время под влиянием своих более умеренных соратников и германских князей Лютер несколько остыл и признал, что он погорячился. С кем не бывает? Зато спустя 400 лет выдвинутые Лютером требования получили свое воплощение. Гитлер с гордостью называл Лютера учителем и союзником: «Он видел евреев такими, какими мы только начинаем видеть их сегодня». Началом осуществления своего видения Гитлер выбрал знаменательную дату – день рождения Мартина Лютера. В ночь с 9 на 10 ноября 1938 года нацисты осуществили по всей Германии самый страшный еврейский погром, вошедший в историю под названием «Кристалл нахт» (хрустальная ночь). Позже имя Лютера еще не раз упоминалось нацистами, прозвучало оно и на Нюрнбергском процессе. Юлиус Штрейхер – один из главных идеологов рейха, приговоренный к повешению, оправдывался тем, что он не говорил о евреях ничего хуже того, что давно уже было сказано о них Лютером.

Не менее поучительный пример того, как можно дойти до крайних форм проявления антисемитизма, показывает нам другая историческая личность. Карл Маркс, внук ортодоксального раввина, был обращен в христианство в возрасте шести лет, но ни верующим, ни религиозным человеком он не стал. Его первая крупная работа «К еврейскому вопросу» проникнута прямо-таки нацистской ненавистью к евреям, иудаизму, а заодно и к христианству. В этой работе он выступает истинным материалистом: «Каков мирской культ еврея? Кто его мирской бог? Деньги. Деньги – это ревнивый бог Израиля». Сочинение Маркса, хотя и написанное евреем, понравилось Гитлеру еще больше, чем религиозный пафос Лютера. Гитлер признавался, что многие его антисемитские идеи выработались под влиянием этого труда. Раз уж мы коснулись одного из самых парадоксальных явлений антисемитизма – евреев-антисемитов, то нельзя не вспомнить еще одного из самых ревностных евреененавистников, Льва Троцкого (Бронштейна). В связи с этим придется вернуться в Россию.

Наследники Вещего Олега


«Как ныне сбирается Вещий Олег отмстить неразумным хазарам...» Эта популярная в свое время белогвардейская песня воспевает интереснейший эпизод в истории России.

Как известно, прежде чем было принято христианство на Руси, князь Владимир, языческий правитель, долго сомневался, к какой религии примкнуть. Он приглашал к себе представителей христианского, иудейского, исламского духовенства и отправлял посольства в их страны, чтобы выяснить, какая вера для русских более любезна. И мало кто знает, что примерно то же самое происходило два с половиной века раньше в нижнем течении Волги, в государстве Хазария. В 740 г. правитель тюркского происхождения Булан, как и князь Владимир, пригласил к себе иудеев, христиан и мусульман, чтобы они указали главные достоинства своей веры. Князь Владимир интересовался больше внешними формами богослужений и практическими нормами повседневной жизни разных религий. По легенде, князь отверг веру мусульман, потому что она запрещала пить вино, без которого, как он считал, на Руси жить совершенно невозможно.

В отличие от Владимира, Булан интересовался больше вероучительными вопросами и священными книгами. Так, он увидел, что христиане и мусульмане признают иудаизм верной религией, а в книгах, написанных пророком Моисеем, видят божественное откровение, пусть и дополненное последующими откровениями. Но ни те ни другие не признают книги друг друга – Новый Завет и Коран. Следовательно, рассуждал Булан, истинной является только Тора (Пятикнижие), так как признается всеми и не вызывает враждебных разногласий. Поэтому он избрал иудаизм. Вскоре Хазария наполнилась евреями и просуществовала как независимое иудейское государство более двух веков. В 969 г., незадолго до принятия христианства на Руси, Хазария была разрушена и уничтожена русскими во главе с легендарным полководцем, воспетым в песнях. Если бы Гитлер знал о победах Вещего Олега, он, возможно, сказал бы, что Олег уже тогда видел евреев такими, какими он, Гитлер, только сейчас их увидел.

Так складывались отношения между русскими и евреями. С V века евреи если и проникали на территорию Руси, то быстро находили там гибель. Вплоть до 1771 г. евреям категорически запрещалось жить в России. За чертой оседлости оказалась Украина (Малороссия), где и поселилось много евреев. Но именно там произошел такой крупный погром, что нацистские преступники не идут тут ни в какое сравнение. Богдан Хмельницкий, украинский гетман, возглавил восстание против польского владычества. Евреи и сами находились в подневольном положении у польского дворянства, но именно это и вменилось им в вину. С 1648 по 1649 гг. казацкие отряды уничтожили более 100 тыс. евреев, убивая всех без разбора. «С евреев сдирали кожу, а их тела скармливали собакам. Многих заживо погребали... Разрезали животы и сажали туда живых кошек, отрубая при этом жертвам руки, чтобы они не смогли их вытащить... Из беременных женщин вынимали неродившихся детей и бросали им в лицо...» Описание следующих зверств опускаю – не поворачивается рука. Трудно поверить, что люди, созданные по образу и подобию Бога, способны на такое. И удивительно, что в «памяти народной» подобные вещи не задерживаются. Зато Богдана Хмельницкого помнят как национального героя. Ему ставят памятники, называют его именем города, улицы и села, и не только на Украине.

В России погромы начались с 1881 года. К тому времени здесь жили более половины евреев всего мира. Слово «погром» лишь формально можно отнести к трем волнам гонений на евреев в России (1881–1884, 1903–1906, 1918–1920гг.). Просто оно применяется к любым антисемитским выступлениям. А таковых даже не счесть. Чтобы понять масштабы этого явления, можно обратиться к фундаментальному исследованию на эту тему А. И. Солженицына «300 лет вместе».

Рыкающий лев


Все-таки суть антисемитизма можно понять только с христианской точки зрения. Экономические и политические факторы никак не объясняют звериной ненависти по отношению к евреям. Материалистический аргумент Маркса (деньги – ревнивый бог Израиля) рухнул вслед за марксизмом. Сегодня, кажется, все народы мира готовы преклониться перед идолами в виде зеленых ассигнаций. При чем здесь евреи? Но если принять богословскую точку зрения на народ Израиля как прообраз церкви Христа, то многое прояснится. Между христианством и иудейством существует, как между двумя полюсами, сильное притяжение и столь же сильное отталкивание. Христианство вышло из иудейства, Новый Завет из Ветхого. Апостол Павел больше всех боролся с иудейским фарисейством и законничеством, желая при этом «быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (Рим. 9:3). И сам Христос, как писал об этом Лютер, еврей по плоти. «Кощунство над иудейством – кощунство над Плотью Христовой», – писал Мережковский. Можно добавить, что гонение и издевательство над евреями – издевательство над Телом Христовым, над Его церковью. А кто главный враг Христа и Его Церкви – он прикрыт «вратами ада». Рыкающий лев, который ищет, кого бы поглотить в отчаянии, – ему осталось не много времени. Он терзает еврейский народ, как будто терзает плоть Христа. Гонители евреев снова и снова распинают Его плоть.

Мы не знаем Христа по плоти. Мы наследники и дети Авраама не по плоти, а по духу. Но нельзя заявлять, что все еврейские проблемы к нам больше не относятся. Бесправие евреев – безмолвие христиан. Внешнее насилие над ними – внутреннее насилие над нами.

Что мы можем сделать для евреев? Провозгласить на весь мир, что антисемитизм – это мерзость и позор? Но это признание давно уже сделано. Остается только бороться вместе с евреями против антисемитизма в его сатанинском демоническом обличии. А это уже брань духовная, и на этом поле брани мы должны быть вместе.