Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
ПАТРИОТЫ ЛИ ПРОТЕСТАНТЫ? / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Общество / ПАТРИОТЫ ЛИ ПРОТЕСТАНТЫ?
ПАТРИОТЫ ЛИ ПРОТЕСТАНТЫ?
ПАТРИОТЫ ЛИ ПРОТЕСТАНТЫ?
24.09.2011
1616
ПАТРИОТИЗМ (от греч. patriotes — соотечественник, patris — родина), любовь к родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства.

ПРОТЕСТАНТИЗМ (от лат. protestans, род. п. protаstantis — публично доказывающий), одно из основных направлений в христианстве.


    В хорошем, еще советском фильме «Старый Новый год» один из героев периодически, выпив горькой, пускал слезу и, задумчиво глядя куда-то вдаль, говорил: «Эх! Вот отпущу бороду, надену русскую рубаху и пойду бродягой по Руси!» Комичность ситуации обуславливалась еще и тем, что, судя по сценарию, он большую часть времени проводил за границей на гастролях и его это вполне устраивало, и все понимали, что менять он ничего не собирается. Понимаю, что рискую выглядеть так же нелепо, но, чтобы не кривить душой и быть откровенным, оговорюсь, я, несмотря на заявленную тему, часто очень устаю от нашей российской действительности и от нас самих, и при первой возможности стремлюсь вырваться из нее, хоть на один-два дня, и делаю это с удовольствием. И все же...

    Вспомним слова Екклесиаста: «Всему свое время». Это имеет отношение и к патриотизму. Еще несколько десятков лет назад в России на так называемое патриотическое воспитание были брошены огромные силы — школа, пресса, литература, кино. Полагаю, что государство в этом преуспело и те немногие, кто привязанностью к месту своего рождения не отличался и подчеркивал, что его адрес «не дом и не улица», не Советский Союз и даже не Евразийское пространство, именовались обидным, не всеми однозначно понимаемым словом «космополиты». Такие автоматически переходили в категорию лиц нетрадиционной политической ориентации — диссидентов.

    Сегодня ситуация складывается несколько иначе, и уже те, кто пытаются робко заявить о своей любви к родине, рискуют прослыть красно-коричневыми. Слово «патриотизм» у нас с некоторых пор стало ассоциироваться либо с группой бабушек, стоящих под красными знаменами и яростно проклинающих всех, либо с подростками-лимоновцами или скинхэдами, либо с людьми, именующими себя христианами определенной конфессии, чья любовь к отеческим гробам сводится зачастую к простой ненависти ко всему остальному миру.

    На протяжении всей истории христиане весьма по-разному относились к тому, что принято называть Родиной. Да и что это такое? С чего она начинается и чем заканчивается? Для одних сегодня это свой родной город или село, для других это вся Россия, а для многих и рухнувшая империя СССР. В V веке некоторые христиане достаточно спокойно взирали на падение Римской империи, в которой они проживали и гражданами которой многие были. В то же время, испанец Орозий в своей истории «Против язычников» в буквальном смысле слова скорбит о гибели империи, которая для него была гораздо больше, чем просто «тюрьма народов» того времени. Он пишет: «Я римлянин среди римлян, христианин среди христиан, человек среди людей. Общность законов защищала меня: повсюду я был у себя дома».

    Протестантизм и патриотизм. Сегодня в России эти слова, выражаясь современным языком, из разных баз данных. О протестантах сложилось мнение как о людях, которые, мягко говоря, не очень любят свою страну. Оно возникло не на пустом месте. Мы сами этому немало поспособствовали. Хорошим тоном в последнее время именно в некоторых «продвинутых» протестантских кругах стало употребление таких выражений, как «в этой ненормальной стране», «с этими безумными законами», «с этим народом» и т. д.

    Удивительно, но в XVI веке только что появившихся протестантов обвиняли как раз в том, что они ставили национальные интересы выше интересов церкви. Выскажу предположение, которое многим покажется весьма спорным, что укрепление и рост протестантских общин в истории всегда совпадал и будет совпадать с ростом так называемого национального самосознания верующих.

    Трудно не согласиться с часто упоминаемым изречением «Наше отечество на Небесах», как трудно и не согласиться с тем, что «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10:37-38). Вопрос лишь в том, каким образом мы достигаем этого преобладания в любви к небесному над любовью к земному. За счет чего мы имеем эту разницу? Можно, например, так не любить своих близких, что по сравнению с этой «любовью» наша любовь к Богу будет казаться значительной. Аналогичная ситуация и с отношением к нашей земной и небесной Отчизне.

    Я, конечно, не призываю, броситься из одной крайности в другую и утверждать, что Россия — родина слонов. Мы это уже проходили. Просто критика всегда действенна, когда она исходит изнутри, а не извне. Можно и нужно говорить о том, что нас раздражает, что порой просто выводит из себя в нашей стране, городе или даже церкви. Просто можно это делать снисходительно, как бы сверху вниз, цинично, словно открывая наготу отца своего, а можно совсем иначе. Когда любая рана моей страны становится и моей раной, когда не смотришь вокруг сквозь розовые очки, но видишь все как есть, то действительность иногда приносит радость, а иногда раздражает. Но это не просто раздражение, это настоящая боль, когда до слез обидно и порою хочется плакать, когда сердце болит за Россию. Это наша страна, это наш город, это наш народ, это наше правительство в конце концов! Наша ответственность за происходящее на нашей земле, в нашем обществе гораздо больше ответственности людей неверующих. У нас гораздо больше сил. Мы можем и должны молиться за наш народ, за нашу Родину, за власти, но делаем ли мы это?

 

НА ДНЕ ПРЕИСПОДНЕЙ

Памяти А. Блока и Н. Гумилева

С каждым днем все диче и все глуше
Мертвенная цепенеет ночь.
Смрадный ветр, как свечи, жизни тушит:
Ни позвать, ни крикнуть, ни помочь.

Темен жребий русского поэта:
Неисповедимый рок ведет
Пушкина под дуло пистолета,
Достоевского на эшафот.

Может быть, такой же жребий выну,
Горькая детоубийца — Русь!
И на дне твоих подвалов сгину,
Иль в кровавой луже поскользнусь,
Но твоей Голгофы не покину,
От твоих могил не отрекусь.

Доканает голод или злоба,
Но судьбы не изберу иной:
Умирать, так умирать с тобой,
И с тобой, как Лазарь, встать из гроба!

Максимилиан ВОЛОШИН
1922