ФЕНОМЕН РОССИЙСКОГО ПРОТЕСТАНТИЗМА
24.09.2011
1043
ВЫШЕЛ ИЗ ПЕЧАТИ И ПОСТУПИЛ В ПРОДАЖУ КЕСТОНСКИЙ СПРАВОЧНИК ПО РЕЛИГИИ В РОССИИ
Эта книга на русском языке подытоживает результаты уникального, проведенного Кестонским институтом в 78 из 89 регионов Российской Федерации исследования. Выявилось широкое разнообразие верований и обрядов, позволяющее сделать интересные, подчас необычные выводы. Тщательная социологическая работа на местах принесла такие, в частности, результаты:
— Очень немногие в России систематически придерживаются одного вероисповедания; многие переходят из одного в другое.
— Тревога по поводу «тоталитарных сект» большей частью необоснованна.
— В Сибири православные составляют лишь очень тонкий слой населения.
— В северных районах европейской части России сохраняется уважение и достоинство личности, что отражается в жизни местной православной церкви.
— Протестантизм привлекает обращенных из культурной среды, и его политическое влияние растет.
— Обвинения православной церкви в «прозелитизме» католиков необоснованны, посколько католичество расширяется самопроизвольно, и большинство обращенных относится к интеллигенции.
— В определенных национальных общинах — особенно среди чувашей, мари и удмуртов — растет число язычников.
Эти и многие другие проблемы широко освещены в справочнике «Религия и общество: Очерки религиозной жизни современной России», под редакцией московского социолога Сергея Филатова, который рекомендуется для чтения для каждому, кто хочет разобраться в данной сложной теме.
(отрывок из книги Кестонского института «Религия и общество: Очерки религиозной жизни современной России»)
После распада СССР не только среди представителей различных религий, но и светских наблюдателей было широко распространено представление о том, что идеологический вакуум, возникший после падения коммунизма, будет быстро заполнен возрождающейся верой. Эти представления были опровергнуты временем: Россия остается одной из самых секуляризованных стран. Успехи и православия, и протестантизма, и католицизма, и ислама, и новых религиозных движений гораздо скромнее ожиданий конца 80-х гг. Тем не менее на этом общем скромном фоне успехи протестантизма наиболее значительны. Во многих городах (в основном на Дальнем Востоке и в Сибири) уже сейчас на рядовых воскресных богослужениях в протестантских церквах присутствует больше верующих, чем в церквах православных. Практически все конфессиональное многообразие протестантизма не только привилось, но и укоренилось на русской почве. Протестантские общины не только растут быстрее всего, но и социально-демографический состав их наиболее перспективен — молодежь, мужчины, специалисты, бизнесмены...
За 12 лет появилась многочисленная протестантская интеллигенция, которой никогда раньше не было. Современные российские протестанты, по сравнению с представителями других вероисповеданий, в том числе и православными, отличаются гораздо большим интересом к богословским вопросам. Целые направления протестантизма возникают в наши дни в результате спонтанных богословских поисков отдельных искателей истины. Так, например, вновь возникла российская реформаторская церковь. Самостоятельно изучая Библию, несколько групп провинциальной интеллигенции пришли к ортодоксальному кальвинизму. Свое начало современное реформаторство берет в библейских обществах, возникших в 1991 г. И хотя в начале 90-х гг. таких обществ возникало множество, два общества, в Москве и Твери, занялись изучением не только Библии, но и различных христианский учений. Еще одна особенность этих обществ состоит в том, что они были созданы не по инициативе какой-либо церкви (как это бывало обычно), а независимой группой заинтересованных людей. В процессе изучения их привлек кальвинизм. С 1991 по
1993 год эти общества занимались изучением кальвинизма и одновременно налаживали контакты с иностранными церквами. В 1993 г. установили контакт с Голландской консервативной церковью реформатов. С ее помощью общества по изучению Библии были превращены в полноценные церкви. Сначала были сформированы церкви в Москве и Твери. Позднее таким же образом возникают церкви в Брянске, Омске.
Если о протестантской культуре можно говорить лишь в будущем времени, то в области социально-политической протестантское присутствие уже состоялось. Макс Вебер с его идеями «протестантского духа капитализма» воспринят как руководство к действию. Некоторые экономисты, социологи, бизнесмены пришли к протестантизму, исходя из представлений о том, что только в этой вере возможен честный, посвященный Богу труд в миру, и только в этой вере может быть построен справедливый, «христианский» общественный порядок. Сейчас действует несколько серьезных общественных организаций социально-экономической направленности, в том числе протестантов-предпринимателей, занимающихся социально-экономической проблематикой. Важнейшей стороной идейной эволюции российского протестантизма становятся поиски протестантской формулы русского патриотизма.
Многие течения протестантизма активно ищут свои корни в истории, культуре и духовной жизни России, пытаются найти родственные явления в русском православии. Например, некоторые пятидесятнические группы создают себе легендарную историю со времен княгини Ольги; Христианский миссионерский союз проповедует о существовании протестантской традиции в русском православии, к которой причисляет и Сергия Радонежского, и Филиппа Колычева, и Александра Меня; лютеране церкви Ингрии и сибирской лютеранской Библеистской церкви адаптируют для себя элементы православного богослужения и т. д. и т. п. Протестантизм в России не только растет, но и становится все более русским.
Социальная направленность русских протестантов, их патриотический порыв находят отражение и в конкретной политической деятельности. Особенно ярко политическая ориентированность русского протестантизма проявляется у пятидесятников. В оформлении помещений для богослужений часто используются российские флаги, и регулярные молитвы за победу демократии тоже не редкость. Активное участие (обычно на стороне «Яблока», иногда СПС) в предвыборных кампаниях — норма жизни пятидесятнических общин. Впрочем, активное участие в выборных кампаниях распространено не только среди пятидесятников. На думских выборах 1999 г., например, одна из самых больших в России методистских общин — Екатеринбургская — нарвалась на серьезные неприятности с облизбиркомом, потому что формально вошла в предвыборный штаб «Яблока», чем нарушила избирательное законодательство. Протестанты бывают горячими патриотами, поборниками великой и процветающей России; среди них нетрудно, например, найти сторонников полной победы в чеченской войне. Но их патриотизм имеет свою специфику: представление о великой России для них — это автоматическое представление о демократической, правовой стране с неукоснительным соблюдением прав человека. Они часто не любят западную массовую культуру, тем не менее Россия для них — западная страна, пороки Запада — это общие пороки христианского мира. Какой-то особый русский путь, с их точки зрения, нелепая фантазия.
Ни российским общественным мнением, ни самими протестантами до сих пор не осознан существеннейший факт — за последние двенадцать лет протестантизм укоренился на русской почве, стал реальным фактором всех сфер национальной жизни. Ближайшие годы станут временем осознания этого факта. У кого-то он вызовет невротические реакции, многие воспримут его неадекватно. Тем не менее это реальность российской жизни, которую попервоначально следует хотя бы признать.
Эта книга на русском языке подытоживает результаты уникального, проведенного Кестонским институтом в 78 из 89 регионов Российской Федерации исследования. Выявилось широкое разнообразие верований и обрядов, позволяющее сделать интересные, подчас необычные выводы. Тщательная социологическая работа на местах принесла такие, в частности, результаты:
— Очень немногие в России систематически придерживаются одного вероисповедания; многие переходят из одного в другое.
— Тревога по поводу «тоталитарных сект» большей частью необоснованна.
— В Сибири православные составляют лишь очень тонкий слой населения.
— В северных районах европейской части России сохраняется уважение и достоинство личности, что отражается в жизни местной православной церкви.
— Протестантизм привлекает обращенных из культурной среды, и его политическое влияние растет.
— Обвинения православной церкви в «прозелитизме» католиков необоснованны, посколько католичество расширяется самопроизвольно, и большинство обращенных относится к интеллигенции.
— В определенных национальных общинах — особенно среди чувашей, мари и удмуртов — растет число язычников.
Эти и многие другие проблемы широко освещены в справочнике «Религия и общество: Очерки религиозной жизни современной России», под редакцией московского социолога Сергея Филатова, который рекомендуется для чтения для каждому, кто хочет разобраться в данной сложной теме.
(отрывок из книги Кестонского института «Религия и общество: Очерки религиозной жизни современной России»)
После распада СССР не только среди представителей различных религий, но и светских наблюдателей было широко распространено представление о том, что идеологический вакуум, возникший после падения коммунизма, будет быстро заполнен возрождающейся верой. Эти представления были опровергнуты временем: Россия остается одной из самых секуляризованных стран. Успехи и православия, и протестантизма, и католицизма, и ислама, и новых религиозных движений гораздо скромнее ожиданий конца 80-х гг. Тем не менее на этом общем скромном фоне успехи протестантизма наиболее значительны. Во многих городах (в основном на Дальнем Востоке и в Сибири) уже сейчас на рядовых воскресных богослужениях в протестантских церквах присутствует больше верующих, чем в церквах православных. Практически все конфессиональное многообразие протестантизма не только привилось, но и укоренилось на русской почве. Протестантские общины не только растут быстрее всего, но и социально-демографический состав их наиболее перспективен — молодежь, мужчины, специалисты, бизнесмены...
За 12 лет появилась многочисленная протестантская интеллигенция, которой никогда раньше не было. Современные российские протестанты, по сравнению с представителями других вероисповеданий, в том числе и православными, отличаются гораздо большим интересом к богословским вопросам. Целые направления протестантизма возникают в наши дни в результате спонтанных богословских поисков отдельных искателей истины. Так, например, вновь возникла российская реформаторская церковь. Самостоятельно изучая Библию, несколько групп провинциальной интеллигенции пришли к ортодоксальному кальвинизму. Свое начало современное реформаторство берет в библейских обществах, возникших в 1991 г. И хотя в начале 90-х гг. таких обществ возникало множество, два общества, в Москве и Твери, занялись изучением не только Библии, но и различных христианский учений. Еще одна особенность этих обществ состоит в том, что они были созданы не по инициативе какой-либо церкви (как это бывало обычно), а независимой группой заинтересованных людей. В процессе изучения их привлек кальвинизм. С 1991 по
1993 год эти общества занимались изучением кальвинизма и одновременно налаживали контакты с иностранными церквами. В 1993 г. установили контакт с Голландской консервативной церковью реформатов. С ее помощью общества по изучению Библии были превращены в полноценные церкви. Сначала были сформированы церкви в Москве и Твери. Позднее таким же образом возникают церкви в Брянске, Омске.
Если о протестантской культуре можно говорить лишь в будущем времени, то в области социально-политической протестантское присутствие уже состоялось. Макс Вебер с его идеями «протестантского духа капитализма» воспринят как руководство к действию. Некоторые экономисты, социологи, бизнесмены пришли к протестантизму, исходя из представлений о том, что только в этой вере возможен честный, посвященный Богу труд в миру, и только в этой вере может быть построен справедливый, «христианский» общественный порядок. Сейчас действует несколько серьезных общественных организаций социально-экономической направленности, в том числе протестантов-предпринимателей, занимающихся социально-экономической проблематикой. Важнейшей стороной идейной эволюции российского протестантизма становятся поиски протестантской формулы русского патриотизма.
Многие течения протестантизма активно ищут свои корни в истории, культуре и духовной жизни России, пытаются найти родственные явления в русском православии. Например, некоторые пятидесятнические группы создают себе легендарную историю со времен княгини Ольги; Христианский миссионерский союз проповедует о существовании протестантской традиции в русском православии, к которой причисляет и Сергия Радонежского, и Филиппа Колычева, и Александра Меня; лютеране церкви Ингрии и сибирской лютеранской Библеистской церкви адаптируют для себя элементы православного богослужения и т. д. и т. п. Протестантизм в России не только растет, но и становится все более русским.
Социальная направленность русских протестантов, их патриотический порыв находят отражение и в конкретной политической деятельности. Особенно ярко политическая ориентированность русского протестантизма проявляется у пятидесятников. В оформлении помещений для богослужений часто используются российские флаги, и регулярные молитвы за победу демократии тоже не редкость. Активное участие (обычно на стороне «Яблока», иногда СПС) в предвыборных кампаниях — норма жизни пятидесятнических общин. Впрочем, активное участие в выборных кампаниях распространено не только среди пятидесятников. На думских выборах 1999 г., например, одна из самых больших в России методистских общин — Екатеринбургская — нарвалась на серьезные неприятности с облизбиркомом, потому что формально вошла в предвыборный штаб «Яблока», чем нарушила избирательное законодательство. Протестанты бывают горячими патриотами, поборниками великой и процветающей России; среди них нетрудно, например, найти сторонников полной победы в чеченской войне. Но их патриотизм имеет свою специфику: представление о великой России для них — это автоматическое представление о демократической, правовой стране с неукоснительным соблюдением прав человека. Они часто не любят западную массовую культуру, тем не менее Россия для них — западная страна, пороки Запада — это общие пороки христианского мира. Какой-то особый русский путь, с их точки зрения, нелепая фантазия.
Ни российским общественным мнением, ни самими протестантами до сих пор не осознан существеннейший факт — за последние двенадцать лет протестантизм укоренился на русской почве, стал реальным фактором всех сфер национальной жизни. Ближайшие годы станут временем осознания этого факта. У кого-то он вызовет невротические реакции, многие воспримут его неадекватно. Тем не менее это реальность российской жизни, которую попервоначально следует хотя бы признать.