Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
КАК ИМ ПОМОЧЬ? / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Общество / КАК ИМ ПОМОЧЬ?

Мои подопечные – это осужденные строгого и особого режимов. Начиная эту работу, не имела никакого понятия, что это за люди. Ошибки, разочарования, разбитые надежды, наблюдения, консультации с братом из OOP (особо опасный рецидивист) привели к реальной оценке обстановки.

Считать, что раз преступник покаялся и у него все новое и с прошлым покончено навсегда – большое заблуждение. Обращение зека ко Христу происходит гораздо сложнее, чем мы это представляем. Тысячи писем, сотни судеб... Искренних обращенных единицы. Это не только мои наблюдения, но и откровения братьев из зон, письма зеков, не причастных к вере, но зорко наблюдающих за уверовавшими.

Писать они все хорошо умеют, но «братья» только до ворот. Серьезно ищущих Бога единицы, и они идут сложным путем через падения. Не потому что не любят Бога. Надо понять специфику их жизни. Многие открывают уголовную «романтику» с детства (10-11 лет – сироты, дети из неблагонадежных семей). Проходят через «малолетку», которая хуже взрослой зоны. К 18 годам это почти сформированный преступник.

К 30 годам 3-4 судимости (некоторые попадают на OOP в 27-28 лет) – 15–20 лет срока уже позади. Миазмы греха всех видов прочно вошли в душу и тело. И вот такой человек искренне обратился ко Христу. Слово Божье и Дух Святой делают свое дело. Отпадают многие видимые грехи, но то, что внутри, еще не скоро сдаст свои позиции. Один OOP писал: «То, что я оставил, – ничто по сравнению с тем, что еще осталось внутри». Эти люди могут падать после своего покаяния и в зоне, и на вольном поселении, и на свободе, и даже в церкви. Таким нужно особое попечение со стороны братьев. Без нашего участия им не преодолеть преград.

Тот, кто искренен, сразу порывает с миром дружков и в зоне, и на свободе, сразу приходит в церковь. Христиан идеализируют почти все. В зоне за каждое слово отвечают, а в церкви порой сплетен не замечают. Это губительно действует на «бывших», как и жаргон, остроты со стороны христиан. Без мудрой помощи служителей и церкви даже самому искреннему не удастся стать по-настоящему христианином.

Есть другая категория осужденных, которых касается Бог и Его Слово. Они горят желанием начать новую жизнь, но за воротами зоны ветер свободы уносит их опять на преступный путь. Они могут заглянуть в церковь, познакомиться с верующими и... исчезнуть. И опять срок, уже OOP. Опять Бог стучит в их сердце, и они каются. Порой проходит 9 лет, еще один – два срока, и, наконец, полное посвящение Христу. Таких у меня несколько.

Есть третья категория – приспособленцы или люди, которые движимы минутой, они никогда серьезно и не думали служить Христу. У них на уме только одно: обвести вокруг пальцев христиан, чтобы «доить» их.

Почему так трудно уголовнику стать христианином? Причин много. Чаще всего лукавство и гордыня. Те, кто культивировал в себе зло многие годы, – заложники сатаны. Многие из них одержимы и зависимы от греха в разной степени. Принятие Христа умом, а не сердцем – одна из причин ложного христианства. Поиски легкой жизни со Христом и философия, что Бог должен дать все. Нежелание работать, стремление прокатиться за чужой счет. В зоне бытует мнение, что верующие – богатые люди, с которых можно тянуть.

Как во всем этом разобраться?

Те, которые что-то просят, – явные приспособленцы. Есть ловкачи, просящие что-либо от имени группы. Есть нахалы, требующие посылок. Ручки, конверты, которые они просят, идут на обмен. Библии режутся на «тарочки» – самокрутки. Мне ребята присылали образцы.

В зонах сейчас безработица, нужда, одежду не дают. Это правда. Был голод во многих зонах, сейчас положение несколько улучшилось. Искренние братья стесняются о чем-либо просить и не просят. В период 1989-94 годов была большая нужда в Слове Божьем и литературе. Сейчас у них есть книги, каких у нас нет. В зоне такой же базар, как и везде. Все можно купить и продать. Библия Лопухина может быть предметом бизнеса. Кроме того, ее можно передать на волю для продажи. Иногда просят переслать что-то родственникам. Здесь нужна осторожность.

Распознать ложное христианство трудно, но одновременно и легко. Тот, кто не обратился сердцем, будет сыпать цитатами из Библии, завязывать переписку со всеми миссиями, церквами. О своем падении, грехе он чаще всего будет молчать. У него нет вопросов относительно духовной жизни. Некоторые будут просить церковь ходатайствовать о помиловании. Этого делать нельзя, даже если вы знаете такого человека не один год. Некоторые поносят братьев в зоне и на свободе. Есть такие, для которых религия – хобби. К ним приходит литература, которую они раздают по своему усмотрению, не отдавая в библиотеку общины. Входят в доверие к администрации, как верующие получают досрочное освобождение. На этом их вера и кончается. В общем, это лукавые, сложные и испорченные грехом люди, ищущие своих выгод. Публиковать их слезные письма нельзя.

Девушкам и молодым женщинам-сестрам переписываться с зеками крайне опасно. Они искусством обольщения владеют в совершенстве. Не нужно спешить вступать в брак с братом в зоне, пока он сидит. Такие случаи есть. Освободившись, брат должен быть в церкви не менее двух – трех лет, лишь после этого срока можно приступать к решению брачного вопроса. Скороспелые браки омываются слезами. Результат – разбитые судьбы. На этот счет у меня много примеров. Что делать с извращенцами и т. п.? Это должны решать братья. Но оставлять сестер на растерзание деспотам нельзя. К вопросу брака с «бывшими» нужно подходить очень тщательно.

Не нужно бояться говорить и писать в зону прямо. Этим сразу снимается маска, прекращается игра, и они перестают вешать «лапшу на уши». Нам трудно понимать их еще и потому, что после трех лет пребывания в НТК меняется психика. Человек уже не тот. Об этом они мне сами писали. Годы уходят на реабилитацию, и не у всех психика может полностью восстановиться. Поголовно они все эгоисты, и лукавство у них в крови, но отвергать пришедших в церковь нельзя. Нужно понимать специфику и иметь терпение. Эти ребята обидчивы, и тем не менее прямое слово до них доходит лучше. Не нужно устраивать им легкую жизнь. Работать они не любят, и с этого нужно начинать. Посылать их на работу в зону, как правило, большая ошибка. Зона не верит им, к тому же у них нет опыта духовной работы с людьми. Зеки – хорошие психологи. Они и в нас хорошо разбираются, и в «бывших». Я на этом обожглась и подвела наших братьев. Один такой, для которого мы очень много сделали, поступил с нами подло, хотя и продержался в церкви два с половиной года.

В работе с осужденными есть и наши издержки. Крещения в зонах скоропалительны и, в основном, их принимают невозрожденные (о чем потом сами же и пишут). Они покаялись, но не обратились. Почему так мало из них утвержденных в вере? Нет наставников! Разовые посещения не эффективны. Нужны капелланы, постоянно посещающие зоны 2-3 раза в месяц и не по 2 часа.

На работу с зеками должны идти не просто братья, а призванные к этому труду, имеющие любовь к падшим и терпение «сухарей». Теоретиков они не любят. Они много читают, многие знают Библию очень хорошо. Теоретически они подкованы, отцовства им не хватает. К сожалению, бездарные люди иногда берутся за эту работу. Мне прислали письмо такого «начальника по теоретической работе». Это позор. Искреннее и простое, к тому же прямое отношение братья из зон очень ценят. В церкви подход к ним должен быть доброжелательным и прямым.

Я заметила, что один мой подопечный стал слабеть. По согласованию с пресвитером пригласила его на строительство воскресной школы. Работать не умеет и не хочет. Лентяй и никогда физически не работал. Над ним не смеялись, не упрекали, не выгоняли. Пресвитер добродушно сказал: «Не хочешь работать – сиди, но не делай вид работающего». Видя, как работают братья, он постепенно научился, перестал отлынивать. И даже сверхурочно оставался. Год мы его воспитывали, и к концу много было хороших отзывов. Когда он 9 тонн песка за день перетаскал, то он мне об этом говорил с таким восторгом, словно на Луне побывал. Это и была его «луна», т. к. он перешагнул через барьер презрения к физическому труду.

Сейчас он работает в шахте, приводит шахтеров к Богу. Братья избрали его дьяконом. Ремонтирует молитвенный дом бесплатно. Шесть лет на свободе и в церкви. И даже у таких лукавство еще будет, но отвергать их нельзя. Они сами все понимают, но «шелуха» не сразу отпадает. Я не раз видела горькие слезы у этих братьев. «Хоть ползком, но буду ползти вперед». Ломка дается нелегко. Им нужно помочь в духовном становлении и привлекать к посильному труду, чтобы чувствовали свою необходимость церкви.

Приходя в церковь, братья должны приносить справку из зоны от церкви или же нужно делать запрос братьям, которые там работают. Это снимает многие проблемы.

Для церкви большую опасность представляют те, кто хорошо знают Библию, бывали в церквах, присмотрелись и умеют молиться. Такие легко входят в доверие и пользуются нашим простодушием. Это гастролеры, знающие некоторые имена и адреса верующих и церквей. Из тех, кто становятся членами церкви, не все в ней остаются. Год, два – и их нет. Необходим центр реабилитации, где работали бы верующие врачи, психологи и т. д. В Америке уверовавшие в зоне и в тюрьмах проходят такую реабилитацию. Результат: более 80% не возвращаются в тюрьму. Для нас это пока мечта. Психику нужно ставить на место и прививать трудовые навыки. Но...


Журнал «Крынница жицця» № 6, 1999