Главная / Статьи / От редактора / Отцы и дети

Недавно я принял участие в семинаре «Школа отцов». Несмотря на то, что мне не удалось поприсутствовать до самого конца семинара, теперь я «дипломированный» отец. Организаторы мероприятия, наши братья-корейцы, как это происходило в прошлом и нередко происходит и сейчас, несколько упустили из виду, что они не в Корее, а в России.

Но вопрос совсем не в этом. За нашим столом сидело пять русских участников и в процессе семинара выяснилось, что трое лишились своих отцов в раннем детстве. Они, то есть отцы, либо умерли, либо бросили семью. У оставшихся отцы были, но проблемы во взаимоотношениях с ними все равно присутствовали.

XX век стал для России веком ужасающих человеческих потерь. Первая мировая война, революция и гражданская война, репрессии, голод, Отечественная война – миллионы мужчин погибли и умерли на полях сражений и в сталинских лагерях. Многие семьи остались без отцов и дети воспитывались либо матерями, либо в детских домах. Оборвались связи, посредством которых от отца к сыну передавался образ жизни и мысли, формировалась суть мужчины, мужа и отца. Безотцовщина – вот слово, которое сегодня характеризует нашу страну, наше общество, наши церкви.

В моей семье один мой дед погиб в начале войны, а другой умер чуть раньше. И как я сейчас могу видеть, безотцовщина сказалась на том, какими выросли мои родители. Не по своей вине они были лишены чего-то, что не смогли в полной мере передать и мне, в чем я, как и каждый мальчик, нуждался и в каком-то смысле продолжаю нуждаться и сейчас. Это «что-то» называется отцовской любовью и мужским воспитанием. В них нуждаются и девочки, и мальчики, но сейчас я говорю именно об отношениях отца и сына.

Не имея перед собой примера, модели настоящего, ответственного, мудрого отца, мне пришлось отношения с моими собственными сыновьями строить практически с нуля. Этот процесс оказался долгим, трудным и болезненным. (Впрочем, он продолжается и до сих пор.) Многое упущено, многое сделано не так. Бог, по Своей милости и нашим молитвам, наверняка, самортизировал многие ошибки и промахи, не дав им превратиться в что-то серьезное или катастрофическое.

Конечно, есть люди, которые верят, что по мановению Божественного пальца можно преодолеть этот разрыв, эту пропасть между поколениями и стать идеальным отцом. Но я к их числу не принадлежу. Я считаю, что есть определенные, Богом же заложенные законы становления человеческой личности. И для того, чтобы стать настоящим, – в библейском смысле – человеком, ребенку необходимы любящие и ответственные родители. Каждый родитель играет свою собственную, уникальную роль в воспитании детей и именно он ответственен за развитие у ребенка навыков ролевого поведения. Если мы, как отцы, откажемся от своих ролей или не знаем ничего о них, наши дети пожнут горькие плоды. Если же мы примем на себя ответственность быть теми, кем нам поручил быть сам Бог, наши дети будут благословлены.

Я ни в коем случае не хочу сказать, что из сирот и полусирот не вырастают полноценные личности. Милость Божья безгранична, но поговорите с ними, поспрашивайте их и вы обнаружите ту пустоту в их душах, которая должна была быть в свое время заполнена любовью и заботой родителей. Дело в том, что именно родители определяют то, какими дети будут воспринимать самих себя и свои отношения с окружающим миром. Именно родители играют ключевую роль в самовосприятии детей. И (это очень важно) представление ребенка о самом себе влияет на всю его жизнь в целом.

Грех наших прародителей (а значит, и наш грех) проник глубоко в структуру человеческих взаимоотношений. Мы пожинаем то, что посеяно задолго до нас. А наши потомки будут пожинать посеянное нами. Возможно ли вырваться из этого замкнутого круга, избежать этого «принципа домино», прервать действие проклятия?

Думаю, что да. Но шапкозакидательство здесь не поможет. Процесс исцеления может занять долгие годы и потребует от нас мужества, мудрости и открытости к Духу Святому.

Для начала надо просто осознать и увидеть эту проблему. Для многих из нас нелегко обнаружить, что мы сами являемся частью этого замкнутого круга. Многие из нас обращаются со своими детьми точно так же, как в свое время наши родители обращались с нами. Наши дети, в свою очередь, точно также будут обращаться и со своими детьми. И так может продолжаться из поколения в поколение.

К счастью для всех нас, Новый Завет учит нас, что та же самая сила, что воскресила Христа из мертвых, может помочь и нам в наших нуждах. Но желаем ли мы принять эту силу? Хотим ли мы прилагать ежедневные усилия для того, чтобы разорвать этот порочный круг? В Евангелии написано, что Иакова и Иоанна называли «сынами грома». Наверняка у них был тот же темперамент, что и у их отца. Тем не менее, позже Иоанна стали называть «учеником любви». То есть с Иоанном произошла радикальная перемена в результате его постоянных близких отношений с Иисусом Христом.

Насколько глубоки мои отношения с Богом? Нахожу ли я у своего Небесного Отца то, что не смог передать мне мой земной отец, и то, что я могу передать своим детям? Знают ли они об этих отношениях? Говорим ли мы о насущных жизненных вопросах, о принципах, на которых надо строить свою жизнь? Получается ли у меня передавать им то, что мне открывает Бог, что помогает мне проходить этот жизненный путь, что дает мне надежду и будущее?

Жизнь ставит перед нами много вопросов, ответы на некоторые из них мы ищем всю свою жизнь. И, несмотря на все издержки вышеупомянутой «школы отцов», я рад тому, что она есть. Нам остро необходимо в наших церквях больше говорить об отцах и детях, о роли мужчины-христианина в семье, церкви и обществе. Нужно возвращаться к тому порядку вещей, который был изначально установлен Богом, когда мужчины брали на себя ответственность за жизнь свою и своих близких, за сообщество вокруг них, передавая своим детям такое наследство – цельность, ответственность, веру, мужественность, – которое будет гораздо нужнее им в их жизни, нежели машины, дома, квартиры, деньги.

--------------------------------------------------------------
«Ничего не сделаешь со своими предками, но кое-что можно сделать со своими потомками».


«Отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем»
(Еф. 6:4).

----------------------------------------------------