Главная / Статьи / От редактора / Мой Бог

Один, неизвестный мне человек определил христианство просто как отношения – отношения с Богом, самим собой, ближними и окружающим миром.

Сегодня для многих людей христианство — это церковные здания, иконы, религиозная скульптура, богослужебные собрания и многое другое. И это, безусловно, христианство, но не его суть. Ведь оно вполне может существовать и, главное, существовало без вышеперечисленных элементов. Поэтому эта формула, — христианство как отношения, — мне определенно пришлась по душе.

Когда я впервые услышал ее, я задумался о своих отношениях с Богом. Что это такое? Какие они у меня? В чем они проявляются? Что связывает меня и Бога? Как мы «соотносимся» друг с другом?

С человеческими отношениями все более или менее ясно. В наших взаимоотношениях огромную роль играет возможность видеть друг друга, говорить друг с другом, слушать друг друга, в конце концов, касаться друг друга. Наши отношения развиваются в материальном мире и без перечисленных возможностей, кажется, не могут существовать. (Правда, в последнее время появился иной мир – виртуальный. Люди в этом мире не видят друг друга, не говорят друг с другом (пишут), не слышат друг друга (читают письма) и не могу прикоснуться друг к другу. Но отношения они все-таки строят, как и нашем обычном, не виртуальном мире.)

Но как строятся отношения с Богом? Мы Его не видим, не слышим, не разговариваем с Ним, не можем коснуться Его. Конечно, некоторые люди Его как будто бы видели, слышали Его голос и даже разговаривали с Ним.

Недавно на эту тему прочитал объявление в Интернете:

«Братья, получил откровение по второму пришествию Христа. Прошу всех, кто еще получил такое же откровение написать мне, так как на совещании со Христом нас было семь человек. Если кто-то знает, как мне дальше быть, прошу помочь. С уважением….»

С одной стороны, искренне позавидовал брату. Сам я в число семи этих человек не попал. С другой стороны, кому много дано, с того много и спросится, а он уже не знает, что делать с этим откровением. Таким образом, я хочу сказать, что подобного рода откровений у меня никогда не было.

Говорят также, что чтение Писаний и молитва – это своего рода отношения с Богом. Когда мы молимся, мы говорим Богу, а когда читаем Библию, Он говорит нам. С этим трудно не согласиться, но, честно говоря, мои молитвы нечасто бывают честными, искренними, глубокими. Слово Божье читаю, но не так часто, как хотелось бы или как рекомендуют умудренные опытом. Так что и здесь не могу быть примером.

То есть это все в пассиве, что же в активе?

Ну, во-первых, точно знаю, что небезразличен Богу, поскольку избран и спасен Им. Во-вторых, знаю, что даже, если не иметь видимых откровений от Бога, не быть мужем молитвы и знатоком Писаний, вполне возможно иметь отношения с Богом. Более того, и откровения, и молитва, и Писания лишь инструменты для развития отношений с Творцом. Отношений уникальных, чрезвычайно интимных, обитающих где-то глубоко в моем внутреннем человеке. Эти отношения не видимы и не ощущаемы для посторонних. Они принадлежат исключительно мне. Потому-то Павел и советовал нам не торопиться осуждать брата, пока не придет время и не откроется то, что скрыто от земных глаз.

Несмотря на то, что мои отношения с Богом не видимы для других людям, я-то их хорошо, так сказать, и вижу, и слышу, и ощущаю.

Как и в обычных человеческих отношения, я нахожу в них, с одной стороны, радость, наслаждение и ободрение, с другой же стороны, они приносят мне разочарование, боль и определенное напряжение. Отношения с Богом, как и отношения с людьми, не могут быть застывшими, статичными. Если это так, то это уже не отношения, потому что жизнь не может стоять на месте. Отношения всегда пульсируют, они в движении, изменяются, растут (или угасают).

Могу сказать, что наши отношения с Богом далеко не безоблачны. Он нередко раздражает меня Своей, с моей точки зрения, непоследовательностью. Случается, что Он разрушает с любовью выстроенные мною планы, которые были такими богоугодными, логичными и красивыми. Вместо желаемого мира и покоя Он погружает меня во множество забот и проблем. Вместо ясных и своевременных указаний Он постоянно куда-то отлучается и оставляет меня один на один с неразрешимыми и запутанными вопросами. Когда мне нужно, чтобы Он говорил, – Он молчит. А когда я хочу, чтобы Он помолчал и дал мне передышку, – Он начинает говорить.

С Ним не отмолчишься, как я частенько делаю в отношениях со своей женой. От Него не уйти в другую комнату, на работу, не спрятаться в укромном месте. Кажется, псалмопевец хотел убежать от Бога на край земли, но и там обнаружил Бога.

Я хотел бы возложить на Него всю ответственность за мои дела, мои решения, мои заботы – короче, за всю мою жизнь. Но Он думает по-другому. Он возлагает на меня, как мне кажется, невыносимую часть ответственности. Он требует, чтобы я думал, решал, действовал, жил.

Мой Бог находится в постоянном движении, Он творит постоянно что-то новое. Он – Бог действия и дела. И Он ждет того же от меня. Ведь Он сотворил меня по образу Своему, и продолжает творить во мне все новое. А новое – значит незнакомое, и это нередко меня беспокоит.

Он любит и ненавидит по максимуму. Он готов на все ради достижения поставленной цели. Он – верен, но не мне, а Своему обещанию сделать из меня сына для Себя. И Он постоянно идет к цели, которую поставил. Туда же Он влечет и меня.

И несмотря на всю сложность наших отношений, на мое недопонимание, мою неверность и слабость, в этих отношениях я нахожу то, что я нигде и ни с кем найти не смогу. Я был сотворен Им и для Него, и только в Нем я нахожу самое полное и глубокое удовлетворение для своего внутреннего человека. И потому я хочу жить и развивать глубокие отношения с Ним, – моим Богом и Спасителем, – которые очень трудно описать словами, но которые для меня более реальны, чем весь этот мир.