Главная / Статьи / От редактора / Власть и церковь

Неистребимо желание человека быть независимым и свободным («будете как боги»), вплоть до попадания в еще худшее рабство. Так же присуще ему и желание властвовать, господствовать над другими.

Власть – это способность влиять на других, контролировать их, и она теснейшим образом связана и оказывает сильное влияние на наши личные и общественные взаимоотношения и отношения с Богом. Ничто не приносит нам такого глубокого чувства удовлетворения и не наносит нам таких глубоких ран, как власть.

Власть может как созидать, так и разрушать. Разрушающая власть требует доминирующего влияния и полного контроля. Она разрушает не только отношения, но и доверие, общение, здоровый диалог, целостность.

У Адама и Евы в райском саду было все, что необходимо для полноценной жизни. Но им показалось этого мало. Они решили уподобиться Богу. Они захотели стать больше, чтобы иметь больше положенного. Грех власти – это жажда приобретения большего, чем нам предназначено, жажда превосходства, обладания, накопления, завоевания, фактически, жажда обожествления.

Стремление к власти первых людей разорвало их отношения с Богом. Были нарушены диалог и чувство общности с Ним. Наше эгоистическое и неуёмное стремление к власти также разрывает с Ним отношения, а желание идти своим путем заглушает Его голос и обесценивает Его слово.

Кто обладает властью в церкви, общине? Какова природа этой власти? Чем власть в церкви отличается от власти в обществе?

Власть может иметь крайне разрушительное воздействие в любом обществе, но в религиозных кругах она приобретает откровенно дьявольский оттенок. Религиозная, или духовная, власть способна разрушать лишь одним присущим ей образом. Поговорка, что власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно, особенно верна в церковной жизни. Те, кто сами себе закон и в то же время облекаются в мантию набожности, развращаются особенно быстро.

Когда мы пребываем в убеждении, что работаем для Царства Божьего, любой наш оппонент неправ по определению. Будучи убеждены, что всегда используем свою власть во благо другим и Богу, мы считаем, что не можем быть неправы. Это становится частью наших убеждений, озвучиваемых или подразумеваемых, и мы начинаем использовать Божью власть в своих целях.

Христос, обсуждая вопрос власти со Своими учениками, сталкивает два противоположных, взаимоисключающих подхода к власти: «Вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть бОльшим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10:42-45).

Служение людям – это основополагающий евангельский принцип руководства и фундамент здоровья и роста церкви или христианской организации. Суть служащего руководства в побуждении других к служению, в мотивации их к эффективной работе через наделение их не только обязанностями, но и правами.

И вот здесь-то и возникает большая часть проблем у руководителей в церкви. Они могут соглашаться с Христом, но на практике делегировать свою власть и полномочия не хотят или не могут.

Причины здесь могут быть самые различные: от страха потерять свою значимость, ценность и влияние до опасения, что работа не будет сделана должным образом. Влияют на это и нездоровая самооценка, и недоверие, и темперамент, и характер. Но результат почти всегда одинаков: все концентрируется в одних руках, взаимная подотчетность, если она и была, исчезает и рано или поздно наступает печальный конец и для такого руководителя, и для возглавляемой им церкви или организации. Я думаю, что каждый из нас был свидетелем таких процессов.

Любая жизнеспособная церковь или христианская организация растет в тени лидера, следующего примеру Христа. Однако тень некоторых руководителей все больше и больше становится отражением лишь их собственного эго. Они забывают о вечной истине, гласящей, что руководитель становится великим лишь путем смирения и подчинения Господу. В противном случае то, что мы видим в результате, является насмешкой над учением Христа о Церкви как о Его Теле.

Коренная причина здесь – злоупотребление властью, которая становится средством для продвижения и удовлетворения личных потребностей руководителя. Там, где руководитель ставит себя выше других, монополизирует власть и лишает других свободы в служении Царству, там обескровливается служение церквей и миссий. И на людей, посвятивших себя служению в данной организации, это оказывает самое разрушающее воздействие.

Везде в мире можно встретить эту проблему: господство стиля «большого босса». Под этим подразумевается руководитель, который из-за межличностных напряжений не способен или не желает дать такую свободу своим подчиненным, которую хочет видеть Господь. В России подобное мы часто оправдываем тем, что это присуще нашей культуре. И нередко мы сами выращиваем таких «больших боссов» в наших церквях и миссиях, позволяя им контролировать и наше поведение, и наш образ мысли.

Стиль большого босса угашает Духа Святого и искажает весть, которую церковь призвана нести миру. Эта болезнь лишает жизнеспособности церкви и христианские организации. Лишь осмысление принципов руководства, которые дал нам Христос, внимательное исследование Его собственного примера сможет оздоровить наши церкви, а через них и общество, в котором мы живем.

------------------------------------------------------

"Власть является величайшим препятствием на пути диалога. Мы платим за власть дорогой ценой - трагедией потерянного общения".

Пол ТУРНЬЕ

-----------------------------------------------------