Главная / Статьи / От редактора / Лицемерие

«Всё играем в жизнь, в любовь и в сказки.
Только вот боюсь я одного:
Если с человека снять все маски, -
То его не станет самого».

А Борисюк, группа «Спасение»

-----------------------------------------------------

Мне кажется, что ни к чему Христос не относился более жестко и непримиримо, чем к лицемерию и лукавству. Почему этот порок вызывал у Него такое чувство возмущения и гнева, в то время как другие грехи и проступки, хотя и осуждались Им, но в менее резкой форме?

Когда человек говорит одно, думает другое, а подразумевает третье, - это лицемерие. Когда не знаешь, каков человек на самом деле, - столько он носит разных масок, - это лицемерие. Фальшивые улыбки, заискивание и похвалы в лицо; злобное шипение, сплетни и клевета в спину, - это лицемерие.

Мы все, верующие и неверующие, грешим этим, хотя и в разной степени. Но почему-то в религиозных кругах лицемерие расцветает во всю свою силу. В Новом Завете упоминается нелицемерная любовь, нелицемерная мудрость, нелицемерная молитва, нелицемерная вера, а значит, были и есть их антиподы – лицемерные любовь и вера, мудрость и молитва. Увы, с последними мы часто встречаемся именно в церкви.

Вера бывает двух типов. Одна – вербальная, словесная. Мы говорим другим (а нередко и самим себе) о том, во что мы верим, что ценим, что есть хорошо или плохо, правильно или неправильно с нашей точки зрения, каковы наши убеждения по тому или иному вопросу.

Другая вера – глубоко внутренняя, утробная. Это то, во что мы действительно верим, это наши настоящие убеждения, ценности, желания и стремления.

К сожалению, между первой и второй верой зачастую у нас есть некий зазор, расхождение, разрыв. Это свойственно многим из нас.

Если степень такого зазора велика, это и есть лицемерие, лицемерная вера. Христос сказал о таковых людях: «Все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают» (Мф. 23:3).

Очевидно, что поступки человека определяются не тем, что он говорит, а тем, во что он верит глубоко в своем внутреннем человеке. То, что человек думает, во что он верит, что ценит, - все это определяет его поведение. Это значит, что лицемеры не верят в то, что говорят, поскольку так не поступают. Как сказал Павел: «Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются» (Тит. 1:16).

Лицемерие в церкви разрушает веру в новообращенных, да и не только в них. Человек видит разницу между декларируемыми принципами и реальной жизнью говорящих и это наносит серьезнейший урон его внутреннему миру. У него появляется две возможности: мимикрировать и стать таким же лицемером или уйти из церкви. И о первой возможности, и о второй сказал Христос, обращаясь к лицемерам: «Вы обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас» (Мф. 23:15) и «Затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете» (ст. 13)

Лицемерие идет рука об руку с предательством и разочарованием. Ты полагаешься на человека, о котором судишь по его словам, а в итоге оказываешься в глубоком нокауте, когда видишь реальное лицо своего брата/сестры, которое весьма сильно отличается от увиденного вначале.

Лицемерие не позволяет создавать нормальную общинную жизнь в церкви. Оно несовместимо с искренностью, честностью, открытостью. Лицемерие зачастую является следствием страха. Страха, что люди увидят несоответствие моих слов и дел. Страха быть осужденными, потерять авторитет, положение, влияние, свое лицо. Думаю, именно это двигало Петром и Варнавой в ситуации, описанной в Галатам, 2.

Я знаю многих людей, израненных и искалеченных, – не церковью, не пасторами, не общинами, но лицемерами и фарисеями. В церкви, в общине, в руководстве. «Даже в доме Моем», - говорит с горечью Господь, - «и пророк и священник – лицемеры» (Иер. 23:11).

Я и сам из таких, израненных, и иногда думаю, может быть, так и должно быть? Может быть, это и есть «нормальная жизнь» христианина, в чем-то схожая с дорогой самаритянина? Но не могу заставить себя в это поверить – так быть не должно. Что-то не так в нашем церковном королевстве...

Как не дать лицемерию восторжествовать над собой? Как победить этого дракона в самом себе?

Одно из ключевых слов здесь – честность. Нам надо быть честными с Богом, с другими людьми, с самими собой. Это качество упоминается в списке добродетелей и епископов, и диаконов и даже их жен. Мы все должны развивать его в себе.

Быть честным с самим собой – значит анализировать свои желания, мотивы, мысли и сверять их с тем, что мы говорим и как поступаем. Грех поразил не только всех нас, но и всё в нас. Поражены и совесть наша, и эмоции, и разум, и желания, и мотивы. Поражены глубоко и основательно. И об этом надо честно сказать себе и Богу.

Процесс исцеления будет длительным и зачастую болезненным, но помощь Духа Святого нашим усилиям обещана. Слово Его проникает «до разделения души и духа» и позволяет нам видеть и оценивать, а когда надо и судить «помышления и намерения сердечные».

Не надо бояться того, что другие увидят наши недостатки, наши ошибки, наше несоответствие написанному в Писании. Тот, Кто принял нас и любит нас, сделал это, прекрасно зная нас.

Думаю, что также и легкая самоирония не помешает нам, когда мы рассматриваем себя, свои дела, свое служение. Мы зачастую очень серьезно несем себя в Царство Божье, очень серьезно относимся к своей роли в спасении окружающего мира, в выполнении возложенной, как нам кажется, великой миссии. Нам надо установить правильную пропорцию между тем, что есть мы и что есть Он, что делаем мы и что делает Он. Это помогает обрести свободу от бремени, которое мы нередко возлагаем сами на себя.

И если мы будем сопротивляться окружающему нас лицемерию, будем стремиться быть чуть более открытыми и искренними с нашими ближними, это поможет и нам , и тем, кто, может быть, уже потерял надежду найти честность, искренность и настоящую любовь в верующих.