Главная / Статьи / От редактора / Неевангельский остров
Неевангельский остров
Неевангельский остров
24.09.2011
637

Фильм «Остров» был показан каналом «Россия» в начале года и почти все наши газеты и журналы отметились, обсуждая и оценивая работу режиссера Павла Лунгина и актеров Мамонова, Дюжева и Сухорукова. Большое количество публикаций и откликов появились и в Интернете. Фильм получил ряд призов и удостоился благословения православных иерархов.

Однако, со стороны евангельских верующих достаточно глубоких оценок этого фильма я почти не читал и не слышал. Не берусь брать на себя ответственность говорить за всех евангельских верующих, но, по крайней мере, от имени некоторых, с которыми обсуждал фильм, хотелось бы поделиться некоторыми соображениями.

Но сначала мне хотелось бы ответить тем нашим читателям, которые предлагают вообще убрать из газеты рецензии на кино- и телефильмы. Мне кажется, что здесь сказывается подход некоторых евангельских кругов, которые считали и продолжают считать, что верующим негоже смотреть телевизор и тем более ходить в кинотеатры.

Я вспоминаю одну церковь в Бресте, руководство и прихожане которой придерживались достаточно жесткой позиции в этом вопросе. Телевизор смотреть нельзя – это грех. Это были трудные времена конца Союза и многие верующие этой церкви занимались своеобразным бизнесом – привозили из Польши… телевизоры и продавали их на рынке.

Еще Владимир Ильич (Ленин, если кто не помнит) говорил, что «из всех искусств для нас важнейшим является кино». Мне кажется, что для сегодняшнего человека это мысль очень близка, особенно если учесть то количество фильмов, которые снимаются по всему миру.

Талантливые режиссеры, используя средства кинематографа, поднимают вопросы, которые волнуют наших современников. И если мы хотим понять, о чем думают, чего ищут, что ценят окружающие нас люди, то хороший фильм может быть нам в помощь. Зачем нам это? Наверное, чтобы донести Евангелие до этого поколения, которое так не похоже на предыдущее, но также нуждается в вере, надежде и любви.

Теперь вернемся к «Острову» Лунгина. Я задавал вопрос в беседах со своими друзьями и не только друзьями: «Что увидел в этом фильме простой человек?» Не евангельский христианин, не практикующий православный, а простой российский человек, который ничего или почти ничего не знает ни о православии, ни о христианстве, ни о Писании (хотя, может быть, и относит себя к православным), да еще не знает старославянского языка, на котором цитируется в фильме Священное Писание.

Что увидел и понял такой зритель? В какого Бога верит главный герой фильма? Что нужно делать и как нужно жить, чтобы угодить Богу?

Прежде всего Бог Лунгина – Бог хранящий полное молчание. Это ярко проявляется в многолетних, безрезультатных покаянных молитвах отца Анатолия. Даже ложась в гроб, он не знает, как встретит его Бог.

А где же Христос, Его жертва, Его воскресение? А где обещание Бога ответить на молитвы обращающихся к Нему?

Похоже это фильм о Боге, христианстве, покаянии, сделанный людьми, которые, скорее всего, не знают библейского Бога, не понимают, что такое истинное покаяние (метанойя – изменение образа мысли), не испытали радости настоящего Божьего прощения и оправдания.

Ведь по сути отец Анатолий провел десятилетия, прося Бога о прощении за убийство, которое он, как выяснилось, и не совершал. Тихон в фильме оказался более милосердным, чем Бог, в Которого верит Анатолий, - он хоть простил своего предателя.

Если жизнь отца Анатолия – пример для других верующих, то, что нам в нашей жизни делать? Многие из нас никого не убили, у нас нет кочегарки (которая, кстати, неясно что отапливает), мы спим на диванах и кроватях, а не на угле, носим какую-никакую обувь, а не ходим босиком. Если Бог не ответил на молитвы такого подвижника как отец Анатолий, то какие есть шансы, что Он обратит внимание на человека простого?

Немилосерден Бог отца Анатолия – немилосерден и сам Анатолий. Это хорошо проявляется в его отношении к тем, кто пришел просить его совета, к отцу Филарету, да и к отцу Иову тоже. Сам Анатолий не смог устоять в момент своего кризиса и предал, и, фактически, убил своего товарища. А другим он без тени сострадания советует идти путем, который, возможно, им и не по силам.

Жизнь любого человека – штука трудная и более всего мы нуждаемся в милости и сострадательности наших ближних. Впрочем, они ведь тоже нуждаются в том же и ждут этого от нас.

Павел Лунгин сказал: «Мы пытались пронизать фильм ощущением, что Бог есть, что мы не одни на этом свете». На мой взгляд, попытка эта не очень удалась.

Мне кажется, что этот фильм не о Боге Писания, даже не о Боге Ветхого Завета. Этот фильм также не о христианстве, которое можно назвать библейским или евангельским. Этот фильм даже не о православии как таковом, поскольку православие тоже весьма разнолико и разнообразно. Это фильм о какой-то стороне православия или, если хотите, христианства. Но это не все христианство, и хорошо, если зритель поймет это.

А если нет? Тогда он просто скажет: «Христианство, конечно, штука хорошая, но не для меня» и останется жить на своем острове без Бога и без надежды.

------------------------------------------------

"Что ожидают сейчас от Церкви люди, которые еще не пришли в нее и не живут церковной жизнью? Они ожидают ярких чудес, изгнания бесов и других знамений, целый набор которых мы и видим в фильме. Христос здесь как-то не подразумевается".

Александр СТЕПАНОВ,
Гл.редактор радио «Град Петров»

------------------------------------------------