Настоящая щедрость должна быть всегда осмысленной, взвешенной и доводить задуманное до конца
Среди множества библейских книг больше всего мне нравятся письма апостола Павла к коринфянам.
Прежде всего потому, что за строчками этих писем хорошо видно самого автора. Есть тексты, в том числе и в Библии, где личность автора с трудом проглядывается. Трудно бывает разглядеть отношение автора к тому, что он пишет.
Павел же в своих письмах не скрывает своего отношения как к тем вопросам, которые он поднимает, так и к получателям его писем, а также к тем, кого он причисляет к своим оппонентам, противникам, врагам. Читая эти строки, переполненные эмоциями, мы видим живого человека, переживающего, борющегося, страдающего.
Во-вторых, письма Павла очень практичны. Он поднимает в них столько вопросов, с которыми мы сталкиваемся в своей жизни, что диву даешься. Настоящий учебник жизни.
Жаль, что до нас дошло только два письма в Коринф! Мне кажется, что их было гораздо больше, и мы многое потеряли, потеряв их. Впрочем, поскольку нам предстоит еще встреча с Павлом и егоадресатами, еще не все потеряно.
Один из таких очень важных и очень практичных вопросов рассматривается Павлом во втором письме в главах 8 и 9. Это вопрос пожертвований, щедрости и скупости.
Мы все научены и знаем, что должны жертвовать на дело Божье какую-то часть того, что зарабатываем. Кто-то учит о десятине, кто-то призывает к большей жертвенности.
Положа руку на сердце, надо сказать, что вопрос пожертвований связан не столько с деньгами, сколько с нашими отношениями с Богом. Вопрос не в том, даем ли мы или не даем, или сколько даем, а в том, верим ли мы тому, что говорит Бог. А точнее, кому мы больше доверяем - деньгам в наших кошельках или Богу.
Вопрос пожертвований также непосредственно связан с нашими отношениями с братьями и сестрами. Потому что пожертвование - это акт любви к тем, кто нуждается. А если мы жертвуем на какое-то христианское служение, то это действие любви как к тем, кто совершает это служение, так и к тем, ради кого собственно оно совершается.
Мы можем знать, что должны быть щедрыми, но не быть таковыми или жертвовать без ясного понимания, что и для чего мы делаем. Как у всякой истины, здесь существует дистанция между просто знанием об истине и знанием самой истины. Это схоже с высказыванием об Иове и его друзьях: друзья Иова знали о Боге, а Иов знал Бога. И в этом вся разница, но как велика она оказалась.
Иногда могут проходить годы, прежде чем человек приходит к пониманию сути щедрости и начинает осмысленно совершать это служение. По крайней мере, у меня это так и случилось. Впрочем, я до сих пор нахожусь еще в процессе осмысления этого важного служения Богу. И то, что пишет Павел в этих главах, очень помогло и помогает мне.
Описывая конкретную ситуацию в разных церквях, Павел раскрывает, если так можно выразиться, механизм жертвования. Как и всякое другое, это служение тесными узами связано со всеми сторонами жизни верующего человека и оказывает на них свое влияние.
По словам Павла, истинная щедрость является результатом, во-первых, преданности Господу, а затем любви к людям (8:5). По настоящему щедрого человека не надо уговаривать пожертвовать на что-то или поддержать кого-то. Он сам ищет возможность оказать помощь и рассматривает это как честь и благословение для себя!
Щедрый человек самой своей щедростью оказывает влияние на окружающих его людей. Щедрость одного является проверкой истинности любви других. И для одних это добрый, вдохновляющий пример, а для других... возможно, и укор для их совести.
Щедрость - это не качество характера. Она формируется благодаря пониманию благодати Божьей и Евангелия Иисуса Христа. Именно там основа всякой истинной щедрости, потому что Христос отдал нам все, что имел, чтобы мы «обогатились Его нищетой».
Настоящая щедрость редко бывает спонтанной, хотя, возможно, в этом нет ничего плохого, однако нередко мы начинаем жалеть о том, что сделали под наплывом эмоций. Когда расширяются эмоции, то сужается возможность логически осмыслить происходящее.
Правды ради надо сказать, что в Библии есть примеры, как может показаться, щедрости безрассудной, необдуманной. Женщина, положившая в сокровищницу все, что имела. Мать, отдавшая пророку пищу своего ребенка.
Такое случается, потому что всю жизнь сложно уложить в простую схему, но именно случается, а не является правилом на каждый день. Если Бог говорит вам отдать все, что вы имеете, - отдайте, только будьте твердо уверены, что вы слышите именно Его голос. И никогда не жалейте о том, что сделали, иначе пользы вам от этого никакой не будет.
В обычной же, повседной жизни настоящая щедрость должна быть всегда осмысленной, взвешенной и должна доводить задуманное до конца (8:11).
Павел пишет, что нам необходимо быть щедрыми настолько, насколько позволяют нам наши возможности. Оценка наших возможностей - вопрос непростой, потому что мы имеем тенденцию сравнивать свое положение с теми, кто имеет больше нас. И тем самым убеждать себя, что нам и дать-то особо нечего.
Для меня хорошим уроком была поездка в Индию, где я понял, что мы в России в целом живем очень и очень неплохо. Возможно, по-разному в разных местах, но лучше, чем огромное количество людей в Азии и Африке.
Статистика дает ужасные цифры детей, ежедневно умирающих от голода, и об этом всегда надо помнить, оценивая свое материальное положение.
Щедрость помогает выравнивать имеющуюся диспропорцию, какими бы причинами она не была вызвана. Павел говорит о «равномерности» или «равенстве». Это не имеет ничего общего с тем равенством, которое провозглашали или провозглашают левые. «Отнять и поделить на всех» - не сработало и никогда не сработает.
Настоящая щедрость может быть только добровольной, доброхотной, по расположению сердца, без уныния и без принуждения. В Радостной вести написано: «Бог любит дающего с весельем» (9:7).
Так устроена Богом человеческая жизнь, что человек получает то, что сеет. Скупо сеет - скупо пожинает; щедро сеет - снимает соответствующий урожай. Это неизбежный закон человеческого бытия, хотя иногда нам кажется, что пауза между сеянием и жатвой слишком затягивается.
И хотя нередко мы думаем, что имеем так мало и дать можем еще меньше, пусть это нас не волнует. Наше дело давать столько, сколько мы можем, а Бог, по словам Павла, займется процессом взращивания и умножения пожертвованного нами. Причем этот процесс будет происходить и в нашем сердце и нашей жизни, а также в сердцах и жизнях других людей.
Когда-то белые колонизаторы обменивали у аборигенов стекляшки на золото. В нашей жизни, как бы странно это ни звучало, наши деньги являются такими же стекляшками, которые мы можем обменять на истинное золото - благословение Отца, искренние и открытые отношения с братьями, возможность участия в деле Божьем, радость по этому поводу в наших сердцах, свободу от любых видов зависимостей, а особенно зависимости от денег.