Главная / Статьи / От редактора / Вопрос Иоанна
Вопрос Иоанна
Вопрос Иоанна

Как наши представления разваливаются при столкновении с реальностью

13.12.2012
1211

Когда Иоанна Крестителя посадили в тюрьму, еще не было ныне популярного слова «экстремизм», на который сейчас проверяют всех и каждого. Но это ему не помогло, поскольку всякая критика власть предержащих, даже самая невинная, казалась и продолжает казаться последним ярким признаком экстремизма или приверженности к крайним взглядам.

Но сейчас не об этом. В тюрьме, которая была похуже современных мест заключения, Иоанн получал достаточную информацию о том, что происходило на воле. Особенно его интересовало, что и как делает Иисус из Назарета. И ученики Иоанна добросовестно передавали ему все, что знали и слышали.

И в определенный момент Иоанн не выдержал и задал через своих учеников Иисусу вопрос, который чрезвычайно его, Иоанна, волновал: «Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» (Лк. 7:18-19).

Вопрос честный и откровенный, потому что Иоанн не скрывает возникших у него сомнений. И он ожидает услышать ясный и четкий ответ, подобный тому, который он сам когда-то дал фарисеям, которые интересовались, не Мессия ли он.

Вопрос странный и кажущийся невероятным в устах пророка, который не так давно сам провозгласил, что он именно для того и «пришел.., чтобы Он [Мессия, Помазанник] был явлен Израилю». И вдруг такой неожиданный поворот!

Вопрос чрезвычайно важный и даже в чем-то опасный для Иоанна. На кону стояла его жизнь. Не просто жизнь, но предназначение, смысл, цель его жизни.

Правильно ли я прожил свою жизнь? Потратил ли я отведенное мне время на то дело, которое мне было предназначено делать? Закончил ли я его? Если ответ будет негативным, то что, тогда все было напрасно – жизнь в пустыне, подготовка и выход на служение, проповеди и призывы, крещение, противостояние с фарисеями и священниками?

Приходилось ли вам задавать себе такие вопросы? Искали ли вы ответы на эти вопросы? Нашли ли?

Что же случилось с Иоанном? Почему этот вопрос так остро встал перед ним?

Наверное, первое, о чем надо сказать, это сама ситуация, в которой он оказался, - тюрьма. Неизвестно, допускал ли он возможность своей смерти, но, в любом случае, его служение прервано, ученики в растерянности, будущее туманно.

Именно в такие времена – времена неясности, непредсказуемости, времена «тесные» - и приходят беспокойство, сомнения, вопросы. Когда все идет нормально, так, как мы планировали или представляли себе, вопросы не возникают, сомнениям нет места.

Выйдя на служение, Иоанн определенно не сомневался в своем предназначении. Он смело и жестко обличал противостоящих ему, ясно и безапелляционно указывал путь для желающих изменить свою жизнь и учил своих учеников правильно поклоняться Богу. Строго подходя к самому себе, к своей жизни, он был так же строг и к другим людям. Подняв высоко планку для себя, он поднял ее и для других.

В скобках скажу, что нередко именно для такого рода людей встретить препятствие, которое они не могут преодолеть, смерти подобно. В служении Богу, или в том, что они считают служением Богу, они могут снести многие стены. Но когда Сам Бог ставит перед ними непреодолимые препятствия, тогда у них возникает острейший внутренний кризис.

И это милость Божья, если через переосмысление своих взглядов и верований, своей жизни и служения такие люди встают и снова берутся за работу. И делают многое уже по-другому, учитывая весь свой печальный опыт. И именно из таких, «битых», Бог выковывает настоящих служителей Себе.

Думаю, что, как у каждого из нас, у Иоанна Крестителя был определенный образ, модель своей жизни, своего служения, своего будущего. Выход на проповедь, крещение покаявшихся, представление Израилю его Мессии и… И что дальше? Как продолжится служение Иоанна – друга Жениха? Где его место на брачном пире?

Наверное, Иоанн представлял себе, как народ Израильский принимает Помазанника, идет за Ним, восстанавливает настоящее служение Богу – и история Израиля пойдет так, как она должна пойти. Не под властью Египта, Вавилона, Рима, а под властью Самого Бога и Его Помазанника.

А Иоанн? Конечно, он не номер один, - это место он с радостью отдает Христу, - но рядом, близко, как Его пророк, провозвестник, креститель, предтеча.

Но, как это часто бывает в нашей жизни, наши образы и модели, наши представления разваливаются при столкновении с реальностью. Иоанн в тюрьме с неясными перспективами; Иисус идет Своей дорогой в Своем служении. Люди, хотя и ходят во множестве за Ним, по-разному относятся ко Христу, а уж власть имеющие достаточно критичны и подвинуться со своих мест не желают.

Да, и Мессия какой-то не такой, не похож на Мессию, каким Его, возможно, представлял Иоанн. Недаром же люди говорят, что Иоанн – это да, это настоящий пророк, не ест и не пьет, часто постится со своими учениками. А Иисус из Назарета и покушать любит и не только акриды и дикий мед, и выпить не отказывается, и с грешниками, язычниками и даже женщинами общаться не стесняется.

Вот это парадокс, вот задача, которую нужно решить! С одной стороны, как рассказывают ученики Иоанну, Иисус исцеляет, кормит, воскрешает. С другой стороны, ведет Себя странно, в чем-то даже вызывающе, короче, не так, как должен вести себя настоящий Мессия.

Представьте себе эту страшную мысль, возникшую в голове Иоанна: а того ли я представил народу в качестве Помазанника? А вдруг я ошибся и другой, - настоящий, - Мессия еще только должен придти?

Как часто многие наши проблемы возникают из-за того, что у нас есть жестко определенные представления или твердые, непреклонные убеждения обо всем: как правильно жить и служить, как верно поклоняться Богу, каков наш Бог и что Ему нравится или не нравится, какой должно быть счастливая семья и каковы должны быть хорошие дети…

Откуда у нас эти представления, взгляды, убеждения? От наших родителей, друзей, из книг, фильмов, из церковных установлений и традиций, из Библии, наконец.

И здесь нет проблемы, если мы осознаем, что и откуда к нам пришло. Если мы способны анализировать свои взгляды и подходы, фильтровать, отсекать ложные, неправильные и заменять их здравыми, реальными.

Проблемы начинаются тогда, когда мы пребываем в абсолютной уверенности, что думаем, живем и поступаем исключительно «в соответствии с Писанием», «строго по Библии». Причем в первую очередь проблемы возникают у наших ближних, потому что мы, правильные и духовные, начинаем превозноситься над ними, неправильными и плотскими. И здесь заканчивается наше христианство и начинается то, что терпеть не могу Иисус, - законничество и фарисейство.

Вернемся, однако, к вопросы Иоанна. А что Иисус? Как Он отреагировал на этот вопрос? Ведь, определенно, Он понимал, что стоит за этим вопросом, понимал все сомнения, беспокойства и страхи Крестителя.

Без капли осуждения и критики Иисус ссылается на то, что является непререкаемым авторитетом как для Него, так и для Иоанна, - на слова ветхозаветного пророка. Это безусловное, определенное и твердое «Да, я Помазанник!»

А потом говорит фразу, которая должна была ободрить Иоанна: «Блажен (счастлив) тот, кто во Мне не усомнится».

Уже этого было достаточно для Иоанна, но Иисус не останавливается и дает такую характеристику Своему предтече, которой, пожалуй, не удостаивался никто из героев Библии.

«Добрый и верный раб, ты был верен в малом – над многим тебя поставлю. Войди в радость Господина твоего».

Что после этого тюрьма, позор, голод, осмеяние, даже смерть, если Бог одобрил твою работу, оценил твою верность и собирается и дальше трудиться рука об руку с тобой – в этой ли жизни или в будущей?

«Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас?.. Кто будет обвинять избранных Божьих?.. Кто осуждает?.. Кто отлучит нас от любви Божьей..? (Рим. 8).

Хорошие вопросы, но ответы еще лучше.