Главная / Статьи / От редактора / Его пути
Его пути
Его пути

"Пути Мои - не ваши пути"

09.06.2013
821

Сотворив нас подобными Себе, что подразумевает, что мы можем по аналогии с образом своего мышления догадываться о логике действий своего Творца, Бог тем не менее Своими шагами очень часто удивляет нас. Иногда это удивление, так сказать, со знаком плюс; иногда – со знаком минус.

Чаще мы радостно удивляемся и благодарим Бога за Его дела постфактум, то есть глядя на произошедшее вчера, третьего дня, а бывает, что и через месяцы и годы после события или действия Божьего в нашей жизни.

Когда же мы находимся в гуще происходящего с нами, когда нам еще не виден свет в конце, бывает, довольно мрачного туннеля, тут наше удивление соседствует с нетерпением, а нередко с раздражением на Бога. Зависнув в некоей неопределенности, потеряв почву под ногами, исчерпав всю свою надежду, мы с нетерпеливым удивлением говорим Богу: «Ну, где же Ты? Почему так долго? Уже давно пора вывести нас на свет Божий! Сколько можно ждать?!»

«Пути Мои – не ваши пути». С этим мы, конечно же, соглашаемся, особенно когда это не касается лично нас, наших путей, наших планов на жизнь, наших ожиданий. Когда же Его пути начинают расходиться с нашими дорогами, или когда реальная жизнь начинает отличаться от жизни, спланированной, ожидаемой, предполагаемой нами, тогда и возникает очередной внутренний кризис в нашей жизни.

Причем опыт взаимодействия с Богом других людей, - или живущих с нами, вокруг нас, или живших за много лет, а то и столетий, до нас, - не всегда может помочь нам, настолько Бог креативен и неожиданен в Своих действиях.

И у Авраама, и у Захарии не было детей и, скорее всего, они уже потеряли надежду произвести на свет наследников, что по тем временам оценивалось как окружающими, так и самими бездетными как что-то неестественное, как отклонение от некоей нормы. Да и Священное Писание отражает такой подход, когда много детей – это благословение от Бога, а отсутствие таковых рассматривалось как наказание от Него. Или, если не наказание, то, во всяком случае, нежелание благословить.

Это и сегодня беспокоит многие бездетные пары, хотя, надо сказать, что культурный код сильно изменился за прошедшие столетия и немало людей сами отказываются от возможности рожать и воспитывать детей. Я уже не говорю о тех миллионах нежеланных, убитых нерожденными.

Но во времена и Авраама, и Захарии было не так, и потому, наверняка, они чувствовали свою неполноценность, незавершенность своей жизни из-за того, что род может оборваться, что некому будет продолжить их дело жизни, некого им будет благословить на своем смертном одре.

И тут, когда Его уже не ждали, приходит Бог и обещает каждому по сыну.

Вообще-то само по себе рождение ребенка – это удивительное и непостижимое чудо. Мы просто настолько привыкли к этому, что считаем это само собой разумеющимся. Но если вдуматься, как зарождается жизнь, как развивается человек в теле своей матери, как он рождается на свет, то остается только изумляться, насколько все продумано и блестяще осуществлено.

Давным-давно я читал фантастический рассказ о посещении Земли пришельцами с далекой очень высокоразвитой звезды. Познакомившись со всеми сторонами жизни людей, они пришли к выводу, что человечество отстало, примитивно и безнадежно. Единственное, что вызвало их восхищение, это, как они выразились, «процесс производства новых людей». Особенно их поразило, что для этого не надо строить заводы и фабрики, затрачивать огромное количество энергии и ресурсов.

Но Богу в этих случаях (впрочем, не только в этих, с Авраамом и Захарией, - вспомните Марию, мать Иисуса) оказалось недостаточным просто дать людям сыновей. Он пошел более сложным путем. Почему?

На подобный вопрос, - почему Бог пошел тем путем, которым Он пошел, - довольно трудно дать полный, исчерпывающий ответ. О чем-то мы можем догадаться, что-то предположить, что-то придумать, но очень часто остается только, вздохнув, сказать, что Его мысли – не наши мысли.

Но опять же, будучи созданными по Его образу, с умением думать, а значит, задавать вопросы, со стремлением исследовать, искать, докапываться до истины, мы снова и снова возвращаемся к тем вопросам, на которые пока не получили ответа. Наверное, эта неуёмная любознательность, стремление к познанию, к пониманию всего и вся, заложена в нас Богом. Во всех ли? Не знаю. Может, во всех, но у некоторых, кажется, она скрыта очень глубоко.

Я думаю, что вопросы, - множество вопросов, - встали и перед Авраамом, и перед Захарией. И вера обоих заключалась не в том, что они «задвинули» эти вопросы на периферию своего сознания, «забыли» их, чтобы быть «духовными» и «не огорчать» своего Бога. (Попробуй забудь свербящие тебя вопросы, мы же не придумываем их, не берем, так сказать, «с потолком». Так же как и ответы, вопросы приходят от Бога.)

Нет, каждый из них задавался вопросами – почему, как , для чего, зачем. Одни из этих вопросов прозвучали вслух; другие остались в тайне их сердец, но Бог ведь слышит и те, и другие.

Почему в таком позднем возрасте, когда уже, может быть, не только физиологически родить невозможно, но и заниматься этим нет желания? Зачем Аврааму пришлось ждать так долго, пока родится сын? А почему Захария получил своего сына быстро и в срок? (Хорошо, что до рождения сына не мог говорить Захария, а не Авраам. Тут любой интроверт не выдержал бы.)

Почему вообще Бог избрал такой способ начать что-то новое, существенное и важное в истории израильского народа и всего человечества? Сын Авраама стал началом нового народа; сын Захарии представил этому народу его Мессию.

Сердится ли Бог, когда мы задаемся такими вопросами и беспокоимся сами и беспокоим Его? Не думаю.

И хотя Аврааму пришлось ждать многие годы, пока исполнится обещанное Богом, а Захария даже помолчал несколько месяцев (что не кажется большим наказанием для мужчины), все-таки задавать вопросы Богу – это правильный путь.

Именно у Него верные ответы, пусть не всегда Он торопится их предоставить нам. И процесс размышлений над волнующими нас несоответствиями, алогизмами, путаницей в этой жизни – это процесс нашего роста, нашего развития, нашего взросления. Это процесс познания Бога, самих себя и мира, Им сотворенного.

Да, путь этот – путь поиска ответов на вопросы жизни – нередко трудный, болезненный, но идти или не идти им – это не наш выбор. Тот, Кто создал нас и продолжает заботиться о нас, поставил нас на эту дорогу и желает, чтобы прошли по ней до конца.

Он идет Своим путем, а мы – своим. Придет время, когда эти дороги соединятся в одну, и тогда-то мы получим окончательные ответы на свои самые жгучие вопросы.

-------------------

«Первая глава Луки – ангелы сообщили хорошие новости Захарии и Марии. Кажется, что для первого эта новость пришла слишком поздно – годы уже не те для рождения сына, а для второй – слишком рано: даже мужа еще нет.

У Бога своя логика и свое представление, когда что делать».