Главная / Статьи / От редактора / Смирение
Смирение
Смирение

Иоанн Креститель и смирение

01.03.2013
247

Написав заметку об Иоанне Крестителе в прошлом номере («Вопрос Иоанна», http://gazeta.mirt.ru/stat-i/ot-redaktora/post-1560/ ), не остановился на этом и прочитал о нем все, что нашел в Новом Завете. Конечно, не первый и не второй раз в своей жизни, но в отличие от неизменного Слова я-то меняюсь. Меняются и мои оценки прочитанного.

Креститель – это интересная, в чем-то даже загадочная личность. Он прожил короткую (лет тридцать, чуть меньше Христа) жизнь, ярко вспыхнул (несколько месяцев?) в служении и мужественно встретил свою трагическую смерть.

Я остановился на словах Иоанна о себе и о Мессии: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин. 3:30). Мы считаем, что здесь в полной мере проявилось смирение Иоанна, и это действительно так. Но все-таки тут есть, о чем можно и даже нужно поразмышлять.

Что есть настоящее, истинное смирение перед Богом? Не притворное, не фальшивое, не напоказ, а являющееся отражением жизни внутреннего человека?

О смирении сложилось мнение как о чем-то уничижительном, даже унизительном для человека. Очень часто мы путаем смирение, - важнейшую библейскую добродетель, - с самоуничижением, с попиранием своего достоинства.

Обратите внимание, что сказал о себе Иоанн, с кем он себя сравнил. С другом жениха. Не с просто приглашенным гостем, не с теми, кто служит гостям, не с человеком, случайно попавшим на брачный пир.

Настоящий друг жениха – это не просто фигура, - а то и целых три (!) в одинаковых костюмах, -  за спиной жениха. Это не просто первый попавшийся, обладающий свободным временем, приятель, которого уговорили «побыть» свидетелем.

Настоящий друг жениха – это самый близкий (по крайней мере, до настоящего момента) человек, возможно, друг детства, возможно, тот, с кем жених делился самым сокровенным и кому доверял больше, чем другим.

Это место Иоанн не сам себе выбрал – «не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба». Его ему выделил сам Мессия, Господь. Это то, что мы сегодня называем призванием, предназначением, миссией человека. Иоанн ясно знал свое предназначение, свое место, свою роль в этой жизни. Он не претендовал на большее – но не был и согласен на меньшее.

Именно в этом, как мне кажется, и проявляется настоящее смирение человека перед Богом. И суть его в том, чтобы обнаружить свое предназначение, свое место в картине Божьего мира, занять его и стоять там насмерть.

Не обращая внимания на тех, кто будет подталкивать нас вверх, искушая думать о себе более, чем положено, «мечтать о себе». Игнорируя тех, кто будет, руководствуясь «христианскими» ценностями, убеждать нас, что это место не наше, что «надо быть скромнее», что мы страдаем манией величия, что мы горды и надменны.

Быть смиренным перед Богом – значит быть послушным Его призыву, Его призванию. Это значит уметь различать Его голос среди многоголосья доброжелателей мнимых и настоящих. Это значит зачастую идти против течения, даже если это течение церковное, христианское, семейное, дружеское и, о ужас, библейское.

В словах Иоанна: «Я послан пред Ним» важно каждое слово, в том числе и первое. Я – не ты, не он, не она - послан пред Ним. Это – мое место, это мое дело, это мое служение и я не собираюсь его никому уступать. Иначе это будет предательством Жениха, изменой Господу, катастрофой для моей жизни. Господь дал – Господь взял. Господь поставил – Господь и снимет.

И речь здесь совсем не о «хлебных» должностях, почетных местах на пирах и молитвенных завтраках, не о духовных регалиях и подвигах веры. Место, предназначенное нам Господом, может быть, по человеческим меркам, и высоким, и низким. Но здесь не важны человеческие мерки, человеческие мнения, чем бы люди ни руководствовались, даже нашим благом и нашей пользой. Важны наше доверие Жениху, наша уверенность в Его призвании, наше мужество держаться проложенного Им курса.

Конечно, мы все – люди. Нам бывает страшно, нас постигают сомнения, мы боремся с искушениями. Как и Иоанн Креститель. Как и Христос. Как и тысячи и миллионы Его последователей, знавших и знающих свое место в Теле и оставшихся и остающихся верными своему предназначению, своему призванию.

Предвкушаю встречу с Иоанном и его подробный рассказ о том, как он смиренно служил Жениху, Который - уверен – также будет сидеть рядом и с удовольствием слушать этот замечательный рассказ.

Читать по теме