Главная / Статьи / От редактора / Как жить дальше?

Каждому из нас в своей жизни приходилось что-то терять и что-то приобретать. Каждому из нас еще придется что-то потерять и что-то приобрести. Вся наша земная жизнь состоит из потерь и приобретений.

Некоторые потери неизбежны, предсказуемы и даже обратимы. Они случаются так же естественно, как приход времен года. Мы что-то теряем, но через несколько дней или месяцев дискомфорта мы восстанавливаемся и возвращаемся к обычной жизни. «Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время находить, и время терять»(Екк. 3:1,6). Такого рода потери присущи нормальной человеческой жизни. Жить – значит меняться, а всякое изменение означает оставление, потерю чего-либо и приход, обретение чего-то нового. Изменения же во многих случаях сопровождаются болью и страданием.

Уходит детство и на смену ему приходит юность. Мы теряем нашу юность, но становимся взрослыми. Мы оставляем наш дом, наших родителей, но обретаем возможность жить самостоятельной жизнью. Мы теряем дочь или сына, но приобретаем зятя или невестку.

Но существует другой вид потерь, которые так же неизбежно присутствуют в жизни каждого, хотя и не так часты и, наверно, не всегда так предсказуемы. Эти потери производят более опустошающие результаты и они невосполнимы. Это может быть потеря здоровья, инвалидность, развод, эмоциональное, физическое или сексуальное насилие, безработица, сокрушительное разочарование, предательство и, в конечном итоге, смерть. И если нормальная, естественная, обратимая потеря подобна сломанной ноге, то катастрофическая потеря подобна ампутации. Результат не изменить, удар непредвиденный, последствия дают о себе знать всю оставшуюся жизнь. И каждый следующий день будет встречать человека новыми измерениями этой потери. Жизнь человека кардинально изменяется.

Христиане не избавлены ни от каких потерь в этой жизни. Есть люди, которые учат, что жизнь с Богом сопровождается лишь приобретениями. Не знаю, насколько долго можно, подобно страусу, держать голову в песке и говорить: «Мир, мир», когда мира нет. Я думаю, что лучше смотреть правде в глаза и определиться, как нам, христианам, встречать такие потери и где искать силы преодолевать непреодолимую боль и страдания.

В Беслане семья пастора церкви потеряла четверых (!) из пяти детей. Будучи отцом, я даже представить себе не могу всю тяжесть горя и потери, обрушившейся в одночасье на родителей. И они были не одни такие. Другие христианские семьи также лишились и детей, и родственников. Как Бог мог такое допустить со Своими детьми? – задают вопрос многие верующие сегодня. Пастор одной из питерских церквей произнес очень искреннюю и эмоциональную проповедь, в которой рассказал о шоке, который он, многодетный отец и служитель церкви, перенес, когда услышал о случившемся. Разве Бог не обещал, что будет оберегать Своих детей? Разве мы не знаем наизусть Псалом 90: «Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится»?

Недавно я смотрел фильм «Знаки» с Мелом Гибсоном в главной роли. Его герой, священник, утратил веру после трагичной и кажущейся случайной смерти жены. «Я Тебя ненавижу», – сказал он, обращаясь к Богу. – «Я и пяти минут не отдам теперь на молитву». Он потерял не только самого близкого человека, он потерял основу своей жизни – веру. Его внутренний мир разрушился, и не ясно, что принесло ему бoльшую боль и мучение. В фильме герой после тяжелых испытаний смог увидеть то, что скрыто за внешней поверхностью видимого мира. Он осознал, что Бог был там, когда умирала его жена. Он понял, что в жизни верующего нет ничего случайного и промысел Божий выше нашего понимания. Боль от потери любимого человека не прошла, но вновь обретенная вера помогла ему преодолеть ее.

В статье «Мадина» («Московские новости», №35) автор, Людмила Бутузова, пишет:

«Раиса [жена пастора, мать погибших детей] не плачет. Ее вообще ни разу не видели на людях в отчаянии. Она не просто держится, она благодарит Бога за то, что он оставил им в утешение Мадину [единственную выжившую дочь]... Не сойти с ума... помогает вера.

- Бог укрепляет. Я знаю, мы обязательно встретимся с детьми, – говорит Раиса. – Больно за тех, кто в это не верит. Вот они прощаются с детьми навсегда».

Вера, убеждения, то, каким мы ви-дим эту жизнь и этот мир, – они определяют, как мы будем преодолевать последствия трагических потерь.

Если мы верим в Бога, который должен ограждать нас от всякой боли, страданий и потерь, то неизбежны разочарование, кризис и даже разрушение веры. Если наша жизнь ограничена только этим земным существованием, то, действительно, такие потери будут необратимыми и невосполнимыми.

Иов сказал, услышав о том, что все его дети погибли и все его имущество пропало: «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» Ему было больно, но в этой боли он не потерял то, что помогло ему встать после этих ударов. Его Бог был реальным Богом, а не богом, созданным людьми по образу и подобию своему. Этот реальный Бог не обещает избавлять нас от неприятностей, горя, страданий, разочарований, ибо мы живем в проклятом мире, но Он обещает быть с нами, когда мы будем проходить «долиной смертной тени». Он дает нам возможность видеть то, что невидимо. Он дает нам иную перспективу, иную точку обзора, и наше настоящее соотносится с нашим будущим и это помогает нам пережить, перенести такие потери и утраты, которые непереносимы с точки зрения человека этого мира.