Главная / Статьи / От редактора / Осуждение

Когда Петр услышал слова Иисуса о том, что все ученики оставят Его, он сказал: «Если и все соблазнятся, но не я». Да, Господь, эти все оставят тебя, они не выдержат испытаний, они слабые и неверные; я же никогда от Тебя не отрекусь, я самый верный и сильный Твой ученик.

Осуждение другого и уверенность в своей праведности – близнецы-братья. Не думаю, что одно может существовать без другого. Осуждая кого-то, мы находимся в полной уверенности, что сами никогда ни при каких условиях так не скажем или не поступим.

Но Бог весьма своеобразный воспитатель. Если мы внимательно присмотримся к своей жизни, то мы можем заметить интересную закономерность. Осудив кого-то за неверное, с нашей точки зрения, поведение в той или иной ситуации, через какое-то время мы оказываемся в аналогичном положении, и перед нами встает такой же выбор. И нередко мы поступаем так же. И мы на своем опыте убеждаемся, насколько сложной бывает жизнь и насколько непросто бывает принимать верные решения. Воспитание Божье идет в двух направлениях. Оно помогает нам более снисходительно относиться к людям и избавляться от переоценки самих себя.

Осуждая ближнего, мы занимаем место Бога, ибо только Он – Судья, и не просто судья, а Судья праведный. И именно Его праведность позволяет Ему выносить справедливый приговор. Мы же чаще становимся судьями неправедными.

Осуждая человека, мы навязываем ему свою систему ценностей. Сколько бы мы ни говорили о том, что наши взгляды строго соответствуют позиции Священного Писания, это всегда будет неправдой или не всей правдой. Потому что при всем желании следовать библейским стандартам мы неизменно вносим в них определенные искажения. По различным причинам. Недопонимание, самоуверенность, скрытые мотивы, воспитание, церковные традиции, ценности общества – все это может влиять на наше понимание библейских истин.

Смирение – вот лекарство против осуждения и самоправедности. В смирении проявляется понимание того, кто есть я, а кто есть Бог; кто есть я и кто есть мой ближний. И как Бог, имея полное право судить, все-таки милует меня, так и мне, не имеющему никакого права судить ближнего, надо учиться быть милостивым и снисходительным к другому.