Главная / Статьи / Писания / О ПРАВДЕ И НЕ ТОЛЬКО О НЕЙ
О ПРАВДЕ И НЕ ТОЛЬКО О НЕЙ
О ПРАВДЕ И НЕ ТОЛЬКО О НЕЙ
24.09.2011
519

Очень часто при чтении Библии мы встречаем слова, которые часто употребляются в общении, в повседневной речи. Но в библейском контексте их смысл может отличаться от того, к которому мы привыкли. Из-за неточного восприятия таких слов порой складывается искаженное представление о смысле всего текста.

Рассмотрим одно из самых важных понятий Библии. Оно заключено в слове «правда». В современном русском языке существительное «правда» означает отвлеченное понятие. Это «то, что соответствует действительности». Пожалуй, самое распространенное словосочетание, которое передает это значение, – «говорить правду». В таком контексте слова «правда» и «истина» воспринимаются как синонимы. Они действительно могут употребляться как взаимозаменяемые, однако их этимология (или происхождение) различна.

Слово «истина», скорее всего, имеет один исторический корень с глаголом «есть». То есть «истина» – это то, что есть на самом деле, существует объективно и независимо. Для каждого христианина абсолютной истиной является Бог. Только Он существует объективно и независимо. Все остальное, что мы можем видеть, ощущать и знать, является Его творением. И Бог открывается людям в Своем имени - Сущий, то есть существующий, Тот, Который есть на самом деле. Значит, Господь Бог есть Истина.

Если проанализировать места Библии, в которых говорится об истине, то мы придем к следующему выводу. Не существует истины – в библейском смысле – вне Бога. Все истинное приходит от Бога и является истинным только потому, что относится к Богу.

Зачем я так подробно говорю о том, что понятно без комментариев? Для того чтобы сопоставить два понятия и увидеть при сравнении не только их сходство, но и различия. Обратимся теперь к этимологии слова «правда».

Не будем погружаться слишком глубоко в историю происхождения корня «прав». Чтобы очертить круг значений понятия «правда», назовем однокоренные слова: правый, правота, праведный, праведник, праведность, правдивость, справедливость, правосудие.

Перечисленные слова указывают на качества. Это уже не отвлеченные понятия сродни истине. Это – истина, проявляемая на деле. Например, за словом «праведность» скрывается целый ряд характеристик человека: безгрешность, честность, неподкупность, добросовестность.

Новый Завет является ключом к пониманию концепции, заложенной в слове «правда». Во времена служения апостола Павла христианами становились люди, которые прежде были язычниками, поклонялись идолам. Им совершенно необходимо было объяснить, что такое праведность, которой ждет от них Бог. И апостол Павел пишет Послание к Римлянам, которое посвящено именно этой теме – что такое праведность, для чего она нужна, как приобретается, в чем проявляется, какие результаты приносит.

Прежде всего, Павел четко разделяет праведность Божью и праведность человеческую. Бог представляется Павлом как источник правды, образец праведности и единственно возможная истина.

Почему я говорю о праведности, а не о правде? Ведь с точки зрения современного носителя языка это слова с разными значениями, хотя и одного корня?

Необходимо помнить, что Павел пишет свое Послание на греческом языке и употребляет одно и то же греческое слово – «дикайосюнэ». Но в Синодальном переводе Послания к Римлянам это слово переводится на русский язык и как «правда», и как «праведность». Значит, в библейском контексте слово «правда» очень тесно связано по значению со словом «праведность» – это почти одно и то же. И если мы читаем в Новом Завете, что с приходом Христа людям открылась правда Божья, то следует понимать, что речь идет об абсолютной праведности Бога, о Его любви и верности по отношению к Своим людям.

Но если семантическая, то есть смысловая связь между «правдой» и «праведностью» так сильна, то что же такое «праведность»?

С одной стороны, это понятие затрагивает область поведения человека, его морали, его поступков и жизненных принципов. Праведность состоит не только в высказывании правды. Честные, правдивые, праведные слова – это лишь одна из составляющих.

С другой стороны, праведность тесно связана с законом, то есть с выполнением определенных правил. (Вот появилось еще одно слово того же корня, что и «правда».)

Кем устанавливаются эти правила, или закон? Конечно, Богом. Ведь только Он может служить критерием праведности. Образец же праведного служения и земной жизни вообще – Иисус Христос.

Он призывает Своих учеников к праведности, которая должна превзойти праведность книжников и фарисеев. Это должна быть праведность, живущая в сердце. Она должна руководить всей жизнью человека. Выбор между собственной выгодой и любовью к ближнему должен совершаться без колебаний в пользу ближних.

Таким образом, «правда» – это комплекс характеристик человека, который живет по правилам, данным свыше самим Создателем. В число этих характеристик входят верность и любовь к ближним, которая проявляется в делах. Кроме того, это справедливость, милосердие, снисхождение к недостаткам других, миролюбие. Все эти качества исходят из глубины человеческого сердца, если в этом сердце живет Дух Христов.