Главная / Статьи / Писания / БАГАЖНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ - В КАРТИНЕ МИРА
БАГАЖНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ - В КАРТИНЕ МИРА
БАГАЖНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ - В КАРТИНЕ МИРА
24.09.2011
642

Недавно мне пришел на память эпизод из британского комедийного сериала «Мистер Бин», главный герой которого (в исполнении Роуэна Аткинсона), кажется, имеет мало понятия о законах, по которым существует окружающий его мир. Он просто нелепо себя ведет, при этом делает это с серьезнейшим видом и ему абсолютно все равно, как воспримут это окружающие. Он пытается сдать экзамен, не зная ответа ни на один вопрос, надеть плавки, не снимая костюма, а попадая на богослужение в церковь, отчаянно старается не заснуть.

Невинным его никак назвать нельзя, но при этом он по-детски непосредственен. Эта сумма абсурдности под увеличительным стеклом наводит на размышления, особенно если вдруг начинаешь узнавать в поведении нелепого человека… себя.

Суть пришедшей мне на память истории в том, что мистер Бин решил попутешествовать. Он взял чемодан и начал складывать вещи, среди которых помимо обычных предметов обихода вдруг оказался плюшевый медведь. Кто знает, какие могут быть ассоциации у взрослого мужчины с плюшевой игрушкой? Спросите у психологов.

В процессе сборов обнаружилось, что вещей слишком много. С кем не бывало? Дилемма налицо, и подготовленные зрители ждут оригинальной развязки. Мистер Бин не разочаровывает их — с помощью ножниц он начинает укорачивать свои брюки, ломает пополам зубную щетку (причем в чемодан попадает бесполезный ее конец; тот, что с щетинками — летит в мусор), и, наконец, дело доходит до плюшевого медведя… и заканчивается трагедией. Мистер Бин вспарывает ему брюхо, и моя память отказывается сообщить мне, какая именно часть израненной игрушки попадает в чемодан. Теперь, после такого решительного хирургического вмешательства, все вроде бы умещается. И вдруг на глаза главному герою попадается чемодан бОльшего размера, все это время находившийся поблизости…

Каждый человек, проживая подаренную ему жизнь, руководствуется какими-то принципами. Я не исключение. Я черпаю их из своего собственного опыта, из личных проб и ошибок, хотя с малых лет мне твердят, что лучше учиться на ошибках других. Но свои-то роднее и гораздо лучше запоминаются.

Я встречаюсь с людьми, которые говорят приятные мне вещи, и их взгляд на жизнь кажется мне безупречным. Я смотрю фильмы, программы новостей, читаю книги (изредка), хожу на курсы в университеты и колледжи, где широта моих взглядов подвергается оценке. Иногда я заглядываю в тихие залы музеев, где «обогащаю» свой внутренний мир под зорким взглядом бабушки в углу.

Я заталкиваю свои убеждения, умозаключения, стандарты и критерии в свой чемоданчик и путешествую с ним по жизни, довольная и счастливая оттого, что знаю, как описать реальность и как дела обстоят в действительности. Когда меня спрашивают о чем-то или просят дать совет, я, не теряя время на размышления, решительно открываю свой чемодан и с серьезным видом начинаю: «На самом деле…»

С годами я свыкаюсь со своим багажом, время от времени проверяю, все ли на своих местах, аккуратно ли сложено, и начинаю судить о мире в категориях «хорошо» или «плохо» в зависимости от того, вмещается то или иное понятие в мою «походную сумку» или нет. Становится просто навешивать ярлыки, «отрезать» неудобные части, перекраивать, подстраивать под себя, умными людьми называть тех, с кем МНЕ интересно общаться, спешить высказать МОЕ мнение и защищать МОИ интересы.

Вот так легко возомнить себя центром вселенной и точкой отсчета. Но очень сложно ими оставаться. Потому что действительность гораздо шире и больше всех моих представлений о ней. Центр притяжения все время норовит сместиться. Потому что есть еще Бог.

Есть еще Бог, который никак не помещается ни в один из моих чемоданов. Этот Бог сотворил огромный мир, в котором я занимаю всего лишь несколько кубических дециметров. Этот Бог только сказал — и бытию всего живого и неживого было положено начало. Тот же самый Бог пригласил меня к жизни и знает меня по имени. Он каждого человека сотворил по Своему образу и в этом их ценность.

Этот Бог в ответ на многочисленные вопросы отчаявшегося Иова ответил Своим вопросом: «Где был ты, когда Я полагал основание земли? Скажи, если знаешь». Пусть это не покажется читателю кощунством, но меня этот вопрос возмущал. Нечестно отвечать вопросом на вопрос, думала я. К тому же вопрос провокационный, ведь Богу доподлинно известно, что Иов на этот вопрос ответить не сможет, потому что…

Почему? Вот именно: почему? Просто потому что Иов не знает. Бог этим вопросом возвращает Иову правильное восприятие пропорций вещей и перспективы. Бог — Творец, знающий все. Иов — творение, считающее, что знает достаточно, но в итоге не знающее ничего до тех пор, пока не узнает своего Творца.

Реальность такова, что невидимое моему глазу и неулавливаемое моим слухом несоизмеримо больше того, что я способна видеть и слышать. Реальность больше, чем «я», «здесь» и «сейчас». Это значит, что вся жизнь нужна, чтобы открывать и приоткрывать больше о себе, людях вокруг, мире в его прекрасном и одновременно уродливом многообразии и, самое главное, о Боге, Которому все подвластно.

Понимание того, что нас окружает бесконечное множество неизвестных величин не должно угнетать или парализовать наш ум и любознательность. Напротив, благодаря этому мы помним, что мир не вертится вокруг нас. Мы не творим реальность и ее законы, мы открываем их для себя и, занимая отведенное нам место, приближаемся к Источнику всего знания, который есть Бог Библии.

Тогда, отбросив горы чемоданов со сломанными замками, мы можем принять радость новых открытий, отказаться от самообкрадывания и согласиться с Давидом, сказав: «Чаша моя преисполнена». Возможно, при следующей встрече с другом мы даже сможем представить на секунду, что наш собеседник, возможно, умнее нас, и возможно, ему есть что сказать, и вероятно даже, что сказанное им будет иметь крупицу здравого смысла.