Раз уж вы читаете эти строки, то, осмелюсь предположить, вам доводилось пользоваться электронными средствами коммуникации – отправлять сообщения электронной почты или телефонные смс-ки; вы «постили» записи в социальных сетях или в Твиттере, просматривали страницы интернета или обновляли там собственный блог, а то и сайт.
Возможно, вы делали это даже совсем недавно. Так ведь? Ну а как давно вы писали письмо на бумаге, заклеивали конверт и шли, чтобы просунуть его в пасть почтового ящика в надежде, что оно побыстрее доберется к тем, кто вам дорог?
Коммуникационные технологии меняются. Так папирус некогда вытеснил глиняные таблички, газета – уличных глашатаев. В изменении методов передачи сообщений нет ничего плохого. Плохо когда не в лучшую сторону меняется их содержание. «Контент», как это сегодня называется. Так, с уходом эпистолярного жанра, редкостью становятся не только чернила и линованная бумага. Все реже, например, приходится иметь дело с особым видом молитвы – молитвой письменной.
Письменные молитвы, столь обычные в прежние века, были неотъемлемой частью апостольских посланий. Павел не только начинает почти все свои письма молитвой и практически все молитвой заканчивает – снова и снова его строки срываются то – в славословие, то – в благодарение, то – в ходатайство:
«О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11:33-36);
«Благодарение Богу за неизреченный дар Его!» (2 Кор. 9:15);
«Преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею. А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь» (Еф. 3:14-21);
«Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь» (1 Тим. 1:17).
В своих посланиях апостол молится не только за церкви (Рим. 15:13; Кол. 1:9; 1 Фес. 1:2,3, 3:10 и проч.) или за отдельных верующих (2 Тим. 1:3, Фил. 1:4-6), но и за тех, кто отвергает Христа (Рим. 10:1). И даже самые последние дошедшие до нас слова из написанных Павлом – слова молитвы: «Господь Иисус Христос со духом твоим. Благодать с вами. Аминь» (2 Тим. 4:22).
Будут ли молитвой последние слова, оставленные вами в виртуальном пространстве, или же это будет смс-ка «я тоже», лидирующая в мобильных сетях по повторяемости? Есть ли среди заготовок в вашем телефоне смс-ки «Слава Богу!» или «Благослови тебя Господь!»?
Согласен: бездумная рассылка таких смс-ок может превратиться в бессмысленный ритуал, подобный кручению молитвенного барабана у буддистов. Но, вынужден признаться, что в подобный барабан зачастую превращается и молитва в церкви, когда язык мой молится, а дух витает где-то далеко, поглощаемый обыденными заботами. Так что дело не в том, что мы делаем, а в том – как и почему мы делаем это.
Апостол наставляет: «Поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы» (Еф. 5:15,16). Причем буквальным переводом фразы «дорожа временем» было бы «выкупая время», «приобретая время», «искупая время». Слово, определяющее здесь то, как мы должны поступать со временем, происходит от глагола «искупить» – того самого, которым обозначается роль крестной жертвы Христовой: ею Он искупил нас от проклятия закона; рассчитался за нас (Гал. 3:13, 4:5). И теперь нам заповедано «искупление времени» – каждого часа, каждой минуты, всего, что бы мы ни делали и чем бы ни занимались.
Как-то раз довелось мне услышать нарекание по поводу трансляции христианских материалов по телевидению. Телевизор, мол, принадлежит сатане, и если кто-либо и набредет там на наши передачи, – столько грязи, насилия и непотребства насмотрится он до этого? Не мог не согласиться. Действительно, телевиденье принадлежит сатане – что ему в этом мире не принадлежит? Он – князь мира сего (Ин. 12:31, 14:30, 16:11). Но кто дал ему эту власть? Мы же сами! И теперь, когда Христос искупил нас, мы, Тело Христово, призваны продолжать Его искупительный труд – искупать для Божьего Царства все то, что было отдано сатане. И телевидение – в первую очередь. Нам это заповедано Самим Господом.
Не удивляйтесь: Иисус действительно заповедал нам как можно эффективнее использовать на благо Его Царства телевидение, радио, Интернет, и прочие средства коммуникации: «что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях» (Мф. 10:27). В античную эпоху провозглашение с кровель было наиболее действенным способом массового вещания: распространения вести так, чтобы ее услышало как можно большее число людей. Современные технологии не только облегчили эту задачу, но и позволили повысить нашу эффективность в ее исполнении. Чтобы распространять весть Царства сегодня, не нужно взбираться на крышу – достаточно водрузить там антенну.
Павел был экспертом по благовестию через современные ему средства массовой коммуникации. Он возвещал Благую Весть с возвышения Антониевой крепости в Иерусалиме и стоя на Марсовом холме в Афинах; рассылал послания церквам; вел публичные дискуссии в синагогах и на рыночных площадях. А в те времена (как и сегодня – на Востоке) базар не в меньшей степени был местом для общения и обмена новостями, чем для торговли. Именно торжищем была «площадь», на которой Апостол встречался с философами разных школ (Деян. 17:17-18). Так что, скорее Интернет, чем супермаркет является современным эквивалентом и древней агоры. А для продающих или покупающих что-либо в сети – и подавно.
Почему же столь незначительно христианское присутствие в Интернете и в эфире? Почему христианский контент отличается церковным жаргоном, а не качеством, глубиной и искренностью, способными конкурировать с произведениями безбожников? Апостол пишет: «Едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1 Коринфянам 10:31). Поверьте: даже отправка смс-ки вполне вписывается в категорию «иное что делаете». Делайте же это с молитвой о том, кому пишете. Наполняйте молитвами свои блоги, посты и сообщения. Дорожите Интернетом!
Не потому письменные молитвы вышли из употребления, что современные средства коммуникации оказались для них непригодны. Мы оказались не всегда способны использовать их должным образом. Вопреки первосвященнической молитве Иисуса (Ин. 17:15), мы зачастую предпочитаем хранить себя от самого мира, а не от зла, царящего в нем. Но на нас возложено продолжение искупительной миссии Христовой. Нам надлежит искупать телевидение и радиовещание, искупать социальные сети, искапать твиттер и электронную почту, приобретая это все это во славу Божьего Царства. Мы – свет миру. А, значит, и Интернету, и социальным сетям, и электронной почте, и даже смс-кам. Пусть же наш свет так светит в этом мире, чтобы люди, видя его, прославляли нашего Господа.