Главная / Статьи / Писания / БОГОСЛОВИЕ ПОСТА

«За что люблю предписания нашей православной церкви, — сказал Краснов, — так это за продуманность диетических установлений. Вся сложная система постов и разговений, если оценивать ее с медицинской точки зрения, идеальным образом упорядочивает работу желудка и кишечника. … Своевременное опорожнение кишечника — краеугольный камень интеллектуальной и духовной жизни!»

Б. Акунин «Пелагия и Белый Бульдог»

 

«Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: "вот Я!" (Ис. 58:6-9).

Так в чем же истинное значение поста? В особых диетических установлениях и «своевременном опорожнении кишечника» или в чем-то большем?

Вопрос мог бы показаться риторическим, если бы для большинства наших современников, в том числе и христиан, пост, действительно, не сводился бы к диетическим ограничениям и воздержанию от пищи. Но подобное отношение не только обедняет истинное значение поста, но и извращает его суть.

В данной статье мы предлагаем изучение такой духовной практики как пост. Вначале мы дадим исторический обзор отношения к посту в иудаизме и у других народов, а затем обратимся к обзору библейского учения на пост.

 

 

Определение поста

 

Еврейский глагол sum используется для обозначения поста как религиозного акта. Он (и родственное ему существительное som) в прямом смысле означает «воздерживаться от пищи» и в этом значении регулярно употребляется как технический религиозный термин. Этим еврейским словам соответствуют греческие nesteu и nesteia соответственно, употребляемые в Септуагинте (греческом переводе Ветхого Завета) и в Новом Завете для обозначения поста.

Теологический энциклопедический словарь под редакцией У. Элвелла дает следующее определение посту: «Полное или частичное воздержание от пищи в течение какого-то времени, к которому прибегают обычно из религиозных или нравственных соображений».

Почти все религии используют практику поста в той или иной форме. В религиях первобытных или примитивных обществ он часто становится средством воздействия на богов или их умилостивлениием, борьбы с неурожаем и подготовки к совершению таких обрядов, как инициация или оплакивание.

Древние греки постились перед тем, как обратиться к оракулу; американские индейцы считали, что пост необходим воину для обретения тотема; африканские шаманы воздерживались от пищи, когда общались с духами. Для многих восточных религий характерно представление о том, что, голодая, можно обрести ясновидение и мистические способности.

В иудаизме, нескольких христианских конфессиях и исламе существуют определенные периоды, установленные для поста, который связывают либо с усмирением плоти, либо с раскаянием в грехах. По требованиям ислама во время рамадана - ежегодного поста - мусульмане воздерживаются от пищи и питья от рассвета до заката.

В современном мире, помимо религиозного взгляда на пост, спектр отношений к посту крайне широк: от чисто физиологического (медицинского) отношения до мистического, эзотерического и оккультного.

В иудаизме, согласно закону, для всеобщего поста выделяется только один день в году – День очищения (Лев. 16:29-31; 23:26-32). Кроме этого, в Ветхом Завете мы видим множество общественных и личных постов в связи с различными ситуациями. Ко времени Нового Завета у фарисеев сложилась практика регулярных постов два раза в неделю (Лк. 18:12).

Теперь давайте обратимся к изучению основных упоминающихся в Писании ситуаций, в которых народ или отдельные люди практиковали пост. И на их основании рассмотрим:

1.            Типичные ситуации, которыми бывает вызван пост.

2.            Содержание поста. В чем, кроме воздержания от еды, выражается пост, чем он сопровождается.

3.            Основное значение поста в той или иной ситуации.

 

 

Типичные ситуации, которыми бывает, вызван пост

 

На основе обзорного изучения основных отрывков о посте мы можем обобщить все случаи применения поста в три большие группы

 

 

  1. Пост, выражающий покаяние и мольбу о прощении

 

Применяется, когда народ или человек осознают, что согрешили перед Господом, и в смирении и раскаянии исповедуют преступление перед Ним и молят о прощении и восстановлении отношений. Один из самых известных примеров подобного поста - это пост, объявленный по всей Ниневии в ответ на проповедь Ионы (Ион. 3:5). Другой случай - это покаяние народа в ответ на обличение пророка Самуила в 1 Цар.7:3-6:

«И сказал Самуил всему дому Израилеву, говоря: если вы всем сердцем своим обращаетесь к Господу, то удалите из среды себя богов иноземных и Астарт и расположите сердце ваше к Господу, и служите Ему одному, и Он избавит вас ... И собрались (народ) в Массифу, и черпали воду, и проливали пред Господом, и постились в тот день, говоря: согрешили мы пред Господом».

Другие примеры применения поста как средства выражения покаяния: Иоил. 2:12; Иер. 14:12, 36:9; 3 Цар. 21:27.

 

 

  1. Пост в знак траура и выражения скорби

 

В данном случае пост является выражением скорби, траура, плача или горя, связанного с личной или национальной трагедией. Но при этом есть элемент смирения, покорности Богу и принятие случившегося. Один из самых известных «траурных» постов совершил народ и Давид после смерти царя Саула и его сына Ионафана (2 Цар. 1:11-13):

«Тогда схватил Давид одежды свои и разодрал их, также и все люди, бывшие с ним и рыдали и плакали, и постились до вечера о Сауле и о сыне его Ионафане, и о народе Господнем и о доме Израилевом, что пали они от меча».

Другие примеры: Зах. 8:19; 1 Цар. 31:13; 1 Цар. 20:34.

 

 

  1. Пост, выражающий усиленную просьбу, мольбу в различных ситуациях.

 

Можно выделить три группы ситуаций, в которых прибегают к посту для усиления своей мольбы к Богу.

 

Неразрешимые человеческими силами ситуации

 

Это, во-первых, трудные, неразрешимые ситуации: болезнь, случаи одержимости, угроза со стороны врагов, проявление вопиющей несправедливости.

Цель поста в данном случае - выразить крайнюю степень смирения перед Богом, это признание, исповедание своего бессилия в данной ситуации и обращение к Богу, как к единственному, кто может исправить сложившееся положение.

Это мольба о непосредственном вмешательстве Бога, о Его исцелении или заступничестве. Несет в себе элемент открытости, признания перед Богом своих чувств, страха, гнева, обиды, ревности, тоски (Книги Аввакума и Иова, псалмы жалоб и проклятий), но при этом сохраняется цель поста – смирение перед Богом, постящийся вверяет себя в руки Божьи.

Один из наиболее ярких примеров такого поста находим в книге Есфирь. Враги евреев путем заговора и интриг добились царского указа о повсеместном уничтожении евреев. Царица Есфирь, еврейка, должна пойти к царю и простить его о милости к своему народу. Ситуация осложняется тем, что по традиции каждый, кто придет к царю без вызова, будет немедленно казнен. В данной неразрешимой ситуации царица назначает пост среди всех иудеев (Есф. 4:15-17):

«И сказала Есфирь в ответ Мардохею: пойди, собери всех Иудеев, находящихся в Сузах, и поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте три дня, ни днем, ни ночью, и я с служанками моими буду также поститься и потом пойду к царю, хотя это против закона, и если погибнуть – погибну».

Другие отрывки: 2 Пар 20:3; Есф. 4:3,16; Суд 20:26; Мф. 17:21.

 

Состояние неопределенности, проблема выбора, поиска воли Божьей

 

Другой пример поста, как усиленного прошения – это пост, нацеленный на поиск воли Божьей в ситуации неопределенности или необходимости принять важное решение.

Цель поста в данном случае – это так же выражение смирения перед Богом, признание факта, что мы ограничены в понимании ситуации и не знаем, какое направление избрать. Постящийся в данном случае ищет Божьей воли и Его руководства, при этом важным элементом является радикальный отказ от своей воли и максимальная открытость Богу и готовность принять любое Его решение, даже если оно окажется пугающим или не согласующимся с нашими устремлениями.

В качестве примера можем привести пост Неемии. В ответ на скорбные новости о том, что Иерусалим находиться в запустении, а его жители в духовном упадке (Неем. 1:4):

«Услышав эти слова, я сел и заплакал, и печален был несколько дней, и постился и молился пред Богом небесным…»

Результатом поста стало понимание духовных причин такого бедственного положение и обретение ясного видения и четкого плана выхода из данной ситуации.

В другом месте описано, как церковь находилась в посте и молитве с целью поиска воли Божьей (Деян. 13:2-4):

«Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их.Сии, быв посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр…» Таким образом, Дух Святой указал церкви дальнейшие пути распространения Благой вести.

Другие отрывки: Деян. 13:3; Неем. 1:4; Суд. 20:26; Дан. 9:3.

 

Начало чего-то нового: предприятия, проекта или служения

 

И, наконец, последний ряд ситуаций, в которых люди прибегают к посту, - это мольба о Божьем благословении и защите при начале чего-то нового: предприятия, проекта, служения, путешествия и т. д.

Цель, как и во всех предыдущих ситуациях, – выражение смирения перед Богом, признание того, что без Божьего руководства, без Его активной поддержки ни одно из наших начинаний не будет иметь успеха. Постящийся молит Бога о защите, благословении и укреплении в будущем проекте.

Один из ярких примеров такого поста находим в книге Ездры (Ездр. 8:21-24):

«И провозгласил я там пост у реки Агавы, чтобы смириться нам пред лицем Бога нашего, просить у Него благополучного пути для себя и для детей наших и для всего имущества нашего… Итак мы постились и просили Бога нашего о сем, и Он услышал нас».

Другие места: Езд. 8:21; Деян.13:3; Деян.14:23.

Итак, мы рассмотрели с вами типичные ситуации, в которых люди прибегают к посту. Теперь давайте обобщим результаты нашего изучения и сделаем выводы относительно того, что же, собственно, представляет собой пост, что общего у разных видов поста, в чем основная суть, характер этой духовной дисциплины.

 

 

Характер поста

 

Отказ от пищи и всего, что может отвлекать от поиска Бога

 

Первое, чем характеризуется пост, – это отказ от пищи, иногда воды, а также от обычных дел (ведение хозяйства, работы) и развлечений. Например, Павел говорит о воздержании от интимных отношений на время поста (1 Кор. 7:5): «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве…»

Почему Писание связывает пост с отказом от всех этих вещей? Ответ очевиден: чтобы убрать все, что нас отвлекает и выделить время для сосредоточенной молитвы.

Но смысл подобного отказа гораздо глубже. Дело не только в том, что пища, развлечения, работа, достижения требуют время и сил и в этом смысле отвлекают нас от молитвы, а в том, что наслаждение, которые дает пища и секс, и удовлетворение от достижений, которое дает работа, могут конкурировать в нашем сердце с самим Богом.

Все перечисленные ситуации поста – покаяние, траур, состояние крайней нужды или неопределенности вызывают в нашей душе состояние вины и стыда, горя и боли, тревоги и страха. И мы зачастую в подобных ситуациях пытаемся заглушить эти неприятные и пугающие чувства либо наслаждением от пищи, алкоголя, просмотра телевизора или чтения поверхностной литературы, интимных отношений, новых покупок и т. д. Либо убегаем в чрезмерную активность, лихорадочно пытаемся что-то предпринять.

И отказ от всего этого во время поста помогает не заглушать эти чувства, а обострить их, чтобы искать их удовлетворения в Боге. Таким образом, этот намеренно вызванный «голод» призван обострить нашу чувствительность к Богу и Его слову.

 

Смирение перед Богом и покорность Его воле

 

Одним из самых центральных мотивов поста является достижение состояния смирения перед Богом. При каждом упоминании случаев поста в Писании говорится о смирении постящегося. «И провозгласил я там пост у реки Агавы, чтобы смириться нам пред лицем Бога нашего...» (Ездр. 8:21).

И в этом смысле пост имеет значение прямо противоположное «голодовке», которая является выражением протеста, требований, шантажа и имеет целью оказать давление на другую сторону.

Цель поста не вынудить Бога сделать то, чего мы хотим. Цель поста - радикальное подчинение, предание себя воле Божьей. Здесь и предание себя милости Божьей со стороны согрешившего, здесь и предание себя Божьей заботе со стороны просящего.

Даже выражение траура и скорби в посте несет в себе элемент смирения. Каким бы безутешным горе ни было, оно не должно поколебать нашей веры в благость Божью. И скорбный пост, с одной стороны, позволяет излить боль не подавляя ее, с другой, позволяет пережить ее в присутствии Бога, не отвращаясь от Него, не погружаясь с головой в горечь и обиду, а находя утешение в Нем.

Именно из-за этого главного мотива поста Иисус так осуждал фарисеев, которые использовали пост для самовозвеличивания и самопрославления, что прямо противоположно духу смирения: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (Мф. 6:16).

По этой же причине пророки не раз осуждали формальный пост, который исключал отказ от своеволия и предание себя воле Божьей: «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь? - Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте» (Ис. 58:2-5).

 

Полная сосредоточенность на Боге и поисках Его воли

 

В конечном счете отказ от удовольствий и активной деятельности, а также смирение и радикальное подчинение себя воле Божьей являются средством для достижения более высокой и главной цели поста – поиска лица Божьего. Вот подлинное значение поста. Отказ от пищи и своеволия не является самоцелью. Смысл не в том, от чего мы отказываемся, а в том, ради чего, или вернее, ради КОГО!

«И убоялся Иосафат, и обратил лице свое взыскать Господа, и объявил пост по всей Иудее» (2 Пар. 20:3).

Более того, во всех случаях упоминания в Библии поста он сопровождается молитвой, т. е. обращением к Богу. Именно в свете этого, основного значения поста можно понять парадоксальное заявление Иисуса, что его ученикам не нужно поститься:

«И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» (Мр. 2:19).

Если смысл поста – поиск Его лица, поиск общения с Ним, то для учеников Христа действительно пост терял смысл – ведь они могли видеть и общаться с воплощенным Словом Божьим каждый день. Они видели Его лицом к лицу!

 

 

Заключение

 

Итак, мы можем увидеть, что пост в Писании упоминается многократно и его применение чаще всего вызвано какой-либо кризисной ситуацией: покаяние согрешившего, непоправимая трагедия и затруднительная, требующая Божьего вмешательства ситуация. Целью поста является сосредоточенный поиск Бога, усиленная мольба к Нему и подчинение себя Его воле. Отказ от пищи, удовольствий, повседневных забот и достижение состояния смирения перед Богом являются средствами для достижения этих целей. Таким образом, мы можем дать следующее определение посту:

Пост – это воздержание от пищи, сексуальной близости, других удовольствий и обычных будничных дел для сосредоточенной, длительной и непрерывной молитвы, обращенности всем сердцем к поиску Бога и Его воли.

Каково место поста в нашей жизни, в жизни современной церкви?

Думаю, что пост, как духовная дисциплина в жизни прихожан современной церкви остается во многом неоцененным и редко практикуемым. И это очень сильно обедняет нашу духовную жизнь, лишает нас действенной помощи со стороны Бога в моменты кризисов и разочарований.

Мы легко и поверхностно относимся к греху и, если и просим прощения у Бога, то как бы походя, между прочим, при этом не достигая подлинного покаяния, смирения и освобождения от вины, стыда и зависимости. Мы переживаем трагедии и потери в глубоком одиночестве, обидевшись на весь мир и Бога, лишая себя Его поддерживающей силы и любви, не понимая, что Тот, Кто отдал своего Сына, и Тот, Кто пошел на Крест, может как ни кто понять всю нашу боль, готов «плакать с плачущими» и дать нам надежду и утешение.

В случае трудных, неразрешимых ситуаций, в ситуации неопределенности мы не обращаемся к Богу с настойчивостью и постоянством, а, помолившись для приличия и самоуспокоения один, два раза, быстро сдаемся и опускаем руки: «Ну, видно нет на то воли Божьей». Или наоборот, берем все в свои руки, начинаем метаться, лихорадочно и бесплодно что-то предпринимать, чтобы потом сказать: «Ну, по крайней мере, я попытался». Слабое утешение.

Поэтому хочу призвать каждого из нас, - я отношу этот призыв и лично к себе, - в моменты кризисов, во всех тех ситуациях, о которых сегодня шла речь, давайте искать Бога, давайте достигать состояния смирения перед Ним, давайте прибегать к посту, как действенному средству достижения этих целей.

Ведь у нас есть твердое Божье обещание:

«И воззовете ко Мне, и пойдете и помолитесь Мне, и Я услышу вас; и взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим. И буду Я найден вами, говорит Господь».