Вчера говорили на «Радио Мария» о синоде в Риме, посвященном семье, так сколько звонков было. Прежде всего, конечно, с цитатами из Библии. Патриархальная семья нехорошо? Но ведь «муж глава жены»! Бить детей нехорошо? Но «премудрость отрока на спине его»!
Тут есть два способа. Доводить до абсурда и требовать соблюдения не выборочно, а всех предписаний Библии. Это ведь будет чистый ИГИЛ!
Второй способ – объяснять. Чему уподоблю богооткровенность Библии, с чем сравню боговдохновенность ее?
С Духом Божьим, носившимся над бездонным океаном при творении мира, но не бывшим океаном. Со Святым Духом, чье дыхание делает прах земной – образом и подобием Божьим, однако, прах остается прахом.
Библия от первой до последней строчки – памятник древней литературы, такой же, как басни Эзопа и поэмы Виргилия. Это прах культуры, бездонный океан речи. Отдельные фразы есть очень мудрые, но есть мудрые фразы и в древней индийской литературе, и в древней греческой.
Но боговдохновенность не в том, что в человеке пробуждается мудрость, а в том, что и мудрость, и глупость, и мир, и война, и зло, и добро оказываются лишь гласными и согласными в речи Божией к человеку.
Можно записать выступление вдохновенного оратора и прослушивать это выступление вновь и вновь, радуясь его вдохновенности. Библия, однако, не запись, хотя она состоит из записей. Бог не запечатлен в Библии, Бог распечатывает Библию, распечатывает древние тексты, делает записанное – живым. Библия – не аудиозапись, Библия – микрофон Бога.
Рядом с Богом мы как глухие и безграмотные рядом с вдохновенным проповедником. Он не может прямо сказать нам, что хочет. Он берет картинки и показывает их.
Бог – в положении человека, который играет в шарады. То, что мы считаем великими произведениями литературы, для Него всего лишь неуклюжие каракули, которые за неимением лучшего приходится использовать. Смотреть надо и на каракули, конечно, но и дальше, глубже их. Вот почему без веры Библия превращается в довольно малоинтересный и скучный текст, бледнеющий перед текстами Тацита или Плутарха.
Маленький пример. Господь Иисус рассказывает притчу о сеятеле. Изыде сеятель… Означает ли это, что Библия запрещает сеяние при помощи сеялок? Что верующий крестьянин отличается от неверующего тем, что ходит по полю, разбрасывая семена из мешка? А потом идет и убивает сына за то, что тот переспал с замужней женщиной? Может, лучше все-таки притормозить и подумать, чем читать Библию как сборник правил дорожного движения?
Богу нетрудно сделать сборник правил дорожного движения Библией. С Его точки зрения все человеческие тексты одинаково суета сует, хоть придворная хроника израильских царей, хоть инструкция к зонтику. От человека требуется одно – уметь читать, то есть, не только складывать буквы в слова, а слова в предложения, но складывать предложения в речь, и понимать, когда речь идет о дороге в булочную как о дороге в булочную, а когда – о дороге в булочную как символе пути в жизнь вечную.