Главная / Статьи / Писания / КЕСАРЬ НЕРОН, 666 ИЛИ 616
КЕСАРЬ НЕРОН, 666 ИЛИ 616
КЕСАРЬ НЕРОН, 666 ИЛИ 616
24.09.2011
2551
Книга Откровения часто вызывала и вызывает споры, породила множество комментариев, порой даже абсурдных. В последнее же время утихнувшие было рассуждения о возможной идентификации числа 666 вспыхнули с новой силой. Это связано с неприятием Русской православной церковью давно известного даже в бывшем СССР штрих-кода, за которым якобы скрывается не зримое для простых смертных число зверя. Столько лет все мы, праведные и грешные, потребляли продукцию с этим самым штрих-кодом на упаковке, и никто не поперхнулся и Богу не перестал служить, как вдруг — не заплатим налоги до тех пор, пока этот самый штрих-код хоть как-то будет связан с налоговой декларацией. 

Так кто же этот таинственный зверь, числом которого пугают современных святых при уплате налогов? И насколько число равно по сатанинской силе самому зверю? Попробуем получить ответ из самой книги Откровения. 

Прежде всего необходимо четко определиться в методах толкования последней книги библейского канона. Написанная евреем-каторжанином на о. Патмос, книга эта полна мистических образов, которые всегда отличали еврейскую апокалиптическую литературу (ср. каноническую книгу Даниила, второканоническую книгу 3 Ездры, апокрифы Варуха, Еноха, Гермы и др.) Примечательно, что книга Откровения была ответом пресвитера Иоанна семи церквам римской провинции Асии (современная Турция). Невозможно представить ситуацию, когда пастырь церкви адресует своим прихожанам непонятное для них послание. Конечно же, адресаты его таинственного, на первый взгляд, послания прекрасно понимали загадочные для нас образы и непонятные теперь сравнения. 

Вот лишь один пример. Состояние "теплого, горячего и холодного" христианина в Лаодикийской церкви легко объяснимы природными условиями г. Лаодикия. Жители Лаодикии (по свидетельству Тацита) настолько разбогатели, торгуя мазью для глаз, что даже гордо (Отк. 3:17-18) отказались от римской помощи для восстановления города после землетрясения. Соответственно и члены поместной общины стали полагаться больше на собственные доходы, чем на Бога. Собственный бизнес интересовал их больше, чем служение в церкви. Таковых Бог называет "теплыми" христианами. Почему? 

Потому что именно этот образ был понятен жителям Лаодикии. В город по римскому акведуку со стороны г. Колоссы поступала холодная вода, столь полезная в жару. Возле г. Иераполя, близлежащего Лаодикии, находились термальные источники, где лечились римские колонисты. Таким образом, вода холодная и вода горячая были здесь и одинаково успешно использовались. Теплая вода пригодна лишь для того, чтобы ею мыться, прополоскать рот и выплюнуть (в горах я поливал такой водой голову или полоскал рот). Христианин, не служащий Церкви, а значит, Богу, достоин быть исторгнутым из лона Церкви, подобно тому, как жаждущий выплевывает теплую воду (Отк. 3:16). 

Вот пример того, как в древности еврейские и вообще ближневосточные авторы излагали с помощью понятных читателям категорий свои мысли. Однако интересующее нас число зверя к этому ряду образов и сравнений вовсе не относится. Здесь все проще и одновременно сложней. Проще в том плане, что число зверя можно сосчитать (что и призывает сделать автор книги); сложнее потому, что не каждый теперь может сосчитать. Читатели времен Иоанна могли. И могли они это сделать по двум причинам: 1) "зверем" был современный им или недавно живший правитель; 2) число легко декодировалось с помощью знакомого им алфавита. Таким алфавитом был иврит. 

Дело в том, что у народов Средиземноморья в античности не существовало цифр. Их заменяли буквы алфавита. И многие авторы в духе эпохи использовали буквы как цифры: то ли для того, чтобы их произведения удовлетворяли тогдашним литературным правилам; то ли из желания скрыть от цензуры истинный смысл. Хороший пример первого из случаев находим в известном памятнике античной литературы — книгах Сивилл, которые в греко-римском мире считались пророческими. (Популярность Сивиллиных оракулов привела даже к тому, что после пожара в храме Юпитера римляне потратили немало средств на повторное приобретение этих свитков.) Автор первой книги Сивилл прямо говорит о грядущем Христе и намекает на события, описанные в Евангелии от Матфея, "золото в дар принесут ему, ладан и смирну" (ст. 334). Однако автор не называет имя Христа, он лишь сообщает цифровое значение этого имени — 888, а также, что "он гласных четыре будет иметь и двойной согласный" (ст. 325-326). Использование букв греческого алфавита позволяет заключить, что речь идет об имени "Иисус" (в греческом языке это имя состоит из 6 букв, среди которых 4 — гласные). 

Автор книги Откровения, который "был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа" (Отк. 1:9), зашифровал имя зверя по той простой причине, что гонения на христиан не располагали к тому, чтобы прямо писать об известных всем событиях. Представьте себе следующую ситуацию. В 68 г. или 69 г. н. э. ссыльный пресвитер пишет большое письмо сразу семи церквам Асии, прихожане которых обеспокоены слухами о возможной войне с парфянами и возвращении Нерона, и прямо указывает на императора Нерона, как на зверя из бездны! Конечно же, Иоанн не мог себе этого позволить, иначе его послание было бы уничтожено римлянами подобно другим писаниям христиан. Однако автор дал достаточно ясное указание на то, что за цифрами скрывается конкретный и хорошо всем известный человек: "Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть" (Отк. 13:18). Автор не зря написал дословно "число человеческое", тем самым он указал, что число 666 означает конкретного человека, имя которого надо прочитать по буквам, из которых складывается это число. 

Для меня, как и для большой части толкователей, три шестерки означают имя кесаря Нерона. В декодировании числа зверя помогает знание исторического контекста. Нерон, как известно, смертельно ранил себя в шею. Однако многие верили, что рана оказалась не смертельной, и Нерон бежал к парфянам, давним противникам римлян. Конница парфян, некогда разгромившая легионы Красса (победителя Спартака), живописно изображена в Отк. 9:7-10: кони с длинной гривой и покрытые металлическими пластинами несут на себе всадников с металлическими цепами (а на цепах — шипы для поражения противника). Именно с парфянами и должен был вернуться зверь Нерон, большой любитель лицедействовать перед публикой. К нему как нельзя лучше подходит следующее описание: "одна из голов его как-бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела" (Отк. 13:3). Конечно же, Нерон покончил с собой на даче вольноотпущенника под Римом и поэтому не мог оказаться в Парфии. Но Иоанн предупреждает своих читателей, живущих страхами всего общества, что зверем будет сам типаж Нерона, то есть человек с такой же омерзительной моралью (развратник, деспот, матереубийца, любитель искусства и лести). Пожалуй, каждая эпоха порождает нечто похожее, но эсхатологический зверь будет мастером лицедейства (образ зверя с несколькими головами) и, возможно, иметь рану в голову или шею. 

А теперь непосредственно дешифровка числа 666. Среди читателей Иоанна было немало евреев, да и сам автор мыслил по-еврейски (плохой греческий язык книги Откровения выдает автора). Поэтому число 666 необходимо "собирать" из букв еврейского алфавита. Если сложить согласные буквы, составляющие словосочетание "кесарь Нерон" (гласных в еврейском алфавите тогда еще не существовало), то получится указанное число. Буквы: Коф-Самех-Рейш (КеСаР) Нун-Рейш-Вав(О)-Нун (НеРОН)

Цифры: 100, 60, 200, 50, 200, 6, 50. Сумма: 666. 

Помогают расшифровать это число и некоторые рукописи, в которых переписчики изменили его на число 616. Переписчики прекрасно понимали, чье имя было скрыто под цифрами, поэтому изменили его соответственно римскому стилю. В латыни (в отличие от греческого) кесарь Нерон пишется как Caesar Nero. Переписчики соответственно отбросили последнюю букву Нун, отчего число уменьшилось ровно на 50. Поэтому и 666, и 616 — лишь разные формы с одним содержанием. 

Во всей же истории с числом зверя поражает представление современного обывателя о нем, где много надуманной мистичности, чуть ли не сакральности. На самом деле рукописи книги Откровения содержат разные варианты этого числа: 666, 665, 646 и 616. Так которое же из этих чисел нам грозит опасностью? И вообще стоит ли опасаться мертвых цифр? В книгах Сивилл (V, 28) Нерону "знак пятьдесят назначен судьбою", но это новое "число зверя" ничего не прибавляет и ничего не убавляет в омерзительном портрете Нерона. 

Теперь любой хулиган, украв белье во дворе, может на заборе написать "666" вместо "Фантомас". Разве кража белья приобретет от этого вид ритуального убийства или другого сакрального преступления? Бояться же стоит не бездушных цифр, не повсеместной компьютеризации или пластиковых карточек вместо живых денег. Пожалуй, больше следует опасаться теплых объятий кесаря, которые не принял ни Христос, ни Его церковь.