Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
МОГУТ ЛИ ФИНАНСЫ ПЕТЬ ПСАЛМЫ? / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Писания / МОГУТ ЛИ ФИНАНСЫ ПЕТЬ ПСАЛМЫ?
МОГУТ ЛИ ФИНАНСЫ ПЕТЬ ПСАЛМЫ?
МОГУТ ЛИ ФИНАНСЫ ПЕТЬ ПСАЛМЫ?
24.09.2011
1128

 

Не обманешь - не продашь

Если речь идет о христианском бизнесе в нашей стране, то само собой подразумевается торговля. В государстве, которое почти ничего не производит, иначе и быть не может. Большинство церквей начали или пытаются начать коммерческую деятельность. Да и как не начать, если нет другого выхода. Надо же как-то держаться на плаву! Заокеанские покровители ненавязчиво, но решительно пытаются подвести нас к самоокупаемости, сокращая, а то и вовсе останавливая поступление когда-то таких значительных пожертвований. Но пока о христианском бизнесе больше говорят, и за этими разговорами одни противоречия. Есть преуспевающие предприниматели, посещающие церковь и неравнодушные к Священному Писанию, которые прямо заявляют, что говорить о существовании "христианского бизнеса" могут только люди невежественные или аферисты. Другие, начитавшись книг американских экономических апостолов и пророков, все же верят, что где-то есть какая-то основанная на библейских принципах предпринимательская этика.

Но вернемся к торговле. Что говорят авторитеты? Первый переводчик Библии на латинский язык, Св. Иероним, человек весьма осведомленный в Писании, говорил: "Купец вряд ли может угодить Богу". Еще более категоричное суждение принадлежит Св. Августину: "Торговое дело само по себе есть зло". В русском народе сами купцы, бывало, приговаривали: "Не обманешь — не продашь". Но не все так просто. До сих пор известно и другое выражение: "Уговор дороже денег". Эта поговорка возникла в старообрядческих согласиях.

Пуританская Россия

Как отмечает известный исследователь старообрядчества С. Зеньковский, "по своей строгой дисциплине, пуританскому подходу к миру, трудолюбию, сознанию своей избранности, мирскому священству (наставничеству) некоторые общины напоминают скорее Женеву времен Кальвина, чем Россию. Повышенное ощущение греховности мира, личная ответственность человека за свое спасение верой, выражающиеся в молитве, труде и аскезе, сближали эти столь отдаленные в своем историческом развитии движения". 

Указ о веротерпимости от 17 апреля 1905 года позволил староверам активно включиться в социальную, политическую и экономическую жизнь. До сих пор слагаются легенды об огромном влиянии, богатстве и благотворительной деятельности, которой славились староверы в разных областях общественной жизни. Такие люди, как Рябушинские, Морозовы, Гучковы, Шибаевы и многие другие, являются и сейчас примером для возрождения всего лучшего, что было в России. Но, к несчастью, новые предприниматели, мечтающие возродить традиции русского купечества, забывают, что все отношения раньше строились на доверии, доверие — на вере, а вера — на любви и страхе Божьем. Доверяя друг другу фантастические суммы, эти люди знали, единоверец не обманет — Бога побоится! 

Авторы тех книг, о которых в начале мы упомянули с некоторой иронией, во многом правы: христиане смогут успешно заниматься предпринимательством лишь тогда, когда выработают в себе этические принципы, основанные не на учебниках по менеджменту, а на сбалансированном библейском учении, высокой духовной и нравственной культуре.

От России до Женевы

Наша статья посвящена все же протестантской этике, но и о староверах мы упомянули не напрасно. Также не напрасно сравнивал С. Зеньковский духовные и этические принципы староверов с Кальвином и Женевой. Наверное, Рябушинский и Морозов возмутились бы, если бы их назвали кальвинистами, они были последователями не Кальвина, а, скорее, уж протопопа Аввакума. А может быть, и не возмутились бы, потому что, в отличие от нас, они не спешили навешивать друг на друга ярлыки. Благодаря сложившейся за столетия духовной традиции и опыту они без труда бы разглядели, что учение Кальвина во многом им сродни и содержит немало полезного. Это учение полезно тем, что позволяет благодаря своей сбалансированности достичь духовного равновесия именно на практике.

Для многих богословских направлений характерно предпочтение одной истины в ущерб многим другим. Когда вы принимаете за основное начало своей веры какое-либо событие, скажем, водное крещение, крещение Святым Духом, духовные дары или оправдание верой, касающееся лишь спасения человека, должное равновесие в вашей духовной жизни утрачивается. Начинаются перекосы. Но когда вы делаете, подобно кальвинисту, средоточием веры великую мысль о Боге как о Вседержителе, все становится на свои места.

Даже среди образованных христиан существует представление, что кальвинизм — однобокая доктрина, где все упирается в избрание по предопределению. В самом деле, легче просто отмахнуться от этого учения, чем осилить хотя бы некоторую часть сочинений Кальвина и его последователей. Если же исследовать богословские взгляды кальвинистов добросовестно, невольно поражаешься сбалансированности доктрин, в которые они верят. Бесспорно, что кальвинист, не колеблясь, включает в свои верования логически противоположные, с виду противоречащие друг другу парадоксальные идеи. И те и другие взяты, разумеется, не откуда-нибудь, а из Библии. Этот момент чрезвычайно важен. Он удерживает верующего от одностороннего экстремизма, который проявляется в том, что братья во Христе начинают обстреливать друг друга библейскими цитатами. Бывает, что таким бомбардировкам нет конца именно потому, что и те и другие "знают Библию". 

Для примера необыкновенной уравновешенности библейского учения возьмем предопределение и ответственность человека. Определить взаимоотношение этих понятий, как показала практика богословских состязаний, человеческая логика бессильна. Но для кальвиниста это не проблема. На вопрос, как бы вы примирили эти два понятия, он ответит: "В этом нет необходимости. Бог примиряет их, и мне этого достаточно". Многие за это упрекают кальвинистов в том, что из подобных утверждений вытекает безответственность и даже распущенность. Но нигде вы не найдете, чтобы ответственность человека подчеркивалась более энергично, чем в сочинениях Кальвина и его последователей. Достаточно ознакомиться с известной книгой Х. Генри Миттера "Основные идеи кальвинизма". Библейское основание ключевых позиций этой книги переворачивает все по-мирскому недалекие представления о протестантской этике, сложившиеся под влиянием Макса Вебера.

Вот еще один пример. Нет ничего более противоположного по воздействию на человека, чем грех и благодать. И нет такой системы, которая ставила бы грешного человека так низко, как это делает кальвинизм со своим учением о всеобщей греховности. Но никто не ставит христианина на более высокий пьедестал и не спрашивает с него больше, чем тот же кальвинизм.

Призма веры

Все сказанное относится и к сфере бизнеса. Библия не содержит готовых "бизнес-планов", но требует от нас в этом плане ответственности и понимания своей роли в этом мире. Бог призывает нас, христиан, смотреть на все, в том числе и на бизнес сквозь призму веры. Это означает, что мы призваны видеть мир таким, каким видит его Господь. В трудных обстоятельствах мы должны искать опоры в Священном Писании, обращаться к Святому Духу или к другим христианам с просьбой наставить нас на путь истинный. Мы должны следить за целостностью и чистотой своих помыслов. Основное внимание должно быть направлено не на изучение института бизнеса, а на людей, им занимающихся. Через них Бог прокладывает нам дорогу к материальному благополучию, не подрывающему, а укрепляющему наше духовное равновесие.

В заключение еще один пример. Владелец крупной фирмы вызвал своего помощника, чтобы поручить ему работу в воскресенье. Пришел срочный груз. Помощник отказался, объяснив свой отказ тем, что он христианин, соблюдает заповеди Бога и это для него гораздо важнее любого распоряжения начальства. Работать в воскресенье он не может. "Ты уволен!" — вскричал разгневанный директор. Через некоторое время на совете директоров обсуждали открытие нового отделения компании, для работы в котором нужен был кассир. "Вызовите того верующего", — приказал директор. "Но ведь вы же его уволили", — удивились служащие. "Да, ради своего Бога он ослушался моего распоряжения. Но такому человеку мы можем спокойно доверить нашу кассу".

В своей повседневной деловой практике мы должны высвечивать перед миром совокупность библейских принципов, которыми мы руководствуемся, и наше личное предстояние перед Богом. Это и есть основа всей профессиональной библейской этики, которая нашла наиболее глубокое основание в протестантизме.

И тогда, возможно, наши финансы запоют уже не романсы, а псалмы.